kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эмпирические методы исследования для младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра "Эмпирические методы исследования для младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Эмпирические методы исследования для младших школьников»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







Эмпирические методы исследования для младших школьников





Выполнила:

Студентка Ш-31 группы

Цырульникова Алина



г.Ейск,2020

Содержание

Наблюдение………………………………………….2

Метод опроса………………………………………..3

Изучение продуктов деятельности………………..9

Социометрия……………………………………….11























1.Наблюдение



Методика «Выбор»

Цель: выявление направленности потребностей.

Инструкция испытуемому. «Представь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

2.Метод опроса

Выявление направленности интересов младших школьников

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Это диагностирование поможет осуществить сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта.



Анкета для учащихся

Ф,И_______________________________________________

Класс________

1.      Твое любимое занятие в свободное время?______________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Чему бы ты хотел научиться?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      В каких кружках хотел бы заниматься?

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Выявление направленности интересов младших школьников

Диагностика на выявление интересов младших школьников

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;

  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

  3. петь, музицировать;

  4. заниматься физкультурой;

  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

  8. играть с техническим конструктором;

  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

  10. самостоятельно рисовать;

  11. играть в спортивные, подвижные игры;

  12. руководить играми детей;

  13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

  14. ходить в магазин за продуктами;

  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);

  21. убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;

  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

  27. ухаживать за домашними растениями;

  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

  31. участвовать в постановке спектаклей;

  32. заниматься спортом в секциях и кружках;

  33. помогать другим людям;

  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;

  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

3.Изучение продуктов деятельности

Соберите сочинения и рисунки на заданную тему среди определенной выборки. В зависимости от параметров, по которым будут анализироваться материалы исследования, необходимо знать возраст, пол или иную характеристику авторов произведений, существенную для дальнейшего сопоставления. Отражаясь в художественных или публицистических формах, понимание тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядным и интересным для изучения.

В качестве вариантов можно предложить темы:

1) для сочинений – рассказ от лица животного или растения (исследование восприятия и понимания природы как самостоятельного от человека явления); рассказ "Прогулка по лесу" (исследование соотношения позиций человека, природы и человека в природе); рассказ как продолжение фразы "Рассматривая бегущего муравья, я подумал..." (исследование ассоциаций, связанных с природой) и т.д.;

2) для рисунков – "Человек на природе" (исследование понимания взаимоотношений человека с природой); "Экология" (исследование понимания экологии и ассоциативного ряда, связанного с ней); "Мир вокруг нас" (исследование восприятия окружающего человека мира, насколько человек в своем сознании связан или оторван от природы) и т.д.

При обработке собранных материалов исследования важно четко определить параметры анализа. В тексте выделяются смысловые единицы анализа, обобщенные по категориям и поддающиеся обсчету. Порой существенной характеристикой является встречаемость тех или иных слов на общее число слов.

4. Социометрия

Социометрия может проводиться несколькими способами:

  1. Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.

  2. Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.

  3. Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.

  4. Упрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.

  5. Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

  • Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.

  • Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.

  • Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.

  • Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.

  • Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.

  • Коричневый – полное равнодушие.

  • Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.

  • Розовый – интерес, стремление к общению.

Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:

«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!» Образец анкеты:

  • С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?

  • С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?

  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?

  • Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?

Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.

Бланки подписываются и сдаются после заполнения.

Обработка результатов

Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:

  • Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.

  • Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.

  • Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.

Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.

Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:

  1. Внутренний круг – наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, «звезды».

  2. С ледующий круг – предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это «нормальные» дети).

  3. Следующий круг – игнорируемые, общение с ними не распространено.

  4. Внешний круг – одиночки.

Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.

Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.

Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Эмпирические методы исследования для младших школьников

Автор: Цырульникова Алина Ивановна

Дата: 21.06.2020

Номер свидетельства: 553794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний». "
    ["seo_title"] => string(97) "vyiavlieniie-i-formirovaniie-uud-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-riealizatsii-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "236206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443982172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Система работы социального педагога по созданию условий для выявления и развития детской одаренности "
    ["seo_title"] => string(114) "sistiema-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-sozdaniiu-uslovii-dlia-vyiavlieniia-i-razvitiia-dietskoi-odariennosti"
    ["file_id"] => string(6) "200518"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428850295"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формирование познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(93) "formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-mladshikh-shkol-nikov-v-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "178251"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424795915"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "«Особенности эмоциональной сферы школьников, воспитанных в детских домах семейного типа». "
    ["seo_title"] => string(96) "osobiennosti-emotsional-noi-sfiery-shkol-nikov-vospitannykh-v-dietskikh-domakh-siemieinogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "146433"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419174577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) ""Психологические особенности развития Я-концепции в младшем и старшем дошкольном возрасте""
    ["seo_title"] => string(94) "psikhologhichieskiieosobiennostirazvitiiaiakontsieptsiivmladshiemistarshiemdoshkolnomvozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "290274"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454938301"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства