Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта
Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта »
Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта (из опыта работы над педагогическим проектом).
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Стандарт устанавливает требования:
К личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Личностные универсальные учебные действия
а) отражающие отношение к социальным ценностям:
– идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и
чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
б) отражающие отношение к учебной деятельности:
– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
– выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:
– удерживать цель деятельности до получения ее результата;
– планировать решение учебной задачи: выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
– анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
-различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
фиксировать их результаты;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
– составлять план текста: делить его на смысловые части,
озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Коммуникативные универсальные учебные действия,отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
– различать особенности диалогической и монологической речи;
– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
__– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Предметные универсальные учебные действия
Определяются в соответствии программой по каждому учебному предмету.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(265) "Разработка контрольно- диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе"
["seo_title"] => string(141) "razrabotkakontrolnodiaghnostichieskikhmatierialovdliaformirovaniiaiotsienkiuniviersalnykhuchiebnykhdieistviinaurokakhrusskoghoiazykav6klassie"
["file_id"] => string(6) "332317"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1464895959"
}
}