kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья учителя литературы  о познавательной деятельности на уроках литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках литературы»

« Активизация познавательной деятельности на уроках литературы»

Заварухина Н.И.

учитель русского языка и литературы

МОУ Мирненская СОШ

Сосновского района


Изучение художественной литературы в школе даёт нам возможность приобщиться к духовной культуре человечества. Общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души. Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность и духовно обогащает формирующуюся личность.

Но если нет желания учиться – учение мучительно и бессмысленно, только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей.

Учение с увлечением – вовсе не учение с развлечением.

В последнее время литературное образование в современной школе переживает проблемы. В условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и другие составляющие гармоничного духовного развития личности.

Таким образом, чётко прослеживаются следующие противоречия:

- между необходимостью учителя выполнять требования стандарта литературного образования и отсутствием у учащихся стремления воспринимать литературу как жизненно важный предмет;

- между значительным объёмом художественных произведений и недостаточным количеством времени на их изучения;

- несоответствие программного материала и возраста учащихся.

Для того чтобы в какой-то степени снять данные противоречия, необходимо использовать такие приёмы преподавания литературы, с помощью которых разрешается одна из главных проблем: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. Применение приёмов активизации предполагает достижение следующей цели:

- активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время.

При этом должны решаться задачи:

- формирование у учащихся прочных умений, навыков через активизацию познавательной деятельности;

- повышение уровня речевой культуры учащихся в связи с обязательным обсуждением проблемной ситуации;

- формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера.

Активизация обучения – это главный путь повышения эффективности педагогического процесса. При этом основной задачей активизации является усиление, стимулирование умственной деятельности школьников в целях повышения качества знаний по изучаемым предметам.

В течение долгого времени эта проблема стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы.

Учёные и учителя давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся.

В современных научно-методических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается в разных аспектах учёными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и другие); дидакты (И.Я.Лернер, Г.И.Щукина, Ю.К.Бабанский); методисты (Т.В.Напольнова, В.М.Шаталов, Е.Г.Шатова и другие).

В своём поиске творческого подхода к преподаванию литературы использую основное концептуальное положение: «Общение с книгой – это прежде всего общение с жизнью!».

Суть моей работы заключается в том, чтобы активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах; оптимального сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Этому способствует продуманность всех этапов урока, чёткая его организация, разнообразие видов работ.

С целью повышения качества обучения учащихся в своей работе применяю технологию проблемного обучения. Использую в системе задания поискового характера, способствующие более осознанному и глубокому освоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию учащихся. Это требует от школьников самостоятельного овладения знаниями и способами их добывания, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.

Для развития творческих качеств личности применяю задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. С этой целью использую задания когнитивного типа: исследование объекта (слово, текст, литературное явление); креативного типа: сочинения разных жанров, составление викторины, придумывание словесного образа. На уроке чередую и сочетаю различные приёмы и формы работы: от эвристической беседы до групповой, от уроков-диспутов до уроков - творческие отчёты. Использую разнообразные формы диагностики обученности и творческих работ учащихся:

- тестирование;

- самостоятельные работы с раздаточным материалом;

- презентация творчества какого-либо писателя, поэта;

- чтение в лицах или инсценирование;

- отработка навыков связного рассказа, элементов монологической речи.

В 9 классе при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» провожу дискуссию на тему «Почему Татьяна –«милый идеал» автора и близок ли вам его взгляд?»

Вопросы:

- Какие «чувства добрые» пробуждает своей лирой Пушкин в нашем современнике?

- Татьяна - милый идеал Пушкина. А каков ваш «милый идеал» современной девушки или юноши?

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей…

- Как это совмещается в современном человеке?

Исследовательская работа. Докажите. Пушкин считал, что в романе «Евгений Онегин» время рассчитано по календарю. Можно ли считать роман энциклопедией нашей сегодняшней жизни? Почему Ахматова назвала роман «воздушной громадой»? (в форме эссе).

Особое внимание уделяю работе с поэтическим текстом. Учу ребят тому, чтобы они внимательно, вдумчиво, пристально вслушивались, вглядывались в каждое слово, чтобы ощутили его жизнь. Поэзия – это высокий уровень философского осмысления жизни, глубокого, сложного и одновременно очень приближенного к индивидуальному, личному пониманию важнейших вопросов бытия.

Задания пробуждают интерес к языку, к нашей культуре, к поэзии, вызывают потребность в познании, увлекают процессом творчества.

При работе с поэтическим текстом в 9- классах учащимся предлагаю следующие задания:

- определи автора (жанр). Такое задание удобно для проверки, поскольку его объем невелик, но при этом оно требует интенсивной работы учащихся. Например, при изучении поэзии 18-19 веков можно использовать такое задание.

Задание. Приведены отрывки из произведений трех русских поэтов Ломоносова, Державина, Жуковского. Определите, кому какой отрывок принадлежит. Обоснуйте свой выбор. Заполните таблицу.

Автор

Под каким номером отрывок

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3





Для успешного выполнения задания требуется и языковая интуиция, и умение анализировать. Таким образом, оно является не только контролирующим, но и обучающим;

- расположи по порядку. Это задание комбинаторного типа, позволяющее выявить глубину и полноту знаний учащихся по всей теме. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Задание. Перед вами несколько стихотворений русских поэтов 20 столетия, посвященных А.С. Пушкину. Прочитайте их, определите, о каком периоде жизни поэта идет речь. Расположите произведения в таком порядке, чтобы получился своеобразный поэтический рассказ о Пушкине. Объясните установленный вами порядок. Ответ оформите в виде следующей таблицы.

Автор и название стихотворения

Тема / период жизни




Какое стихотворение вам больше всего понравилось и почему? Какое осталось непонятным – чем именно? С кем из авторов вы не согласны, в чем?

- сравни. Учащимся предлагается сравнительный анализ стихотворения. Результат – это сочинение-миниатюра, представляющее собой развернутый и аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Особое внимание на уроках литературы уделяю выразительному чтению художественных произведений. Это стимулирует деятельность читательского воображения, помогает постичь эмоциональное содержание текста. В системе провожу конкурс «Лучший чтец». Ребята на уроке путем голосования сами определяют победителя.

Часто прибегаю к инсценировке. Дети с большим увлечением готовят сценки: продумывают костюмы, готовят афишу, различные декорации, реквизиты, репетируют до бесконечности. Вместе с детьми определяем лучших в следующих номинациях: «Лучший актер», «Лучшая постановка». Успех стимулирует ребят к активной работе на уроке.

Классическая литература помогает ученикам расти, обогащаться духовно, нравственно, постепенно поднимает на тот уровень, когда человек способен не только понимать, но и творить.

С целью внимательного и вдумчивого прочтения прозаического произведения провожу различные викторины: «Подскажи словечко», «Кому принадлежит высказывание?», «Чей это портрет?» и другие. Это помогает развитию мыслительных и творческих способностей учащихся.

С целью обобщения знаний по изученному произведению провожу семинарские занятия в старших классах. Например, «Молодое поколение в комедии А.С.Грибоедова» (9 кл.). К уроку - семинару заранее предложены вопросы:

  1. Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика.

  2. Чацкий и Молчалин. Герой и антигерой своего времени.

  3. Образ Софьи.

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на текст художественного произведения.

Семинар дает возможность реализации таких качеств как самостоятельность, ответственность за выбранное дело. Семинары требуют продолжительной, трудной и творческой работы, выполненной дома.

Тематика семинаров:

1. Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека».

Семинары аккумулируют умения учащихся, приобретенные ими с 5 класса: умение полноценно воспринимать художественное произведение, работать с книгой (критической, научно-популярной, публицистической, справочной).

На вводных темах, обзорных уроках использую лекции. Это позволяет дать объемный материал за меньшее количество часов. Ребятам предлагается план лекции, эпиграф к ней, они должны записать самое важное.

Такие задания не только активизируют интерес к изучаемым произведениям, но и способствуют аналитической деятельности, эмоциональному переживанию, формируют положительное отношение к литературе, современности, обществу.

Построить обучение на активной основе через целенаправленную деятельность обучающегося, учитывающую его личностный интерес и востребованность в получении конкретных знаний и приобретении навыков, позволяет технология проектного обучения. Цель состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, коммуникативные умения, развивают исследовательские умения. В связи с этим использую в своей педагогической деятельности технологию проектного обучения. Например, учащимся 9 класса предлагаю задание в группе : составить и провести защиту проекта по творчеству поэтов Серебряного века, а учащимся 8 класса– «Поэты и писатели Южного Урала». Ребята выполняют работу, представляя результат в виде мультимедийной презентации, буклетов, поэтических сборников.

При подготовке к уроку учащиеся используют материалы Интернета. Порой очень трудно найти в библиотеке произведения современных писателей, тогда дети находят их с помощью Интернета, посещая сайты виртуальных библиотек. При подготовке к семинарским занятиям учащиеся, с одной стороны, сами находят в сети необходимую библиографию по теме, а с другой, необходимые источники определяют не по заданным учителям ссылкам, а самостоятельно.

Компьютерные средства используются мною при разработке, подготовке учебно-методических материалов, отдельных элементов внеклассных мероприятий.

С целью личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира провожу педагогические мастерские. Например, в 9 классе по поэзии А.С.Пушкина. Данная технология обучения включает в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку раскрыть свои способности, создать условия для реализации его творческого потенциала. Результатом педагогической мастерской является развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьников

В последнее время особенно актуальным стал вопрос тестирования учебных достижений учащихся. Это происходит в связи с введением единого государственного экзамена как формы итоговой аттестации. С этой целью провожу тестирование на уроках литературы. Например, по творчеству писателей XIX-XX вв. (А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.П.Чехова, А.А.Ахматовой и других). Данная форма даёт мне возможность не только рационально использовать время на уроке, но и статистически точно анализировать процесс получения знаний. Диагностика тестирования помогает мне понять, насколько знания и умения, полученные учащимися по данным предметам, соответствует требованиям государственной программы; проверить успешность выполнения этих требований, получить основу для анализа, выявить трудности каждого ученика и построить коррекционную работу. Одним из результатов данной работы считаю повышение качества знаний.

Систематически осуществляю проверку рефлексии учащихся. Предлагаю ученикам ответить на вопросы и поставить плюс или минус в таблице:

№\№

Ф. И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1











1. Доволен ли ты, как прошел урок?

2.Было ли тебе интересно?

3. Сумел ли ты получить новые знания?

4. Был ли ты активен на уроке?

5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

6. Учитель был внимателен к тебе?

7. Ты сумел показать знания?

8. Какую оценку ты бы поставил себе?

9. Какую оценку ты бы поставил учителю?

Это позволяет мне выяснить отношения ученика к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо была интересна, либо он остался совершенно безразличен.

Большую роль в пробуждении у учащихся интереса к литературе играет внеклассная работа по предмету. На протяжении 5 лет являюсь руководителем ШМО, поэтому ежегодно организуются недели русского языка и литературы. Это различные литературные конкурсы, вечера, игры-путешествия, КВНы, конкурсы сочинений, творческих работ. Целенаправленное использование проблемных вопросов и творческих заданий на всех этапах урока:

  1. Применение в процессе обучения элементов информационно-коммуникационных технологий.

  2. Применение в системе приёмов активизации познавательной деятельности учащихся,

- во-первых, активизирует читательский интерес школьников к классике;

- во-вторых, побуждает к обязательному знакомству с литературным материалом и осознанному его пониманию;

- в-третьих, содействует преодолению пробы невосприятия произведения из-за временной его удалённости.

Данные приёмы по активизации познавательной деятельности могут быть использованы учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.

Уроки литературы требуют от учителя максимальной творческой активности, способности самому испытывать глубокий интерес к изучаемому произведению. Только тогда возможен ответный отклик в сердцах учеников.


Результаты применения приёмов активизации познавательной деятельности.

Опыт использования на практике описанных выше приёмов активизации познавательной деятельности показывает, что они являются оптимальными при изучении классических произведений. Их применение позволило:

- активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

- повысить качество знаний по литературе.

Результаты учебной деятельности определяю при помощи анализа контрольных, проверочных работ, по текущим оценкам. Выявить результативность активизации читательского интереса, творческого подхода учащихся при подготовке к урокам литературы намного сложнее, ведь оценки лишь косвенно отражают реальное положение.

Здесь наиболее приемлемы такие методы диагностики, как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ библиотечных абонементов и т. д. Я выделила следующие показатели, по которым отслеживаю динамику развития:

а) умение наблюдать, сравнивать, делать обобщения и выводы;

б) интерес к творческой деятельности;

в) желание заглянуть за страницы учебника.

Творчески насыщенная учебная атмосфера стимулирует и побуждает участие обучающихся в дополнительных развивающих мероприятиях: олимпиадах, конкурсах. Учащиеся являются победителями и призёрами районных, региональных и областных олимпиад.















Приложение


Урок литературы в 9 классе.

А.А. Фет. Анализ стихотворения

Воздушный город”.


Цели:

- рассмотреть, что чувствует и представляет лирический герой стихотворения;

- рассмотреть художественное своеобразие поэтического текста;

- обработка навыков анализа лирического произведения;

- развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Метод:

Частично-поисковый.


Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Организация класса к учебной деятельности.

3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

4.Этап усвоения новых знаний. Анализ стихотворения А.А.Фета «Воздушный город».

5.Вывод. Подведение итогов.

6.Информация о домашнем задании.







Ход урока


1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя:


- Понимание поэтического текста – это труд души.

Классическая поэзия помогает обогатиться не только духовно, нравственно, но и постепенно поднимает на тот уровень, когда человек способен понимать, творить.

Сегодня на уроке мы поговорим о поэтическом творении А.А. Фета. Его поэзия учит видеть, слышать понимать, любить мир, родную землю, её красоту.


2.Организация класса к учебной деятельности.

Беседа:

- Какие стихи А.А. Фета привлекли ваше внимание, когда вы взяли в руки сборник?

Обоснуйте свой выбор.



Выразительное чтение стихов А.А. Фета учащимися

( С развёрнутым ответом на вопрос: «Что чувствовали представляли, читая это стихотворения?»).

Вопрос ко всем учащимся: «Какие образные ассоциации вызывает у вас поэзия А.А. Фета?»

3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.


Вопрос: «Каким вы представляете себе поэтический герб А.А. Фета?»

«Словесно-изобразительное сочинение» (ученики получают возможность выразить себя в рисунках и монологе).

- Чья композиция наиболее удачно, точно передаёт поэтический мир Фета?

- Каким вы видите лирического героя в поэзии А.А. Фета?

Комментирование плана-проспекта о творчестве А.А. Фета учащимися.


Беседа:

- В чем состоит художественное своеобразие поэзии А.А. Фета?

( Каковы характерные особенности лирики А. Фета?)

4.Этап изучения нового материала. Анализ стихотворения А.А.Фета « Воздушный корабль»

Беседа:

- Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками?

- Какие вы при этом испытываете чувства?

- Что представляете?

Лирический герой стихотворения А.А. Фета “Воздушный город” тоже любил наблюдать за облаками.

Цель нашего урока: рассмотреть, что чувствовал, представлял лирический герой стихотворения, художественное своеобразие поэтического текста, а для этого потребуются знания по теории литературы, ваш читательский и жизненный опыт.


Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета “Воздушный город” (ученик)


Беседа:

- Какие чувства испытывали вы, слушая это стихотворения?

- Что себе представляли?

- Какие художественные образы возникали?

- Какие чувства испытывал лирический герой, с чем это связано?


Анализ стихотворения А.А.Фета « Воздушный корабль.


- Составление таблицы ( Как описывает поэт художественные образы?)

Художественные образы. Причудливый

Хор облаков

Кровли, стены

Купола золотые

Город мой, белый, знакомый, родной,

Небо воздушное, розовое

Земля темная уснувшая.

- Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях? (Лирический герой-романтик, когда земля уснула, он выходит полюбоваться облаками).

- Давайте понаблюдаем: «Какой приём звукописи использует автор в первой строфе?» (Ассонанс)

Его рассказ об увиденной картине, используя ассонанс, передает мелодию хора. (хор - хорошо организованная песня).

- Какой необычный эпитет автор использует в первой строфе? (Причудливый)

- Каково значение слова "Причудливый"?

- Посмотрите значение слова "Причудливый" в словаре Ожегова:

1. Вычурный, замысловатый.

2. Капризный, с причудами.

- В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово? В первом значении: облака создали замысловатую фигуру - город, второе значение: картина воздушного города не только замысловата, доступна лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может рассыпаться, растаять. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

- Подберите синонимы к слову "причудливый" (необыкновенный, сказочный, чудесный).

- Какую роль играет эпитет "причудливый"?

- Почему так назван хор? ( Так картины, созданные игрой облаков, сказочны, чудесны.)

- Что нового для понимания характера лирического героя дает вторая строфа? Воздушный город - это город мечты героя.

- Каково значение фразеологизма "создавать воздушные замки"? (сл. фразеологизмов)

- Вот так и воздушный город стал недоступен герою, хотя его образ превращается в навязчивую мечту.

- Почему герой называет город моим, родным, знакомым?

(Он не раз рисовал себе картину этого города. Город - это мечта именно героя, только его).

- Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя? Мечта героя окрашена светлыми тонами: " белый город", " розовые небо". "Она чиста, и вдруг темная земля". Это не просто цветовой контраст, это еще и антитеза: чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

- Сравните первую и вторую строфу. Прочитайте их внимательно, вдумчиво.

- Земля уснула - отсутствие жизни. (метафора).

Облака плывут - они полны жизни, а вместе с ними живет и герой.

- Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город, рушится мечта героя, он остается один на темной уснувшей земле.

- Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы? (С помощью инверсии выделяются слова "воздушный" и "плывет"). Мечта героя " воздушна", то есть, хрупка, уплывает на север. Антитеза "манит" - " не дает" подчеркивает трагедию героя.

- Как вы можете объяснить тире в последней строфе? (знак бессоюзного предложения, в котором второе часть противопоставлена первой).

- Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике? (Это философское стихотворение. Пейзаж - это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности).

5.Вывод. Подведение итогов.

Вывод. Особенности лирики Фета таковы, что пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть внимательным к слову, образу, чтобы понять стихи поэта.

Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.


6.Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: (дифференцированное).

А) написать мини-сочинение " Что такое "музыка стиха"?

Б) Напишите словарную статью для "Словаря языка Фета"

( Каково содержание каждого понятие в разных контекстах?)


















Список использованный литературы.


  1. В.Д.Черняк Русский язык и культура речи. М.: Юрайт, 2011.

  2. И.Б. Голуб. Упражнения по стилистике русского языка.М.: Арис-Пресс, 2009.

  3. Т.А. Злобина, А.А. Малиновский. Учимся чувствовать, понимать, анализировать. М.: Вербум – М, 2005.


  1. Т.Я.Ерёмина. Мастерские по литературе.-Санкт-Петербург: «Паритет», 2004.


  1. 9.Е.В.Коркина. Работа с поэтическими текстами. –М. : Пресс, 2005.

  2. 10.И.М.Лейфман.Задания для дифференцированного контроля знаний по литературе.-М.: Материк-Альфа, 2006.

  3. Д.Е. Розенталь. Пособие по русскому языку.- М. : Оникс, 2004.

  4. Д.Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.- М. : Пресс, 2003 .

10.Л.С. Степанова. Система работы с текстом.-М.: Вербум – М, 2005.












18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Активизация познавательной деятельности на уроках литературы

Автор: Заварухина Надежда Ивановна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики. "
    ["seo_title"] => string(87) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110119"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405563288"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства