Мастер-класс на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ".
Мастер-класс на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ".
Мастер – класс на тему:
«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: - Формировать у учащихся чувство ритма в музыкальной деятельности, побуждать их к музицированию на ударных музыкальных инструментах, активизировать музыкально - ритмический слух и способности.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для развития творческой активности учащихся;
- Закрепить знания о ритмических особенностях, а также понятия: «метроритм», «сильная доля»;
- Формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- Содействовать гармоничному развитию творческой личности.
Воспитательные:
- Воспитывать музыкальную культуру учащихся;
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию;
- Развивать музыкальные способности у младших школьников;
- Формировать потребности в самовыражении, самопознании, самореализации;
- Формировать музыкальный вкус и интересы детей;
- Формировать самостоятельные исполнительские навыки в музицировании на ударных музыкальных инструментах;
- Развивать творческие способности детей, создавать радостную, творческую атмосферу;
- Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь, мелкую моторику кистей рук и пальцев).
- Создавать условия для пополнения музыкального словарного запаса, а также успешной социализации учащихся.
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: беседа, объяснение;
- наглядные методы: демонстрация, звуковой, наблюдения учащихся, комбини-рованный;
- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;
- репродуктивный метод (разучивание, повторение и закрепление материала);
- исследовательский метод (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- метод активизации зрительного и слухового восприятия;
- метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);
- метод музицирования;
- метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание проблемно - поисковых ситуаций;
- создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творчеству и практической деятельности).
3. Коррекционные методы:
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.
4. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные методы контроля;
- групповые и индивидуальные.
5. Методы поощрения:
- благодарность, одобрение словом.
Приемы:
- дидактические игры;
- ритмические упражнения (потешки, попевки, песенки);
- соревнования между подгруппами.
- создание собственных приемов игры на ударных музыкальных инструментах.
Музыкальное оборудование:
Музыкальный центр, ударные музыкальные инструменты (ложки, трещетки, рубель, бубен, колокольчики, треугольник, маракасы, металлофон, ритмо-палочки).
Используемые технологии:
«Обучение в сотрудничестве», разноуровневый и дифференцированный подход, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вход детей в класс. Приветствие учителя, обучающихся и гостей.
Настроить внимание детей на активную работу.
2. Вступительное слово учителя.
У: - Сегодня у нас с вами необычное и очень интересное занятие, так как мы сегодня всё занятие посвятим играм, но необычным играм - ритмическим. Игры и упражнения, которые мы будем выполнять, помогают развитию ритмического слуха, а также они влияют на самые важные процессы человека - память, внимание, фантазию, мышление, восприятие, речь.
- Тема нашего занятия сегодня «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Слайд №1.
- Существует много разнообразных ритмических игр с ударными музыкальными инструментами и без них, которые помогают развитию ритмического слуха. Часть этих игр мы сегодня покажем нашим гостям.
3. Основная часть занятия.
У: - 1 ИГРА, которую вам предстоит выполнить, называется «Ритмические словечки». Слайд № 2
Цель: Освоение ритмических блоков в речи.
Ход игры: 1) Учитель предлагает прочитать слова овощей и фруктов, и одновременно прохлопать ритм этих слов. Слайд № 3-4
Например: По-ми-дор, свёк-ла, о-гу-рец, реп-ка.
Виш-ня, а-пель-син, ли-мон, ма-ли-на
( Вопросы: Найдите похожие слова? Найдите слова, где сильная 2 доля, 3 доля )
2) Далее учитель показывает ритмический рисунок. К нему надо подобрать соответствующие слова из фруктов или овощей. Слайд № 5-6
3) Учитель раздает карточки со словами животных, а они в свою очередь должны к своей карточке подобрать карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову. Слайд № 7
- Молодцы, справились с 1 игрой.
У: - 2 ИГРА называется «Озвучь потешку». Слайд № 8
Цель: формировать умение фиксировать ритм небольших фраз на ударных музыкальных инструментах. Соблюдать чёткий ритм и темп.
Ход игры (1 вариант): Учащимся предлагается прочитать потешку с хлопками, затем выбрать музыкальный инструмент и исполнить её в сопровождении выбранного инструмента. Слайд № 9
1. Гоп, гоп, гули, гоп,
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп, хлоп, хлоп,
Маша ножкой топ, топ!
(2 вариант): Одна группа детей сопровождает свое пение потешки на музыкальных инструментах ударами на сильную долю, другая группа детей отстукивает на ударных музыкальных инструментах метрический пульс потешки. Слайд № 10-11
2. Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
3. Тики, таки, тики, таки,
Ходят в нашей речке раки.
(Может придумать свой ритмический вариант потешки)
- Молодцы, справились и со 2 игрой.
У: - 3 ИГРА называется «Запомни и повтори». Слайд № 12
Цель: формировать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция детского внимания.
Ход игры: Учащиеся воспроизводят за педагогом цепочку ритмических рисунков на ударных музыкальных инструментах в определенном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая последовательность музыкальных инструментов).
- Молодцы, справились и с этой игрой.
У: - Есть много упражнений на внимание с использованием ритмических движений, которые можно использовать в виде физминутки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания, снимают напряжение. Слайд № 13
Цель: формирование умения координировать пение с ритмическими движениями.
1. Педагог и учащиеся исполняют песню Т.А. Попатенко «Листопад» с ритмическими движениями.
2. ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «У оленя дом большой» с ритмическими движениями.
У оленя дом большой он глядит в своё окно,
Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит.
-Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
-Заяц, заяц, забегай, лапу мне давай.
У: - 4 ИГРА называется «Узнай свой жанр». Слайд № 14
Цель: умение слышать и понимать музыкальный жанр, согласовывать с ним свои ритмические движения на музыкальных инструментах – legato, staccato, nonlegato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Ход игры: Учащиеся делятся на группы: 1 группа должна вступать с игрой на музыкальных инструментах на маршевый характер музыки; 2 группа вступает на танцевальный характер музыки; 3 группа – на песенный характер музыки. Каждая группа исполнителей должна передать характер и ритм своего музыкального фрагмента.
Музыкальные фрагменты: П. Чайковский «Неаполитанская песенка», Беккер «Радость победы», П. Чайковский «Полька», В. Моцарт Колыбельная», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Триумфальный марш», Русская народная «Светит месяц».
- Молодцы, справились с игрой.
У: - 5 ИГРА называется «Угадай, кого зову». Слайд № 15
Цель: умение четко реагировать на ритмическую особенность имён и согласованно воспроизводить его на музыкальных инструментах.
Ход игры (1 вариант): Учащиеся вспоминают, из скольких слогов и ударов состоит их имя. Педагог или ученик простукивает ритм имени ребёнка в полной форме (Мария, Александр, Анастасия) на ударном музыкальном инструменте, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и повторить его на своем ударном музыкальном инструменте.
Ход игры (2 вариант): Педагог или ученик, бросая мяч вверх, прохлопывает ритм имени ребёнка по слогам, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку. Мяч переходит к тому участнику, кто первым поднял руку. Продолжая игру, участник бросает мяч вверх, прохлопывая имя следующих игроков.
- Молодцы, справились и с этой игрой.
У: - 6 ИГРА называется «Угадай мелодию!» Слайд № 16
Цель: формировать чувство ритма и музыкальные способности, правильно и четко прохлопывать ритм песни в одном темпе, а затем найти ритм песни на ритмических карточках.
Ход игры: Учащиеся выбирают карточку, где написана фраза песни, прохлопывают ритм фразы песни, после этого ребята должны найти данную песню на ритмических карточках.
- Молодцы, справились с игрой.
У: - 7 ИГРА с ритмо-палочками. Слайд № 17
Цель: развивать внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
«Рыбка»
Рыбка, рыбка, (2 раза стучим перед собой палочкой)
Вот (передаём соседу справа) червяк (берём другую палочку, переданную соседом слева)
Откуси, хоть (2 раза стучим перед собой палочкой)
Чуточ- (передаём соседу справа) -ку. (берём другую палочку, переданную соседом слева)
Не проси (2 раза стучим перед собой палочкой)
Меня (передаём соседу справа), рыбак, (берём другую палочку, переданную соседом слева)
Попадусь (2 раза стучим перед собой палочкой)
на удоч- (передаём соседу справа) -ку (берём другую палочку, переданную соседом слева).
• Потом все движения проделать в другую сторону;
• Потом в 2 раза быстрее, т.е. удар и передача на каждую четверть.
- Молодцы!
4. Обобщение.
У: - Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам занятие?
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Сегодня вы все молодцы, активно трудились над созданием единого ритма, импровизации, узнали много новых и интересных ритмических игр с музыкальными инструментами и без них.
- Я благодарю вас за активную работу на занятии. Вы сегодня справились со всеми заданиями, играми. Молодцы! Занятие окончено. До следующей встречи. Слайд № 18
Выход учащихся из класса.
Вывод
Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических игр, упражнений, которые я рекомендую применять на уроках музыки или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками для развития чувства ритма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". »
Районное методическое объединение учителей музыки
Мастер-класс по теме:
«Развитие ритмического слуха
на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми
с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила: Андреянова С.А.
учитель музыки МБОУ
«Школы-интерната для детей с ОВЗ»
г. Шатуры
19 декабря 2014 год
Мастер – класс на тему:
«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей, на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма у обучающихся в начальной школе.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у младших школьников;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений;
- показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, ритмо-палочки, карточки с различными ритмами, детские ударные музыкальные инструменты.
Продолжительность проведения:40 минут
Целевая аудитория:учителя музыки.
План проведения мастер - класса:
- проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы;
- рефлексия (дискуссия) по результатам проведенного мастер-класса.
Предполагаемый результат:участники получат знания об эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Пояснительная записка.
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с обучающимися школы-интерната VIII вида по теме «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья», посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.
Мастер – класс на тему:
«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Цель:- Формировать у учащихся чувство ритма в музыкальной деятельности, побуждать их к музицированию на ударных музыкальных инструментах, активизировать музыкально - ритмический слух и способности.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для развития творческой активности учащихся;
- Закрепить знания о ритмических особенностях, а также понятия: «метроритм», «сильная доля»;
- Формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- Содействовать гармоничному развитию творческой личности.
Воспитательные:
- Воспитывать музыкальную культуру учащихся;
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.
- создание собственных приемов игры на ударных музыкальных инструментах.
Музыкальное оборудование:
Музыкальный центр, ударные музыкальные инструменты (ложки, трещетки, рубель, бубен, колокольчики, треугольник, маракасы, металлофон, ритмо-палочки).
Используемые технологии:
«Обучение в сотрудничестве», разноуровневый и дифференцированный подход, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Ход занятия
Организационный момент.
Вход детей в класс. Приветствие учителя, обучающихся и гостей.
Настроить внимание детей на активную работу.
Вступительное слово учителя.
У: - Сегодня у нас с вами необычное и очень интересное занятие, так как мы сегодня всё занятие посвятим играм, но необычным играм - ритмическим. Игры и упражнения, которые мы будем выполнять, помогают развитию ритмического слуха, а также они влияют на самые важные процессы человека - память, внимание, фантазию, мышление, восприятие, речь.
- Тема нашего занятия сегодня «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Слайд №1.
- Существует много разнообразных ритмических игр с ударными музыкальными инструментами и без них, которые помогают развитию ритмического слуха. Часть этих игр мы сегодня покажем нашим гостям.
Основная часть занятия.
У: - 1 ИГРА, которую вам предстоит выполнить, называется «Ритмические словечки». Слайд № 2
Цель: Освоение ритмических блоков в речи.
Ход игры: 1) Учитель предлагает прочитать слова овощей и фруктов, и одновременно прохлопать ритм этих слов. Слайд № 3-4
Например: По-ми-дор, свёк-ла, о-гу-рец, реп-ка.
Виш-ня, а-пель-син, ли-мон, ма-ли-на
( Вопросы: Найдите похожие слова? Найдите слова, где сильная 2 доля, 3 доля )
2) Далее учитель показывает ритмический рисунок. К нему надо подобрать соответствующие слова из фруктов или овощей. Слайд № 5-6
3) Учитель раздает карточки со словами животных, а они в свою очередь должны к своей карточке подобрать карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову. Слайд № 7
- Молодцы, справились с 1 игрой.
У: - 2 ИГРА называется«Озвучь потешку». Слайд № 8
Цель:формировать умение фиксировать ритм небольших фраз на ударных музыкальных инструментах. Соблюдать чёткий ритм и темп.
Ход игры (1 вариант):Учащимся предлагается прочитать потешку с хлопками, затем выбрать музыкальный инструмент и исполнить её в сопровождении выбранного инструмента. Слайд № 9
Гоп, гоп, гули, гоп,
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп, хлоп, хлоп,
Маша ножкой топ, топ!
(2 вариант):Одна группа детей сопровождает свое пение потешки на музыкальных инструментах ударами на сильную долю, другая группа детей отстукивает на ударных музыкальных инструментах метрический пульс потешки. Слайд № 10-11
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
Тики, таки, тики, таки,
Ходят в нашей речке раки.
(Может придумать свой ритмический вариант потешки)
- Молодцы, справились и со 2 игрой.
У: - 3 ИГРА называется«Запомни и повтори». Слайд № 12
Цель:формировать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция детского внимания.
Ход игры: Учащиеся воспроизводят за педагогом цепочку ритмических рисунков на ударных музыкальных инструментах в определенном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая последовательность музыкальных инструментов).
- Молодцы, справились и с этой игрой.
У: - Есть много упражнений на внимание с использованием ритмических движений, которые можно использовать в виде физминутки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания, снимают напряжение. Слайд № 13
Цель: формирование умения координировать пение с ритмическими движениями.
1. Педагог и учащиесяисполняют песню Т.А. Попатенко «Листопад» с ритмическими движениями.
2. ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «У оленя домбольшой»с ритмическими движениями.
У оленя дом большой он глядит в своё окно,
Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит.
-Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
-Заяц, заяц, забегай, лапу мне давай.
У: - 4 ИГРА называется«Узнай свой жанр». Слайд № 14
Цель: умение слышать и понимать музыкальный жанр, согласовывать с ним свои ритмические движения на музыкальных инструментах – legato, staccato, nonlegato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Ход игры:Учащиеся делятся на группы: 1 группа должна вступать с игрой на музыкальных инструментах на маршевый характер музыки; 2 группа вступает на танцевальный характер музыки; 3 группа – на песенный характер музыки. Каждая группа исполнителей должна передать характер и ритм своего музыкального фрагмента.
Музыкальные фрагменты: П. Чайковский «Неаполитанская песенка», Беккер «Радость победы», П. Чайковский «Полька», В. Моцарт Колыбельная», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Триумфальный марш», Русская народная «Светит месяц».
- Молодцы, справились с игрой.
У: - 5 ИГРА называется«Угадай, кого зову». Слайд № 15
Цель:умение четко реагировать на ритмическую особенность имён и согласованно воспроизводить его на музыкальных инструментах.
Ход игры (1 вариант): Учащиеся вспоминают, из скольких слогов и ударов состоит их имя. Педагог или ученик простукивает ритм имени ребёнка в полной форме (Мария, Александр, Анастасия) на ударном музыкальном инструменте, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и повторить его на своем ударном музыкальном инструменте.
Ход игры (2 вариант): Педагог или ученик, бросая мяч вверх, прохлопывает ритм имени ребёнка по слогам, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку. Мяч переходит к тому участнику, кто первым поднял руку. Продолжая игру, участник бросает мяч вверх, прохлопывая имя следующих игроков.
- Молодцы, справились и с этой игрой.
У: - 6 ИГРА называется«Угадай мелодию!» Слайд № 16
Цель:формировать чувство ритма и музыкальные способности, правильно и четко прохлопывать ритм песни в одном темпе, а затем найти ритм песни на ритмических карточках.
Ход игры: Учащиеся выбирают карточку, где написана фраза песни, прохлопывают ритм фразы песни, после этого ребята должны найти данную песню на ритмических карточках.
Меня(передаём соседу справа), рыбак, (берём другую палочку, переданную соседом слева)
Попадусь (2 раза стучим перед собой палочкой)
наудоч-(передаём соседу справа) -ку (берём другую палочку, переданную соседом слева).
Потом все движения проделать в другую сторону;
Потом в 2 раза быстрее, т.е. удар и передача на каждую четверть.
- Молодцы!
Обобщение.
У: - Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам занятие?
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Сегодня вы все молодцы, активно трудились над созданием единого ритма, импровизации, узнали много новых и интересных ритмических игр с музыкальными инструментами и без них.
- Я благодарю вас за активную работу на занятии. Вы сегодня справились со всеми заданиями, играми. Молодцы! Занятие окончено. До следующей встречи. Слайд № 18
Выход учащихся из класса.
Вывод
Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических игр, упражнений, которые я рекомендую применять на уроках музыки или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками для развития чувства ритма.