kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация проблемы экологического воспитания школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы»

«Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы»

С самых давних времен человек неразрывно связан с природой. Человечество должно отдавать себе отчет в том, что ресурсы, которыми на сегодняшний день пока изобилует наша планета, не вечны и через несколько десятилетий могут иссякнуть навсегда. Уже в третьем тысячелетии люди столкнулись с экологическими проблемами уже на глобальном уровне, которые отражаются на здоровье и жизни людей. Поэтому, очень важным аспектом в работе по сохранению и улучшению экологии служит просвещение людей в области экологического образования.

Вопросы развития экологических представлений и сознания личности остаются актуальными в наше время в связи с возникновением новых экологических катастроф. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Каждый человек должен понимать, что все сферы – люди, животные, растения – тесно взаимосвязаны, поэтому нам необходимо беречь и охранять их.

Для того, чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии, является дошкольное детство. В период до школы закладываются первые экологические представления – основа для последующего экологического мировоззрения.

Экологическое образование официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений улучшения деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. С принятием закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» [96] и Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [97] сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения. Экологическое образование и воспитание детей младшего школьного возраста имеет важное социальное значение для всего общества.

Введение ФГОС школьного образования обеспечило нормативно-правовую базу для изменения деятельности ОО, связанной с развитием у детей познавательного интереса и мотивации, воображения и творческой активности, направленных на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля и ее природе. Требования стандартов подразумевают более полный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он должен стать активным в выборе содержания образования, т.е. субъектом образовательной деятельности [77].

Экологические представления формируются у человека в результате восприятия объектов и явлений природы и взаимосвязей между ними. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у школьников как единичных, так и обобщенных представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов (абиотических, биотических и антропогенных). Развивать экологические представления необходимо с дошкольного возраста, при этом дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения, знать взаимосвязи, которые существуют между ними. Современные психологи (С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др.) отмечают, что младший школьный возраст – важный период для общего развития личности ребенка и формирования у него экологических представлений и сознания. Проблемой формирования представлений у школьников в отечественной науке занимались такие ученые, как Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др. Они считали, что формирование представлений базируется на таких психических процессах, как мышление, память, воображение. Проблеме формирования экологических представлений у школьников уделяют внимание такие В.В.Половцев, В. А. Сухомлинский и многие другие.

Формирование системных знаний дают ребенку осознания существенных особенностей объектов и явлений окружающей среды. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Список используемой литературы.

  1. Васютина Е.В., Гончарова З.С., Гладченко Е.И. Экологическое воспитание как основа всесторонне развитой личности// В сборнике: Актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи: функционально-деятельностный подход Материалы XVII-ой межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году Экологии. Старооскольский филиал НИУ «БелГУ». 2017.

  2. Воронкова Л.Н., Леонидова И.В., Горкушина Ю.А., Кирли Д.П., Беляева М.Л. Эколого-развивающая среда как средство формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников// В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов III Международной научно-практической конференции . Редкол.: О. Н. Широков. 2017

  3. Гримовская Л.М. Технологии моделирования в экологическом образовании школьников// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. – № 3 (47).

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

  5. Дунаева Н.А., Крылова И. Формирование представлений о растениях детей 6-8 лет на прогулке. Годовое планирование// Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1.

  6. Зайцева Н.М. Формирование экологических представлений с помощью экскурсий// Достижения вузовской науки. – 2016. – № 21.

  7. Зебзеева В.А., Тимербаева Э.Ф. Формирование представлений о растениях и животных родного края// Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – № 2.

  8. Казанкова Ю.Ю. Воспитание экологического мышления через занятия [Текст]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Актуальные вопросы экологического воспитания детей начальной школы

Автор: МЯГКИХ ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 568993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(92) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-po-ekologhichieskoi-tropie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "269633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450877365"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИНЦИПАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(95) "aktual-nyie-voprosy-obuchieniia-mladikh-shkol-nikov-printsipam-poznaniia-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "145033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418833081"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства