Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Введение в педагогику »
ПЕДАГОГИКА
Слово «ПЕДАГОГИКА" имеет несколько значений
Во-первых, им обозначают педагогическую науку
Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике
под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках
Такая неоднозначность нередко приводит
к путанице, порождает неясность
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: « пайдос » – « дитя » и « аго » – « вести ».
Если переводить дословно, то означает « детоводитель »,
то есть тот, кто ведет ребенка по жизни.
Отсюда логично вытекает
объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека.
Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
ПЕДАГОГИКА - упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями
ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
область действительности, которую исследует данная наука
способ видения объекта с позиций этой науки
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
1
ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СОЗДАНИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, НОВЫХ МЕТОДОВ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2
3
РАЗРАБОТКА НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЕМУ МЕТОДОВ, ФОРМ, СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Общая педагогика: основы педагогики, дидактика, теория воспитания, управление образовательными системами
Возрастная педагогика: дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы
Другие направления в педагогике: музейная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная, пенитенциарная педагогика, педагогика дополнительного и профессионально-технического образования
Межпредметные педагогические дисциплины: социальная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования
Новые направления: гуманистическая педагогика, педагогика ненасилия, педагогика культуры, лечебная педагогика, дородовая педагогика, реабилитационная педагогика, педагогика права и др.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ
С ДРУГИМИ НАУКАМИ
ПЕДАГОГИКА, как любая наука, имеет
категориальный аппарат
источники
свою структуру
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Воспитание как педагогическое явление.
Формирование личности.
Образование.
Обучение.
Самовоспитание.
Самообразование.
Целостный педагогический процесс (ЦПП).
Педагогическое взаимодействие.
Принципы и закономерности ЦПП.
Содержание, формы, методы и средства ЦПП.
Педагогические технологии.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ
Педагогические теории
Педагогические системы
Педагогические технологии
ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИКИ
Теоретические разработки и исследования учёных настоящего и прошлого.
Педагогическая практика и опыт.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ
Вопрос
Аспект в педагогике
Для чего необходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи решают?
Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе
Кто и ради кого осуществляет воспитание и обучение?
Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, семья, школа, общество, государство)
Чему учить и какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе?
Содержание воспитания и обучения (содержанием в общем виде выступает культура в самом широком понимании)
Как учить?
Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке
Где учить и воспитывать и какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образовательные модели?
Система, виды и формы образования
Кому и как управлять системой образования?
Управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач
КАТЕГОРИЯ «ВОСПИТАНИЕ»
Воспитание как общественное явление — процесс передачи общественно- исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Воспитание осуществляется через:
влияние макрофакторов - страна, государство, общество (уровень развития производства, общественные отношения, идеология, политика), космос, планета, мир;
влияние мезофакторов — этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации (СМИ);
влияние микрофакторов — семья, сверстники, субкультура, институты воспитания, религиозные и другие объединения.
Воспитание как педагогическое явление — целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности.
Воспитательное воздействие направлено
на конкретную личность или определенную группу .
Воспитание осуществляется через:
специальные учебно-воспитательные учреждения;
организации и объединения:
семья, школа (разных типов),
учреждения социальной защиты, поддержки и коррекции;
учреждения дополнительного образования;
детские и юношеские объединения, клубы и объединения по месту жительства.