Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Главной задачей работы с ребенком в играх является формирование устойчивого интереса к игре как к познавательной деятельности. Так как уровень познавательной деятельности глубоко умственно отсталого ребенка очень низок, то в играх следует выбирать такие методы и приемы, которые стимулировали бы познавательную активность ребенка, развивали его интерес к окружающему миру. Действия педагога в игре должны быть:
эмоциональны;
доступны для понимания ребенка.
Объяснение должно быть:
поэтапным;
четким;
конкретным;
со зрительным показом.
Содержание игр постепенно усложняется, переходя от простых манипуляций к действиям, включающим не только моторную, но и мыслительную задачу.
Игры на развитие мелкой моторики: Игра 1 «Волшебные пуговицы»
Цель обучение застегиванию и расстегиванию пуговиц разного размера.
Цель: закрепить умение разбирать мелкие предметы (крупы, пуговицы, камешки и т.д.) в две коробочки по внешним признакам.
Игра 7 «Узор»
Цель: закрепление умения выкладывать совместно с педагогом узор из мелких предметов.
Игры на развитие умения слышать и воспринимать инструкцию взрослого
Цель данных игр – научить детей слышать и выполнять инструкции взрослого, закрепить знания глаголов побудительного наклонения и умение выполнять действия согласно им. В данных играх закрепляются действия, необходимые в повседневной жизни. Речевая активность у детей с глубокой умственной отсталостью разная, поэтому требования к активной речи должны учитывать речевой уровень каждого ребенка, требования к проговариванию звуков, слов, фраз должны быть индивидуальные.
Игра 1«Посади куклу рядом»
Цель: обучение ребенка слышать и выполнять инструкцию педагога, понимать глаголы «посади»,«сядь».
Игра 2«Покачай куклу» (Прокати машину и т.д.)
Цель: обучение слышать инструкцию педагога, выполнять подражательные действия.
Игра 3 «Вытриводу»
Цель: обучение совершать подражательные действия по инструкции, понимать глагол «вытри».
Игра 4 «Помощники»
Цель: обучение выполнять 2 и более действия по инструкции педагога, понимать названия предметов окружающей обстановки.
Игра 5«Попрыгаем как зайчики» (Полетаем как самолёты и т.д.)
Цель: обучение выполнять инструкцию педагога действием, понимать глаголы «прыгать», «летать» и т.д. В этой игре закрепляются глаголы и действия различного характера.
Игры на ознакомление с окружающим и расширение пассивного словаря
У детей с выраженной умственной отсталостью отсутствуют знания об окружающем мире, пассивный словарь беден, либо совсем не сформирован. Поэтому работать с такими детьми крайне сложно. Предлагаемые игры направлены на формирование у детей данной категории пассивного словаря и ознакомления с предметами ближайшего окружения. Игры могут проводиться в игровом уголке, с реальными предметами, а так же в виде дидактических игр. Более глубокие знания детям не даются ввиду несформированности у них образного мышления.
Игра 1 «Части комнаты»
Цель: обучение видеть и различать групповые комнаты (группа, прихожая, спальня, туалет), знать их название, назначение, названия предметов, которые там находятся.
Игра 2 «Мебель»
Цель: продолжить ознакомление с предметами мебелив группе, обучение манипулированию с ними по инструкции педагога. Обогащение словаря, именами существительными, обозначающими названия и глаголами, обозначающими действия с предметами мебели.
Игра 4 «Посуда»
Цель: познакомить с основными предметами посуды, используемыми в повседневном обиходе. Обогащать пассивный словарь существительными, обозначающими названия предметов посуды и глаголами, обозначающими действия с ними.
Игра 5 «Одежда»
Цель: продолжить ознакомление с названием предметов одежды, знать названия частей одежды (по возможности), обогащать пассивный словарь существительными, обозначающими названия предметов одежды, глаголами, обозначающими действия с предметами одежды, прилагательными (длинный-короткий).
Игра 6«Вода»
Цель: продолжить ознакомление со свойствами воды:
вода течет из крана;
вода перетекает из сосуда в сосуд;
вода растекается;
вода горячая, холодная;
водой мы моем руки, умываемся, стираем в ней.
Обогащать пассивный словарь прилагательными, глаголами, обозначающими свойства и функции воды. Способствовать коррекции эмоциональной сферы посредством игр с водой.
Игра 7«Животные»
Цель: коррекция, речевой активности в звукоподражании; ознакомление с внешнимвидом и повадками домашних и диких животных. «Кто как кричит», «Кто как двигается».