Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы»
«Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы»
С самых давних времен человек неразрывно связан с природой. Человечество должно отдавать себе отчет в том, что ресурсы, которыми на сегодняшний день пока изобилует наша планета, не вечны и через несколько десятилетий могут иссякнуть навсегда. Уже в третьем тысячелетии люди столкнулись с экологическими проблемами уже на глобальном уровне, которые отражаются на здоровье и жизни людей. Поэтому, очень важным аспектом в работе по сохранению и улучшению экологии служит просвещение людей в области экологического образования.
Вопросы развития экологических представлений и сознания личности остаются актуальными в наше время в связи с возникновением новых экологических катастроф. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Каждый человек должен понимать, что все сферы – люди, животные, растения – тесно взаимосвязаны, поэтому нам необходимо беречь и охранять их.
Для того, чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии, является дошкольное детство. В период до школы закладываются первые экологические представления – основа для последующего экологического мировоззрения.
Экологическое образование официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений улучшения деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. С принятием закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» [96] и Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [97] сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения. Экологическое образование и воспитание детей младшего школьного возраста имеет важное социальное значение для всего общества.
Введение ФГОС школьного образования обеспечило нормативно-правовую базу для изменения деятельности ОО, связанной с развитием у детей познавательного интереса и мотивации, воображения и творческой активности, направленных на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля и ее природе. Требования стандартов подразумевают более полный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он должен стать активным в выборе содержания образования, т.е. субъектом образовательной деятельности [77].
Экологические представления формируются у человека в результате восприятия объектов и явлений природы и взаимосвязей между ними. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у школьников как единичных, так и обобщенных представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов (абиотических, биотических и антропогенных). Развивать экологические представления необходимо с дошкольного возраста, при этом дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения, знать взаимосвязи, которые существуют между ними. Современные психологи (С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др.) отмечают, что младший школьный возраст – важный период для общего развития личности ребенка и формирования у него экологических представлений и сознания. Проблемой формирования представлений у школьников в отечественной науке занимались такие ученые, как Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др. Они считали, что формирование представлений базируется на таких психических процессах, как мышление, память, воображение. Проблеме формирования экологических представлений у школьников уделяют внимание такие В.В.Половцев, В. А. Сухомлинский и многие другие.
Формирование системных знаний дают ребенку осознания существенных особенностей объектов и явлений окружающей среды. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Список используемой литературы.
Васютина Е.В., Гончарова З.С., Гладченко Е.И. Экологическое воспитание как основа всесторонне развитой личности// В сборнике: Актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи: функционально-деятельностный подход Материалы XVII-ой межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году Экологии. Старооскольский филиал НИУ «БелГУ». 2017.
Воронкова Л.Н., Леонидова И.В., Горкушина Ю.А., Кирли Д.П., Беляева М.Л. Эколого-развивающая среда как средство формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников// В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов III Международной научно-практической конференции . Редкол.: О. Н. Широков. 2017
Гримовская Л.М. Технологии моделирования в экологическом образовании школьников// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. – № 3 (47).
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
Дунаева Н.А., Крылова И. Формирование представлений о растениях детей 6-8 лет на прогулке. Годовое планирование// Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1.
Зайцева Н.М. Формирование экологических представлений с помощью экскурсий// Достижения вузовской науки. – 2016. – № 21.
Зебзеева В.А., Тимербаева Э.Ф. Формирование представлений о растениях и животных родного края// Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – № 2.
Казанкова Ю.Ю. Воспитание экологического мышления через занятия [Текст]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013.