Экологическое образование в МБОУ «Тиксинской средней общеобразовательной школе №2»
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Экологическое образование школьников в нынешних условиях природного кризиса играет огромную роль.
Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы к добру и любознательны, поэтому в нашей школе появились предметы, направленные на обучение школьников обращению с природой. Словосочетание "экологическое образование" употребляется как синоним воспитания любви к природе. Чтобы обучение не было бесполезным, необходимо формирование экологического сознания. Только образованный человек сможет адекватно оценивать тот или иной поступок, а правильное отношение к природе станет его убеждением. Правильно используя материал и различные подходы, учитель может воспитать экологически грамотную личность.
В нашей Тиксинской средней общеобразовательной школе учителя приобщают детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, грамотному и разумному природопользованию. Все педагоги Тиксинской школы №2 работают над экологическим воспитанием наших детей, применяют современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность— всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование в школе »
Экологическое образование в
МБОУ «Тиксинской средней общеобразовательной школе №2»
Люди-человеки, страны и народы Мы теперь навечно должники природы.
Н. Заболоцкий
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Экологическое образование школьников в нынешних условиях природного кризиса играет огромную роль. Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы к добру и любознательны, поэтому в нашей школе появились предметы, направленные на обучение школьников обращению с природой.
Словосочетание "экологическое образование" употребляется как синоним воспитания любви к природе. Чтобы обучение не было бесполезным, необходимо формирование экологического сознания. Только образованный человек сможет адекватно оценивать тот или иной поступок, а правильное отношение к природе станет его убеждением. Правильно используя материал и различные подходы, учитель может воспитать экологически грамотную личность.
Мы переступили порог XXI века, и экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой.
Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия человека.
Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям.
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическое воспитание в начальной школе начинается с воспитания добрых чувств, теоретических знаний о природе, практической связи с природой.
В нашей Тиксинской средней общеобразовательной школе учителя приобщают детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, грамотному и разумному природопользованию.
Все педагоги Тиксинской школы №2 работают над экологическим воспитанием наших детей, применяют современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность— всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников.
Проблема экологического воспитания, над которой мы работаем на протяжении долгих лет, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках естествознания, окружающего мира, биологии, географии стараемся давать задания, ставящие детей в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Уже в первые минуты на уроках мы стараемся вовлечь их в удивительный мир природы. Создают соответствующую для этого атмосферу классные кабинеты. Наша Тиксинская школа №2 очень уютная: на стенах и подставках — комнатные растения; помещены они в аккуратные горшочки. В кабинетах начальной школы стоят аквариумы. Аквариум — удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений. В шкафах аккуратно расставлены гербарии лекарственных растений, луговых трав, плодовых деревьев.
В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится теме «Естествознание» с привлечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов практического общения с природой. Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики. Игра, как форма воспитания, выполняет функции нравственного и экологического просвещения; развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки, силу воли; развивает полезные качества. В игре дети учатся применять имеющиеся у них навыки. Всё это вместе взятое оказывает существенное положительное влияние на здоровье детей.
Неоценимую пользу в формировании надпредметных компетентностей и личностных достижений может сыграть внеурочная деятельность. На уроках мы активно используем различные формы и виды учебной и внеклассной, внеурочной деятельности: экологические рассказы, беседы, лекции, учебные дискуссии, подготовку сообщений, экологических проектов, внеклассные занятия, включающие посещение нашего музея в Усть-Ленском заповеднике, наблюдения за растениями и животными; фотографирование, рисование, лепку, изготовление поделок из природных материалов, регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями, тематические вечера, конкурсы, праздники, конференции, турниры-викторины, экологические КВНы, брэйн-ринги, устные журналы дни окружающей среды, путешествие по экологическим тропам, разработку маршрутов экологических экспедиций по родному Якутскому краю.
Каждый год, вот уже более 13 лет, наша Тиксинская школа №2 принимает активное участие в научно-практических конференциях по экологии. В работе над проектами у нас принимают участие дети с 3 класса. Они сами выбирают темы и с большим удовольствием над ними работают. Именно поэтому, мы уделяем серьезное внимание научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по окружающему миру, так как она способствует раскрытию творческих способностей каждого ребёнка, развитию и тренингу психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи), расширяет кругозор учащихся, формирует мировоззрение, оказывает влияние на воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности, развивает личность школьника. Учащиеся приобретают навыки публичного выступления, формируется интерес к предмету и активная жизненная позиция. Проектная деятельность по экологии ценна еще и тем, что способствует развитию экологической компетенции учащихся.
Мы тесно сотрудничаем с научными работниками Усть-Ленского заповедника. Каждый год дети нашей Тиксинской средней общеобразовательной школы №2 принимают участие в Международной акции «Марш парков». Мы рисует рисунки, сочиняем сказки и рассказы, выпускаем газеты на экологические темы. Занимаем призовые места и отмечены грамотами.
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с природой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе мы формируем у ребят современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды.
Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею.
Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде. Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.
Мы считаем, что воспитание экологического чувства является самым важным среди всех чувств человека. Это одна из основных характеристик целостной личности человека.
Перспектива экологического воспитания в содружестве семьи и школы.
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Завуч по УВР
МБОУ «Тиксинской средней общеобразовательной школы №2»