Просмотр содержимого документа
«Эмпирические методы исследования для младших школьников»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Ейский полипрофильный колледж
Эмпирические методы исследования для младших школьников
Выполнила
Студентка Ш-31 группы
Долматович Мария
2020 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………….....3
Беседа……………………………………………………….4
Интервьюирование………………………………………....5
Анкетирование……………………………………………..6
Социометрия………………………………………………..7
Тестирование……………………...………………………..8
Заключение…………………………………………………9
Список литературы……………………………………….10
2
Пояснительная записка
В данной брошюре представлены следующие эмпирические методы исследования для младших школьников:
наблюдение
беседа
интервьюирование
анкетирование
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.
3
Беседа
Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и сообщения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника.
Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению.
Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования, как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения.
Таким образом, эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической уровня теоретических знаний.
4
Интервьюирование
Интервьюирование - проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации).
Он заключается в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет.
В отличие от беседы интервьюера интересует только мнение и оценка испытуемого. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов.
5
Анкетирование
Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.
Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д.
Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.
6
Социометрия
Социометрия - метод, позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в коллективе.
Социограмма - графическое изображение отношений респондентов друг к другу.
Метод социометрии помогает получить "фотографию" внутриколлективных отношений между школьниками. Значение роли каждого ученика в коллективе, его симпатии, доверие, доброжелательность влияют на их поступки, поведение, формирование у них убеждений, нравственных привычек и других качеств.
Социометрия может обнаружить расхождение официальной и неофициальной структур коллектива, источники напряжений, конфликтов - это облегчает постановку задач коллективной и индивидуальной воспитательной работы.
7
Тестирование
Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе.
Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени.
Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов.
8
Заключение
Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.
Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте.
Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в педагогической исследовательской деятельности.