kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа "Проблемы экологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология и проблемы. Воздух, вода, мусор, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Проблемы экологии"»

Экологические проблемы современности



Цели:

  • расширить представление детей об экологических законах;

  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

  • формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

  • побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях.



Оборудование: презентация, мультимедиапроектор.


Ход проведения классного часа


I. Вступительное слово

У: Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний разговор я хочу начать строчками поэта Р. Рождественского:

Аэродромы, пирсы и перроны,

леса без птиц и земли без воды…

Все меньше - окружающей природы.

Все больше - окружающей среды.

  • О чем хотел сказать поэт в этих четырех строчках? Какой смысл в них заложен?

Д: В этих четырех строчках поэт рассказывает об изменениях в окружающей среде, в природе.

У: Да, в этом стихотворении Р. Рождественский отражает суть серьезных изменений, которые происходят в природе Земли.

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» – «жилище, дом» и «логос» – учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, нашу планету.

А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли.

Указом Президента РФ В.В. Путина 2017 год был объявлен Годом экологии.



II. Основная часть

Виды экологических проблем.

1. Загрязнение водоёмов.

Подготовленный ученик:

Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около двух миллионов человек. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек притом, что 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов.

Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.

– Что вы можете сделать для решения этой проблемы:

а) не засорять почву и реки отходами и следить, чтобы этого не делали другие;

б) рационально использовать воду: не забывать закрывать краны, использовать воду только по назначению;

в) устраивать субботники по расчистки водоёмов от мусора;

г) контроль за стоками канализационных вод;

д) создание очистных сооружений на промышленных предприятиях.

У: Все народы заботливо и бережно относятся к воде. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.

  • Вода – мать, а без матери не проживёшь. (Китайская пословица)

  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица)

  • Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня. (Узбекская пословица)

Русские пословицы:

  • И мутную воду пьют в невзгоду.

  • Не плюй в колодец: случиться напиться.

– Объясните смысл пословиц.

У: Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал её красотой природы, Менделеев – кровью природы. Человек как-нибудь обойдётся без нефти, алмазов, изобретёт новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.

Не расходуйте воду напрасно!

Кроме четырех океанов на свете есть еще один океан – самый большой из всех океанов, в котором мы «купаемся» каждый день, каждый час. Все, что нас окружает, также купается в этом океане. Догадались, какой это океан? Мы живем на дне этого океана, он обволакивает весь земной шар – моря, сушу, горы и низменности. Его еще называют атмосферой.



2. Загрязнение атмосферы.

Подготовленный ученик:

Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год. И действительно ситуация вокруг нас угнетающая, но люди привыкли жить сегодняшним днем и мало есть влиятельных энтузиастов, кто смог бы остановить работу фабрик или пустить в обиход новейшие разработки экологического топлива для транспорта…

– За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

Кислород. Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта всё больше.



– Что вы можете сделать для решения этой проблемы:

а) не устраивать пожары;

б) посадить зеленые насаждения;

в) установка фильтров на газовыделительные объекты.



У: Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

К а р т о ч к а 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн.)

У: Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? (Установка очистных сооружений.)

К а р т о ч к а 2. Клен выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 кг.)



3. Отходы производства и потребления.

Отходы производства и потребления–остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Подготовленный ученик.

Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях.

В составе мусора могут оказаться непригодные к дальнейшему употреблению вещи: одежда, обувь, мебель, посуда, старые книги, газеты, журналы, отходы продуктов питания, отходы отопления, ремонта квартир и т.д. Большую часть твердых бытовых отходов составляют пищевые отходы и бумага. Но самым распространённым мусором являются сигаретные окурки.

Мусор не только портит эстетический вид.

Мусор легко подвергается процессам гниения, загрязняет почву, воздух, почвенную воду и потому подлежит обычно немедленно вывозке и ликвидации или утилизации.

У: Но посмотрите сколько надо времени для естественной переработки отбросов требуются многие годы и даже столетия.

Стеклянные бутылки- 1 миллион лет;

Консервные банки-50-80 лет (закопаете под сливой- 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок-50-40 лет;

Кожи-50 лет;

Полиэтиленового пакета-10-20 лет;

Окурка-1-5 лет;

Шерстяного носка-1-5 лет;

Апельсиновой или банановой кожуры-2-5 недель.



Причины загрязнения территории отходами производства и потребления:

Недостаточный уровень экологической сознательности, образованности и культуры широкого контингента населения.

– Что вы можете сделать для решения этой проблемы:

а) выбрасывать мусор в специально отведенных местах.



4. Состояние растительного и животного мира

Причины экологических проблем растительного и животного мира:

Загрязнение мусором

Пожары

Сбор цветов в дикой природе

Вытаптывание травы

Незаконный отстрел животных



Подготовленный ученик:

Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений и представителей животного мира заносят в Красную книгу.



– Что вы можете сделать для решения этой проблемы:

а) не засорять лес отходами и следить, чтобы этого не делали другие;

б) не разводить в лесу костры;

в) не вытаптывать траву и не собирать цветы;

г) не забирать животных домой и не разорять гнезда;

е) зимой развешивать кормушки, а весной – скворечники для птиц.

Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор». Сигналы этого светофора то же, что и на проезжей части дороги.

Красный свет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво!

Скажет лес тебе спасибо!

Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Жёлтый свет – будь осторожным, может возникнуть опасность.

Зелёный свет – это когда мы для природы делаем добрые дела.

Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе . Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

Мальчик взял:

  • Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (ж)

  • Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)

  • Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)

  • Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)

  • Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)

  • Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)

  • Сачок для ловли бабочек (к)

  • Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)

Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.

Вам надо решить проблемные ситуации и высказать свои мысли. Задания лежат у вас на столах в голубых конвертах. Откройте конверты и внимательно прочитайте.

1 гр. Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями её даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами. Как вы это понимаете?

2 гр. Отдыхая в лесу со взрослыми, вы развели костёр. Что вы должны сделать, перед тем как уйти из леса? Почему?

3 гр. Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую, которая от потери сока может погибнуть. Что вы будете делать?




III. Заключительная беседа «Что можем сделать мы сейчас».

Все эти предложения замечательные, но не все их мы, в силу возраста и возможностей, можем реализовать.

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

А что РЕАЛЬНО, сейчас, может ежедневно делать каждый из нас?

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ: не мусорить, не разжигать костры в лесу и т.д.

Сказка.

Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.

Учитель: Спасибо, молодцы!

И в заключении дети исполняют песню.

(Песня «Ничего на свете лучше нету»)

Ничего на свете лучше нету-

Чем спасти от гибели планету.

Будет лес любимый свеж и зелен,

Эту радость мы с тобой разделим.



Береги ты все живое рядом,

И на все смотри хозяйским взглядом.

Знают даже маленькие дети-

Должен быть порядок на планете.



Пусть вода всегда в реке струится,

Пусть всегда поют над нами птицы.

И природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим.



Список литературы



1. Богданец Т. Экологические знания – первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003. – N 12. – С. 52–58: ил.

2. Бугаева Н. Л. Материалы для экологической тропы. II класс // Начальная школа. – 2009. – N 1. – С. 61–67.

3. Зотова Н. С. О междисциплинарной интеграции учебно-воспитательного процесса в формировании экологической культуры младших школьников // Дидакт. – 2002. N 6. – С. 45–49.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа "Проблемы экологии"

Автор: Глебко Наталья Александровна

Дата: 19.05.2023

Номер свидетельства: 631889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проблемы Земли- мои проблемы "
    ["seo_title"] => string(30) "probliemy-ziemli-moi-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "146870"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419268179"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка по теме "Неделя экологии в школе "."
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia_razrabotka_po_tiemie_niedielia_ekologhii_v_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "440433"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1511457256"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока английского языка по теме "Экология. Загрязнение воздуха" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-ekologhiia-zaghriaznieniie-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "135732"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416967050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "классный час "Голосуем за чистую планету", посвященный Дню Земли "
    ["seo_title"] => string(73) "klassnyi-chas-golosuiem-za-chistuiu-planietu-posviashchiennyi-dniu-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "235913"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443886048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства