«Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина»
(ГБ ПОУ «БЭРТТ»)
Доклад на заседание
Совета классных руководителей
Современные воспитательные технологии и формирование активной гражданской позиции
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас».
В каком направлении действовать?
Как способствовать тому, чтобы активность наших учащихся была полезной как для них самих, так и для общества в целом?
В современной образовательном учреждении на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и друга, и диспетчера, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.
Как не растеряться в этом многообразии ролей, ожиданий и требований?
Как сделать работу классного руководителя целенаправленной и эффективной?
Многогранная работа классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия, центральное звено. Для меня таким звеном стало воспитание активной гражданской позиции.
Гражданская активность опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры. В жизненной позиции находит свое выражение внутренний мир личности. Вот почему я считаю, что воспитательные усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование у студентов лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.
Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
А.В.Мудрик
Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:
патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
активная жизненная позиция;
нравственность;
творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об индивидуальном развитии студента, максимальном проявлении личностных особенностей и индивидуальных способностей каждого учащегося моей группы. Активность, как жизненная позиция формируется тогда, когда у учащегося есть возможность самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач. Гражданские ценности должны находить отражение в действительной жизни учащегося.
Таким образом, систему воспитания активной гражданской позиции студентов можно сформулировать так: активная деятельность, основанная на общегражданских ценностях с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого учащегося.
В рамках данной деятельности можно выделить несколько направлений.
1. Познавательная деятельность
Познавательная деятельность остается центральной на протяжении всего юного возраста. В данном направлении мы заботимся не только о воспитании добросовестного отношения к учебе во время уроков, но и о поддержке самостоятельной творческой познавательной деятельности обучающихся.
2. Добровольчество (Волонтерство) Важным направление деятельности по формированию активной гражданской позиции считаю участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Все мы видим, как в последние годы волонтерство в России набирает силу, становится нормой общественной активности. Молодежь с удовольствием принимают посильное участие в подобной деятельности, приобретая тем самым неоценимый опыт участия в жизни общества.
3. Здоровый образ жизни.
Самым активным направлением в нашей группе стала деятельность, связанная с воспитанием потребности в здоровом образе жизни.
4. Развитие способностей.
Всецело поддерживать развитие индивидуальных способностей и интересов молодежи. Занятия в кружках и секциях различной направленности, успехи и достижения однокурсников становятся гордостью всей группы.
Считаю, что главным средством, которым я могу корректировать гражданскую активность учащегося, является моя собственная жизненная позиция. Готовность участвовать в различных мероприятиях, вдохновлять учащихся на подготовку и проведение различных мероприятий, совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый студент группы приобрел действенный опыт гражданской активности.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}