kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смена парадигм в области образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по педагогике на тему: "Смена парадигм в области образования"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смена парадигм в области образования»

  Смена парадигм в области образования   Презентацию подготовила Студентка Ш-21 группы Бутримова Екатерина

  Смена парадигм в области образования

Презентацию подготовила

Студентка Ш-21 группы

Бутримова Екатерина

Термин «парадигма» в науковедение ввел американский историк науки и философии Т. Кун, им он обозначил признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Термин «парадигма» в науковедение ввел американский историк науки и философии Т. Кун, им он обозначил признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Не вдаваясь в анализ специфики научной парадигмы, ее системы в развитии науки, соглашаясь с позицией Т. Куна, отметим, что содержание понятия «парадигма» – это «… совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества», «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана».

Не вдаваясь в анализ специфики научной парадигмы, ее системы в развитии науки, соглашаясь с позицией Т. Куна, отметим, что содержание понятия «парадигма» – это «… совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества», «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана».

Парадигма – модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.

Парадигма – модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.

Понятие «образовательная (воспитательная) парадигма» – модель образовательной (воспитательной) деятельности как совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.

Понятие «образовательная (воспитательная) парадигма» – модель образовательной (воспитательной) деятельности как совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.

В современном образовании на смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения главная задача состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. А.М. Новиков демонстрирует смену парадигмы учения в индустриальном и постиндустриальном обществах.

В современном образовании на смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения главная задача состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. А.М. Новиков демонстрирует смену парадигмы учения в индустриальном и постиндустриальном обществах.

Сегодня востребован выпускник, не только владеющий знаниями, но и способный осваивать основы знаний и использовать их для самореализации. Акцентируем внимание на наиболее значимых положениях. Ценности – учение для самореализации человека в жизни. Провозглашена новая цель образования – направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); учение в течение всей жизни.

Сегодня востребован выпускник, не только владеющий знаниями, но и способный осваивать основы знаний и использовать их для самореализации. Акцентируем внимание на наиболее значимых положениях. Ценности – учение для самореализации человека в жизни. Провозглашена новая цель образования – направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); учение в течение всей жизни.

Позиции участников учебного процесса определены как взаимное партнерство. Динамичная структура учебных дисциплин; демократический и эгалитарный методы; динамичные формы организации учебного процесса. Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. Контроль и оценка осуществляются при смещении акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся.

Позиции участников учебного процесса определены как взаимное партнерство. Динамичная структура учебных дисциплин; демократический и эгалитарный методы; динамичные формы организации учебного процесса. Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. Контроль и оценка осуществляются при смещении акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся.

Формирование политической культуры как социума в целом, так и индивида в частности происходит при активном влиянии макро- и микросферы посредством адаптации, коммуникации, социальной интеграции . Макросфера включает в себя политику, экономику, культуру, социальную среду.

Формирование политической культуры как социума в целом, так и индивида в частности происходит при активном влиянии макро- и микросферы посредством адаптации, коммуникации, социальной интеграции . Макросфера включает в себя политику, экономику, культуру, социальную среду.

Семья, школа, ученические коллективы, ближайшее окружение составляют микросреду. Постоянное взаимодействие и взаимовлияние макросферы и микросферы формируют политическую культуру, под воздействием которой развивается личность. Существенную роль в исследуемом процессе играет образование, по сути дела все элементы микросферы связаны с образованием, но нельзя сбрасывать со счетов и остальные составляющие, влияние которых может быть более действенным на молодых людей, особенно в период смены общественно-политической системы, а следовательно, распада прежней советской политической культуры как целостной парадигмы и замещение ее новой, что само по себе процесс сложный и противоречивый. Политическое образование играет важную роль в гармонизации отношений между личностью и группой, государством и обществом.

Семья, школа, ученические коллективы, ближайшее окружение составляют микросреду. Постоянное взаимодействие и взаимовлияние макросферы и микросферы формируют политическую культуру, под воздействием которой развивается личность. Существенную роль в исследуемом процессе играет образование, по сути дела все элементы микросферы связаны с образованием, но нельзя сбрасывать со счетов и остальные составляющие, влияние которых может быть более действенным на молодых людей, особенно в период смены общественно-политической системы, а следовательно, распада прежней советской политической культуры как целостной парадигмы и замещение ее новой, что само по себе процесс сложный и противоречивый. Политическое образование играет важную роль в гармонизации отношений между личностью и группой, государством и обществом.

В эпоху античности складывается первая парадигма образования.  Греческим термином «парадигма» обозначается, как известно, образец, истина; то есть, в данном случае некий идеальный образец, эталонная, «истинная» система образования. И она действительно сохранялась в качестве таковой на протяжении длительного времени. В Древней Греции, а позднее в Древнем Риме, такой парадигмой выступает формирование гармоничного развитого человека. Гармония, которой дышат все сферы жизни античного человека и которой живёт вся античность, пронизывает на протяжении тысячи лет всю систему образования. Палестра и гимнасия классического периода Греции должны были каждого ребёнка сформировать гармонично развитым существом. В гармонии должны находиться его душа и тело. Гармонично должны сочетаться разум (мудрость), нравственная сфера и воля. Гармоничными должны быть и отношения грека с самим собой, с согражданами полиса, со всем миром, с космосом.

В эпоху античности складывается первая парадигма образования.

Греческим термином «парадигма» обозначается, как известно, образец, истина; то есть, в данном случае некий идеальный образец, эталонная, «истинная» система образования. И она действительно сохранялась в качестве таковой на протяжении длительного времени. В Древней Греции, а позднее в Древнем Риме, такой парадигмой выступает формирование гармоничного развитого человека. Гармония, которой дышат все сферы жизни античного человека и которой живёт вся античность, пронизывает на протяжении тысячи лет всю систему образования. Палестра и гимнасия классического периода Греции должны были каждого ребёнка сформировать гармонично развитым существом. В гармонии должны находиться его душа и тело. Гармонично должны сочетаться разум (мудрость), нравственная сфера и воля. Гармоничными должны быть и отношения грека с самим собой, с согражданами полиса, со всем миром, с космосом.

Сократ внёс в эту парадигму существенную поправку, которая не разрушила идею гармонии, но несколько её видоизменила. В основе гармонии, согласно Сократу, должен находиться разум и знание, как продукт разума. Нравственным, по Сократу, человек может стать лишь тогда, когда он знает, что такое нравственность и что такое добродетель, и когда он поступает в соответствии с этим знанием. И воля также, как собственно человеческая черта, имеет место лишь тогда, когда она разумна, то есть основана на знании, а не на страстях, эмоциях или влечениях.   Эта идея Сократа оказала большое влияние на представления об иерархии добродетелей, которые должна вырабатывать у свободных греков античная школа. Порядок добродетелей  выглядит следующим образом: мудрость, справедливость, мужество и умеренность.

Сократ внёс в эту парадигму существенную поправку, которая не разрушила идею гармонии, но несколько её видоизменила. В основе гармонии, согласно Сократу, должен находиться разум и знание, как продукт разума. Нравственным, по Сократу, человек может стать лишь тогда, когда он знает, что такое нравственность и что такое добродетель, и когда он поступает в соответствии с этим знанием. И воля также, как собственно человеческая черта, имеет место лишь тогда, когда она разумна, то есть основана на знании, а не на страстях, эмоциях или влечениях.  

Эта идея Сократа оказала большое влияние на представления об иерархии добродетелей, которые должна вырабатывать у свободных греков античная школа. Порядок добродетелей  выглядит следующим образом: мудрость, справедливость, мужество и умеренность.

Такая система добродетелей вытесняется христианством лишь в средние века.  Христианство вводит новую систему добродетелей и, что гораздо важнее, создаёт новую, собственную парадигму образования. Последняя постепенно вытесняет античную парадигму, хотя осуществить полную замену в конечном счёте так и не удалось. Христианская парадигма образования связана с библейским пониманием человека. Поэтому образование в христианской культуре понимается как выявление и развитие образа Божьего в человеке. В людях, падших вследствие первородного греха, этот образ наличествует лишь потенциально, но с помощью образования он актуализируется, то есть становится действительным.

Такая система добродетелей вытесняется христианством лишь в средние века.

Христианство вводит новую систему добродетелей и, что гораздо важнее, создаёт новую, собственную парадигму образования. Последняя постепенно вытесняет античную парадигму, хотя осуществить полную замену в конечном счёте так и не удалось.

Христианская парадигма образования связана с библейским пониманием человека.

Поэтому образование в христианской культуре понимается как выявление и развитие образа Божьего в человеке. В людях, падших вследствие первородного греха, этот образ наличествует лишь потенциально, но с помощью образования он актуализируется, то есть становится действительным.

Очередная европейская парадигма образования начинает формироваться в эпоху Возрождения и полностью складывается в Новое время. Она постепенно вытесняет христианскую парадигму из мира светской культуры, будучи сама по содержанию светской и преимущественно научной. Здесь цель видится не в формировании душевных и духовных качеств, выявляющих в человеке образ Божий, а в накоплении научных знаний и их систематизации. Образованным начинают считать человека, обладающего большим объёмом знаний, приведённых в систему. Процесс образования всё больше сводится к передаче знаний от учителя к ученику, от поколения к поколению.

Очередная европейская парадигма образования начинает формироваться в эпоху Возрождения и полностью складывается в Новое время. Она постепенно вытесняет христианскую парадигму из мира светской культуры, будучи сама по содержанию светской и преимущественно научной. Здесь цель видится не в формировании душевных и духовных качеств, выявляющих в человеке образ Божий, а в накоплении научных знаний и их систематизации. Образованным начинают считать человека, обладающего большим объёмом знаний, приведённых в систему. Процесс образования всё больше сводится к передаче знаний от учителя к ученику, от поколения к поколению.

Воспитание же указанных выше качеств, которое в христианской парадигме сливалось в единое целое с образованием, здесь отделяется и становится самостоятельной задачей. Образование, как процесс передачи научных знаний, производится преимущественно в школе – начальной, средней, высшей, воспитание – преимущественно в семье, порой с помощью специально разработанной системы воспитания и соответствующим образом подготовленных воспитателей.

Воспитание же указанных выше качеств, которое в христианской парадигме сливалось в единое целое с образованием, здесь отделяется и становится самостоятельной задачей. Образование, как процесс передачи научных знаний, производится преимущественно в школе – начальной, средней, высшей, воспитание – преимущественно в семье, порой с помощью специально разработанной системы воспитания и соответствующим образом подготовленных воспитателей.

На протяжении четырёх последних веков светская парадигма образования доминировала без существенных изменений. Однако по окончании ХХ века она сама стала испытывать давление со стороны исподволь зарождающейся новейшей парадигмы.

На протяжении четырёх последних веков светская парадигма образования доминировала без существенных изменений. Однако по окончании ХХ века она сама стала испытывать давление со стороны исподволь зарождающейся новейшей парадигмы.

Возникновение информационного общества, компьютеризация в сфере интеллектуального труда, создание глобальных информационных сетей уже сейчас приводит к очередному изменению иерархии ценностей. Снижается ценность знаний, накопленных в голове человека. Более нужным становится умение найти готовую информацию в электронной сети. Новое прочтение принципа «Кто владеет информацией, тот владеет всем», обесценивает уже не только внутренний духовный мир человека, но и знания в его голове. Обучающиеся всё чаще предпочитают найти в Интернете готовый материал, нежели самостоятельно работать над рефератом, докладом, курсовой работой.

Возникновение информационного общества, компьютеризация в сфере интеллектуального труда, создание глобальных информационных сетей уже сейчас приводит к очередному изменению иерархии ценностей. Снижается ценность знаний, накопленных в голове человека. Более нужным становится умение найти готовую информацию в электронной сети. Новое прочтение принципа «Кто владеет информацией, тот владеет всем», обесценивает уже не только внутренний духовный мир человека, но и знания в его голове. Обучающиеся всё чаще предпочитают найти в Интернете готовый материал, нежели самостоятельно работать над рефератом, докладом, курсовой работой.

Появление новых технических возможностей, разумеется, принесло много пользы : облегчился поиск нужных сведений, ускорился процесс обработки информации, резко увеличился объём доступной информации, исчезли многие препятствия для общения и т.д.

Появление новых технических возможностей, разумеется, принесло много пользы : облегчился поиск нужных сведений, ускорился процесс обработки информации, резко увеличился объём доступной информации, исчезли многие препятствия для общения и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Смена парадигм в области образования

Автор: Бутримова Екатерина Владимировна

Дата: 04.12.2020

Номер свидетельства: 565433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Современные педагогические технологии "
    ["seo_title"] => string(49) "sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "111867"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408014901"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории  в 5-7 классах "
    ["seo_title"] => string(94) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-v-5-7-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "142335"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418278924"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Процедура мониторинга учебно-воспитательного процесса в организациях среднего профессионального образования "
    ["seo_title"] => string(126) "protsiedura-monitoringha-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-orghanizatsiiakh-sriedniegho-profiessional-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "107638"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403360326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) ""МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА" "
    ["seo_title"] => string(74) "mietody-i-formy-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-na-urokakh-angliiskogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203621"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429525211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства