kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эмпирические методы исследования для младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра на тему "Эмпирические методы исследования для младших школьников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эмпирические методы исследования для младших школьников»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»















Эмпирические методы исследования для младших школьников









Выполнила

студентка Ш-31 группы

Шорохова Анастасия








Ейск, 2020 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Наблюдение ……………………………………………………………………… 4

Беседа …………………………………………………………………………….. 6

Интервьюирование ……………………………………………………………… 8

Анкетирование …………………………………………………………………. 10

Изучение продуктов деятельности …………………………………………… 12

Социометрия …………………………………………………………………… 13

Заключение …………………………………………………………………….. 14



Введение

Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности.

К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её.

Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Методами эмпирического исследования являются: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, эксперимент.




Наблюдение

Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это – непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов:

- открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя;

- включенное и не включённое с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе.

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

Пример

ФИО ________________________________________________________

Класс ____________

Дата рождения _________________________________

Домашний адрес, домашний телефон ____________________________

Семья ребенка:

Мать Ф.И.О., место работы ____________________________________

Отец Ф.И.О., место работы_____________________________________

Жилищно-бытовые условия ____________________________________

Взаимоотношения в семье _____________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье____________________

Воспитательный потенциал семьи ________________________________

___________________________________________________

Характер ребёнка ______________________________________________

Качества личности (положительные, отрицательные)

__________________________________________________________________

Положение ребенка в коллективе ________________________________

Учебная деятельность: _________________________________________

Уровень знаний характеризуется ________________________________

Мотивация обучения __________________________________________

Посещаемость уроков _________________________________________

Внеурочная деятельность ______________________________________









Беседа

Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и сообщения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника. Практикуются открытые и скрытые фонограммы беседы.

Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования, как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например, методом наблюдения.

Примерные вопросы для беседы с учеником.

1. Интересно ли тебе учиться? Какие предметы тебе нравятся больше всего?

2. Стремишься ли ты выяснить непонятное у учителя, одноклассников?

3. Любишь ли ты читать? Что?

4. Что тебя больше всего интересует в газетах, журналах?

5. Какое общественное поручение ты выполняешь? Чем оно тебя привлекает?

6. Какая профессия тебе больше всего нравится? Хотел бы ты ею овладеть, смог бы?

7. Как ты проводишь свободное время?

8. Есть ли у тебя друзья? Что больше всего ты в них ценишь?

9. Можешь ли ты учиться лучше? Что тебе мешает?

10. Как ты делаешь домашние задания? Соблюдаешь ли ты определенную последовательность? Сколько времени ты тратишь на их выполнение? Как поступаешь, если что-то у тебя не получается?

11. Быстро ли ты воспринимаешь и запоминаешь учебный материал? Стремишься ли ты к дословному запоминанию или выделяешь главные мысли? Удается ли тебе кратко пересказать прочитанный текст?

12. Успеваешь ли ты вместе с классом делать записи, зарисовки, читать текст? Часто ли на уроке отвлекаешься?

13. Часто ли получаешь замечания от учителей, по какому поводу? Считаешь ли ты их справедливыми?

14. Какие требования предъявляют к тебе родители. Учителя, считаешь ли ты их посильными?

15. Кого из учителей уважаешь больше всех и за что?

16. Можешь ли ты быть решительным, настойчивым сдерживать свои чувства?

17. Не мешают ли тебе при выполнении заданий шум, разговоры?

18. Способен ли ты спокойно и неторопливо работать, если работа неинтересная?

19. Бывают ли у тебя конфликты с родителями, сверстниками, по какому поводу? Как они обычно разрешаются?

20. Часто ли меняется твое настроение? Что бывает самым обидным?







Интервьюирование

Интервью – метод сбора первичной информации в педагогических исследованиях. В интервью один человек (интервьюер) стремится получить информацию от другого (воспитанника или группы воспитанников) в условиях речевого взаимодействия.

В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами конкретного педагогического исследования. Специфика интервью заключается в том, что полученная информация в некоторой степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и потому несет на себе отпечаток этого общения. От характера последнего, тесноты контакта и степени взаимопонимания основном зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Вопросы для интервью выпускника начальных классов

Что для тебя в школьной жизни самое главное? Что тебе особенно запомнилось из твоей школьной жизни за 1-4 класс?

Самое важное (значимое) событие, произошедшее в 1-4 класс. Самый смешной случай, произошедший в 1-4 класс. Самый удивительный случай, произошедший в 1-4 класс. Самый интересный случай, произошедший в 1-4 класс. Случай, который заставил тебя серьёзно задуматься.

Кто помогал тебе в учёбе? Без чьей помощи тебе в школе было бы трудно?

С кем сидел за партой в 4 классе?

С кем сидел за одной партой в 1 классе? С кем понравилось сидеть за одной партой? С кем хочешь сидеть за партой в 5 классе?

Что тебя ждёт в 5 классе?

По чему (по кому) будешь скучать? Что бы (кого бы) хотел взять с собой в 5 класс?

Хотелось бы вернуться в 1 класс?

В какой класс (1,2,3,4-ый) хотел бы вернуться? В какой день хотел бы вернуться?

Хотелось бы тебе никогда не взрослеть?

О чем думаешь сейчас?

О чем сейчас мечтаешь?

Что бы ты сказал (пожелал) себе – первокласснику?

Что бы ты сказал (пожелал) себе – будущему пятикласснику?

Что бы ты сказал (пожелал) одноклассникам – будущим пятиклассникам?


Анкетирование

Анкетирование – письменный опрос, в результате которого получают информацию о типичности изучаемых явлений и процессов с помощью специально разработанных опросников. В процессе анкетирования предоставляется возможность охватить большое количество опрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Известны три типа анкет. Открытая анкета – состоит из вопросов без сопровождающих готовых ответов. В анкете закрытого типа предлагаются готовые для выбора ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой.

Пример

Цель. Определение степени выраженности познавательных интересов школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Учителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) очень тесно;

б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности;

в) никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?

а) постоянно;

б) иногда;

в) очень редко.

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) большинство заданий подчинено этому принципу;

б) ставит, но редко выполняет;

в) не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)?

а) делает всегда столько, сколько нужно;

б) делает периодически;

в) не любит выполнять неинтересную работу.

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) всегда, когда нужно;

б) только изредка;

в) не способен.

Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).






Изучение продуктов деятельности

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. С помощью этого метода можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.

Изучение дневника и тетрадей ученика

Описать внешний вид дневника, тетрадей, учебников. Есть ли обложка, рисунки, выпадение страниц, загнутость страниц и т. д.

Проверить регулярность записей в дневнике, записей учителей и классного руководителя о поведении ученика на уроках, перемене. Указаны ли в дневнике поощрения и замечания. Есть ли четвертные отметки, подписи родителей.

Проверить и описать ведение тетрадей по следующим признакам: аккуратность или небрежность, системность или бессистемность записей, грамотность, почерк.








Социометрия

Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.

Пример

Цель: выявление «социометрических позиций» учащихся, т.е. авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

Структура методики: Обучающимся предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос- 3 фамилии одноклассников, кроме собственной фамилии).

Содержит вопросы для изучения учебно-деловых отношений:

1) К кому из ребят твоего класса ты бы обратился за помощью в решении учебных вопросов?

2) Кого из ребят твоего класса ты бы выбрал командиром?

3) С кем из ребят твоего класса ты хотел бы жить в одном доме?

4) Кого из ребят твоего класса ты бы пригласил на свой день рождения?

Процедура исследования и обработки результатов:

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Заключение

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом.

Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др.

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования. Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Эмпирические методы исследования для младших школьников

Автор: Шорохова Анастасия Константиновна

Дата: 23.06.2020

Номер свидетельства: 553925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Эмпирические методы исследования для младших школьников"
    ["seo_title"] => string(60) "empiricheskie_metody_issledovaniia_dlia_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "553794"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592765278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Брошюра "Эмпирические методы исследования для младших школьников""
    ["seo_title"] => string(70) "broshiura_empiricheskie_metody_issledovaniia_dlia_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "553778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592753758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Брошюра "Эмпирические методы исследования для младших школьников""
    ["seo_title"] => string(72) "broshiura_empiricheskie_metody_issledovaniia_dlia_mladshikh_shkolnikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "553786"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592759570"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Эмпирические методы исследования для младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "empiricheskie_metody_issledovaniia_dlia_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "553952"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592975510"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний». "
    ["seo_title"] => string(97) "vyiavlieniie-i-formirovaniie-uud-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-riealizatsii-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "236206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443982172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства