kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация проблемы экологического воспитания школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы»

«Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы»

С самых давних времен человек неразрывно связан с природой. Человечество должно отдавать себе отчет в том, что ресурсы, которыми на сегодняшний день пока изобилует наша планета, не вечны и через несколько десятилетий могут иссякнуть навсегда. Уже в третьем тысячелетии люди столкнулись с экологическими проблемами уже на глобальном уровне, которые отражаются на здоровье и жизни людей. Поэтому, очень важным аспектом в работе по сохранению и улучшению экологии служит просвещение людей в области экологического образования.

Вопросы развития экологических представлений и сознания личности остаются актуальными в наше время в связи с возникновением новых экологических катастроф. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Каждый человек должен понимать, что все сферы – люди, животные, растения – тесно взаимосвязаны, поэтому нам необходимо беречь и охранять их.

Для того, чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии, является дошкольное детство. В период до школы закладываются первые экологические представления – основа для последующего экологического мировоззрения.

Экологическое образование официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений улучшения деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. С принятием закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» [96] и Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [97] сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения. Экологическое образование и воспитание детей младшего школьного возраста имеет важное социальное значение для всего общества.

Введение ФГОС школьного образования обеспечило нормативно-правовую базу для изменения деятельности ОО, связанной с развитием у детей познавательного интереса и мотивации, воображения и творческой активности, направленных на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля и ее природе. Требования стандартов подразумевают более полный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он должен стать активным в выборе содержания образования, т.е. субъектом образовательной деятельности [77].

Экологические представления формируются у человека в результате восприятия объектов и явлений природы и взаимосвязей между ними. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у школьников как единичных, так и обобщенных представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов (абиотических, биотических и антропогенных). Развивать экологические представления необходимо с дошкольного возраста, при этом дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения, знать взаимосвязи, которые существуют между ними. Современные психологи (С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др.) отмечают, что младший школьный возраст – важный период для общего развития личности ребенка и формирования у него экологических представлений и сознания. Проблемой формирования представлений у школьников в отечественной науке занимались такие ученые, как Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др. Они считали, что формирование представлений базируется на таких психических процессах, как мышление, память, воображение. Проблеме формирования экологических представлений у школьников уделяют внимание такие В.В.Половцев, В. А. Сухомлинский и многие другие.

Формирование системных знаний дают ребенку осознания существенных особенностей объектов и явлений окружающей среды. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Список используемой литературы.

  1. Васютина Е.В., Гончарова З.С., Гладченко Е.И. Экологическое воспитание как основа всесторонне развитой личности// В сборнике: Актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи: функционально-деятельностный подход Материалы XVII-ой межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году Экологии. Старооскольский филиал НИУ «БелГУ». 2017.

  2. Воронкова Л.Н., Леонидова И.В., Горкушина Ю.А., Кирли Д.П., Беляева М.Л. Эколого-развивающая среда как средство формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников// В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов III Международной научно-практической конференции . Редкол.: О. Н. Широков. 2017

  3. Гримовская Л.М. Технологии моделирования в экологическом образовании школьников// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. – № 3 (47).

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

  5. Дунаева Н.А., Крылова И. Формирование представлений о растениях детей 6-8 лет на прогулке. Годовое планирование// Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1.

  6. Зайцева Н.М. Формирование экологических представлений с помощью экскурсий// Достижения вузовской науки. – 2016. – № 21.

  7. Зебзеева В.А., Тимербаева Э.Ф. Формирование представлений о растениях и животных родного края// Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – № 2.

  8. Казанкова Ю.Ю. Воспитание экологического мышления через занятия [Текст]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы

Автор: МЯГКИХ ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 568993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(92) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-po-ekologhichieskoi-tropie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "269633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450877365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(95) "aktual-nyie-voprosy-obuchieniia-mladikh-shkol-nikov-printsipam-poznaniia-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "145033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418833081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства