Семинар - деловая игра на педсовете по теме:
«Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Участники педсовета поделены на две мобильные команды.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Задание для команд:
Какие Вы знаете классификации детских игр?
Пожалуйста, назовите их.
Давайте рассмотрим несколько классификаций.
Классификация игр Фридриха Фрёбеля:
- «Полезные» - сюжетно-ролевые;
- «Изящные» - конструктивные, строительные;
- Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.
Классификация игр Карла Гросса:
- По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;
- Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.
- Игры обычных функций – развивающие волю.
Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.
Классификация игр Януша Корчака:
- Хороводные игры;
- Спортивные игры на проверку илы;
- Игры на закрепление знаний.
Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:
- Имитационные (подражательные);
- Подвижные (игры с правилами).
Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:
- Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);
- Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).
Классификация игр С.Л. Новосёловой:
- Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;
- Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);
- Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Классификация игр в детском саду:
- Творческие;
- Игры с правилами;
- Народные.
Творческие игры:
- Театрализованные
- Режиссерские
- Игры драматизации
- Сюжетно – ролевые
- С элементами труда
- С элементами художественно – творческой деятельности
- Конструкторские
Задание для команд:
Первая команда: дайте определение режиссерской игре
Вторая команда: дайте определение игре драматизации.
Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.
Задание для команд:
Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.
Команда из 3-х человек - сказка «Теремок».
Все остальные - сказка «Курочка – ряба».
Должны участвовать все.
Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:
- Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
- Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
- Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
- Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.
Задание для команд:
Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?
Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
Строительно-конструктивные игры
Цель: решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный
Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
Игры с правилами:
- Дидактические
- Игры – занятия
- Дидактические игры
- Подвижные
- Игры с бегом
- Игры с прыжками
- Игры с лазаньем
- Игры с метанием и ловлей
- Игры на ориентировку в пространстве
Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Задание для команд:
Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.
Виды дидактически игр:
Цель: обучение
Виды:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Задание для команд:
По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Задание для команд:
Организовать и провести по командам народную подвижную игру.
По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.
3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.
4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.
Факторы реализации игры:
- Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
- включение всех видов игр в педагогический процесс;
- своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
- квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
- индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
- перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
- использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Комплексный метод развития игровой деятельности:
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;
- Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;
- Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
- Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.
Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в педсовете.