Просмотр содержимого документа
««Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»»
«Великая цель образования –это не знания, а действия».Герберт Спенсер
«Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
Универсальные учебные действия
В широком значении термин «универсальные учебные действия»означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком - это совокупн ость способов действий ребенка , которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный
(включающий также действия саморегуляции) ;
познавательный ;
коммуникативный .
Личностные универсальные учебные действия
Личностные (нравственно-оценочные умения)-оценка своих и чужих поступков. Умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», « воспитанник», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Регулятивные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем. Умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Отражают способность ребенка строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные действия
Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
В результате эффективной воспитательной деятельности мы получаем положительный результат — всесторонне развитую личность ребёнка, что и является целью развития УУД.
Содержание УУД, формируемых в процессе интеллектуальных игр
Интеллектуальные игры являются важным и удачным средством формирования универсальных учебных действий
Какие УУД мы развиваются в ходе игры?
В сфере личностных УУД формируются:
- внутренняя позиция ребенка;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД формируются через анализ ситуации, её оценку, построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование и выбор единой версии от команды; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; через постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД невозможны без учёта позиции участников команды, распределения ролей внутри команды, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД проявляются в способности мобилизовать силы, ум и энергию для преодоления препятствий в игре, собраться в стрессовой ситуации, оценить свои действия после игры («осознание воспитанниками того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить»). В процессе подготовки к игре и в ходе самой игры развиваются такие УУД как целеполагание, планирование, распределение ролей, обязанностей, составление плана и последовательности действий. Коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия.
Особо следует отметить развитие информационной грамотности у детей при подготовке к играм. Наиболее эффективные и распространённые источники: предметные энциклопедии, словари и справочники, средства Интернет.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Технологическая карта мероприятия – это способ графического проектирования мероприятия, таблица, позволяющая структурировать данное мероприятие по выбранным педагогом параметрам.
Структура технологической карты включает: 1) Название мероприятия 2) Цель и задачи. 3) Форма проведения. 4) Этапы занятия 4) Формирование УУД. 6) Деятельность педагога 7)Деятельность воспитанников 8) Методы и приемы
ПРИМЕРКОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?..»ФИО педагога:Попов Сергей Владимирович______________________________Полное название ОУ: Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения____ родителей «Воткинский Детский дом»Предмет (форма занятия ): интеллектуально-практическое занятие для воспитанников 3-5 классаТема урока (занятия ): «Знаете ли вы?..»Цель занятия:формирование интереса к новым знаниямЗадачи: - Активизировать познавательную деятельность - Способствовать расширению кругозора воспитанников; - Формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных); - Развивать коммуникативные навыки; - Развивать внимательность, наблюдательность; - Формировать умения работать в группе; - Развивать логическое мышление; - Познакомить с практическими навыками, необходимыми в жизни. Дата проведения урока (занятия ): 19 ноября 2014 года в 15-00 час.
Формирование УУД:Личностные действия: Формировать внутреннюю мотивацию находить способы решения поставленных задач, формировать целеустремлённость, желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь успеха в жизни. Регулятивные действия: Определять цель деятельности, план выполнения заданий, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция эмоционально-волевой сферы. Познавательные действия: Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь, ставить проблему и решать ее. Коммуникативные действия: Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. Оборудование: ноутбук, экран (телевизор), 2 зеркала, пластиковая бутылка на каждого ребенка, фотоаппарат, утюг, гладильная доска, стеклянная банка, шило, лупа.
Этапы занятия,
время
Универсальные учебные действия
1. Мотивационный этап
(2 минуты)
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Деятельность педагога
2. Этап
актуализации
знаний
(5 мин)
Деятельность воспитанников
Приветствует детей и начинает занятие с постановки вопроса «Хотите узнать что-нибудь интересное?»
Личностные УУД: анализировать свои ощущения, фантазировать.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы; построение логической цепочки ответов и вопросов; перерабатывать новую информацию.
Методы и приемы
Воспитанники настраиваются
работать в спокойной творческой атмосфере. Дети слушают
педагога, размышляют над темой,
отвечают.
Объявляет тему занятия
«Знаете ли вы?..»Тогда предлагаю вам сегодня познакомиться с одним интересным свойством мороженого.
Просит принести коробку с мороженным. Открывают коробку, а там вместо мороженого оказываются разные вещи - три яйца, два зеркала, лупа, яблоко, соль, два чистых листа, USB -носитель с записью голоса. Случилось ужасное. Кто-то похитил мороженое.
Педагог предлагает детям познакомиться с информацией, содержащейся на USB -носителе.
беседа
Дети пытаются определить, для чего нужны эти вещи.
Воспитанники слушают запись на USB -носителе, размышляют, предлагают варианты решения. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
создание проблемной ситуации
обсуждение
3. Этап открытий
новых знаний
( 30 мин)
Регулятивные УУД: определять цель деятельности; план выполнения задания;
оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: строят рассуждения, понятные для собеседника, умение слушать и вступать в диалог; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные УУД:
способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с нормами; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Педагог зачитывает первое задание. Нужно определить вареное яйцо или сырое.
Задает вопросы.
Педагог рассказывает о том, как определить вареное яйцо или сырое и просит детей объяснить причину такого поведения яйца.
Педагог подводит детей к решению заданного вопроса с помощью опыта.
Педагог озвучивает второе задание.
Где лучше плавать – в море или в реке?
Задает вопросы.
Рассказывает о различии воды в морях и реках.
Предлагает провести опыт. (кладут яйцо в пресную воду, оно лежит на дне. Постепенно добавляют соль и размешивают, чем больше соли добавляют, тем быстрее яйцо всплывает)
Дети слушают задание.
Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты, размышляют .
Воспитанники внимательно следят за действием педагога.
Проводят опыт и определяют, какое яйцо вареное, а какое сырое.
Дети слушают.
Отвечают (предлагают варианты ответов и приводят аргументы).
Воспитанники вместе с педагогом проводят опыт.
Дети наблюдают, обсуждают и делают вывод.
Пытаются найти решение поставленной задачи.
Включаются в процесс
репродуктивный,
словесный, частично – поисковый,
обсуждение
практическая работа, опыты
4. Рефлексия
(8 мин)
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать; контроль и оценка результатов деятельности; выделение и формулирование познавательной цели; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Личностные УУД: уважение к себе как к личности.
Прежде чем нам с вами закончить занятие, я хотел бы вас спросить: «Что тебя удивило, какое задание было самое интересное, о чём бы ты хотел ещё узнать»?
После этого детям разрешается съесть найденное и включается последняя запись, которая раскрывает, кто же всё-таки был Похитителем мороженого.
Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Дети говорят, что они сегодня узнали, благодарят друг друга и педагога. Предлагают, чтобы еще им показали интересные опыты.
Дети разоблачают воспитателя.
проверка, оценка знаний и навыков, полученных на занятии, метод закрепления
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(265) "Разработка контрольно- диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе"
["seo_title"] => string(141) "razrabotkakontrolnodiaghnostichieskikhmatierialovdliaformirovaniiaiotsienkiuniviersalnykhuchiebnykhdieistviinaurokakhrusskoghoiazykav6klassie"
["file_id"] => string(6) "332317"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1464895959"
}
}