kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностика воспитанности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описана процедура диагностики воспитанности. Для чего, по каким критериям и какими методиками необходимо пользоваться для мониторинга воспитанности обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика воспитанности обучающихся»

Диагностика воспитанности обучающихся

Хорошо или плохо, правильно или неправильно воспитывается ребенок? Исходя из чего, можно ответить на этот вопрос в каждом отдельном случае? Если требуется дать оценку работы педагогического коллектива учебного заведения, то по каким признакам можно судить о том, хорошо ли воспитываются дети в образовательной организации?

Одним из основных признаков эффективности всего процесса воспитания является поведение обучающихся. Главным результатом воспитания должно быть отношение обучающегося к окружающему его миру. А отношение проявляется наиболее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстникам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее виду — учению), к эстетическим ценностям и т.п. — все это в наибольшей мере проявляется в поведении.

Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным. Поступки не всегда полностью характеризуют меру воспитанности и правильно отражают отношение человека к тому или иному явлению. К.Д.Ушинский подчеркивал, что не сам поступок, а причина его в наибольшей мере характеризует человека. Это особенно относится к детям: они из самых добрых побуждений делают иногда что-то не так, как следует, и поступают правильно, нередко лишь боясь наказания. Таким образом, мотивы поведения воспитанников можно считать вторым важным критерием эффективности воспитания.

Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения. Дети еще не могут и даже не должны знать всех правил поведения человека в обществе. В зависимости от возраста ребенок может и должен знать больше или меньше о том, как вести себя в различных ситуациях: сначала в узком кругу семейных отношений, затем в детском саду, школе и общественных местах и т.д. Но эти знания ребенок может получить своевременно только с помощью взрослых. Сам он не может знать меры их и способов приобретения. Поэтому наличие или отсутствие определенных знаний о нормах и правилах поведения у детей определенного возраста является показателем эффективности воспитательного процесса.

Точно так же и выработка умений, навыков и привычек правильного поведения — задача, прежде всего, воспитателей, организаторов процесса воспитания. Они должны знать заранее программу воспитания, через них эта программа должна стать достоянием воспитанника. Иначе как через воспитателей воспитанники не могут своевременно получить необходимые средства и условия для реализации этой программы.

Сегодня, к сожалению, очень модным стал такой подход: показателем качества осуществляемого в образовательной организации воспитания считается демонстрируемый большинством обучающихся высокий уровень воспитанности (для оценки различных уровней воспитанности обучающихся специалисты разработали соответствующие диагностические методики). Критические замечания в адрес данного подхода обусловлены не столько проблемой объективности (или необъективности) данного показателя, сколько проблемой этического характера.

Что, если ребёнок никогда не сможет достичь того уровня воспитанности, который педагоги устанавливают как стандартный и желательный для всех? Не сможет не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств или особенностей своего физического и интеллектуального развития. Он что — априори невоспитанный? Не слишком ли жестокий приговор? Имеет ли кто-то моральное право оценивать детей с совершенно разной личной судьбой и разной социальной ситуацией развития в соответствии с единым стандартом, сравнивая их друг с другом?

Рассмотрение какого бы то ни было стандарта воспитанности, которому должен соответствовать каждый ребёнок, как показателя качества воспитания крайне опасно! Вызываемое таким подходом вольное или невольное сравнение воспитанников друг с другом — «один лучше, другой хуже» — недопустимо! В этой связи как показатель качества воспитания лучше рассматривать не степень приближения ребёнка к единому для всех стандарту, а степень его изменения по сравнению с самим собой — каким был, каким стал, то есть его личностный рост.

Личностный рост заключается в формировании личностных качеств и в формировании ценностного мировоззрения обучающегося.

Формирование личностных качеств обучающихся включает:

  1. Ответственность обучающегося за своё поведение.

  2. Социально-ценностное отношение к поступкам других людей.

  3. Формирование толерантности.

  4. Формирование трудолюбия.

Формирование ценностного мировоззрения обучающихся включает:

  1. Воспитание любви к Родине, уважения к культуре своего народа посредством организации культурно-образовательной среды на занятии с привлечением краеведческого материала.

  2. Формирование здорового образа жизни.

  3. Формирование эстетических ценностей.

  4. Создание воспитывающих ситуаций, ситуаций нравственного выбора.

Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить сверстника в игру, поделиться любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Это создание ситуаций, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие.

Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка.

Разработано множество критериев, определяющих уровень сформированности качеств личности или коллектива. Различают критерии:

  • • содержательные, связанные с выделением показателей, адекватных изучаемому качеству;

  • • оценочные, связанные с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества;

  • • общие, которые используются для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;

  • • частные, используемые для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

Общие критерии отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, частные критерии – конкретные задачи воспитательного процесса.

Существуют разнообразные методы диагностики воспитанности. Наиболее часто применяются:

  • а) различные виды наблюдения (прямое, косвенное, непрерывное, дискретное, сплошное, выборочное и др.). Результаты наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и, если необходимо, корректируются;

  • б) опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование). Вопросы могут быть самыми разнообразными. Ответы, полученные в ходе опроса, дают возможность выяснить мнение, отношение к тем или иным педагогическим фактам и явлениям, помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их.

Диагностическое значение имеет и позиция умолчания, когда воспитанники уклоняются от прямых ответов на поставленные вопросы, занимают нейтральную или примиренческую позицию.

Для диагностики оценочных суждений широко применяются сочинения на заданную тему. Ценность этих работ состоит в том, что они отражают внутреннюю позицию воспитуемых, их сомнения, раздумья, отношения, взгляды. В то же время в работах современных исследователей отмечается усиливающийся в последнее время разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением. Стало меньше откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато в своих устных высказываниях школьники стали откровеннее, они открыто выражают свои взгляды и убеждения.

Применяются и другие методы выявления внутренней позиции личности. В частности, в последние годы все большее распространение получает социометрический метод. Он дает возможность в количественных параметрах установить социально-психологические взаимоотношения членов группы, оценить структуру малой группы, статус отдельной личности в ней. Однако отдельные диагностические методы не позволяют составить представление о степени сформированности необходимых качеств, и только их комплекс дает возможность всесторонне оценить воспитанность личности.

Методики диагностики уровня воспитанности обучающихся.

- Методика «Мой личностный рост», С.С. Кункевич

- Методика  «Направленность личности», С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын

- Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков

- Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся, Н.Г. Анетько

- Методика «Сфера интересов», О.И. Мотков

- Методика «Мой личностный рост», С.С. Кункевич

- Методика «Репка», Л.В. Байбородова

- Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся, Н.Г. Анетько

- Методика «Букет настроения», М.А. Александрова

- Методика  «Ценностные ориентации», Ф.П. Черноусова

- Методика «Диагностика изучения уровня воспитанности», Н.П. Капустин

- Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков

- Методика «Самоанализ личности», О.И. Мотков

- Методика «Мишень», А.Н. Лутошкин

- Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся, Н.Г. Анетько

- Методика «Диагностика изучения уровня воспитанности», Н.П. Капустин

- Методика «Методика изучения уровня воспитанности», М.И. Шилова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Диагностика воспитанности обучающихся

Автор: Третьякова Надежда Анатольевна

Дата: 19.04.2022

Номер свидетельства: 605183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Диагностика достижений обучающихся"
    ["seo_title"] => string(44) "diaghnostika-dostizhienii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "285787"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454246254"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "методики для внутришкольной диагностики для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodiki-dlia-vnutrishkol-noi-diaghnostiki-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "138749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417601382"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Анализ работы социального педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "analiz-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "136750"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417180412"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Программа по повышению качества знаний предметов естественно- научного цикла "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-po-povyshieniiu-kachiestva-znanii-priedmietov-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "245190"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446080970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства