kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории в 5-7 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном переустройстве: создание современной деятельностно -ценностной  парадигмы  образования  и единого глобального образовательного сообщества. Нарастает процесс интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство.

В настоящее время  основными приоритетами образовательной политики становятся:

  1. Достижение социальной компетентности обучающихся.
  2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
  3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
  4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: “компетенция” и “компетентность”.

Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Компетентность – это знание и опыт в той или иной области.

Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  1. Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
  2. Информационные – владение информационными технологиями
  3. Социальные – умение жить и работать в коллективе.
  4. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
  5. Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории в 5-7 классах »

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»»









ПРОГРАММА

«Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории

в 5-7 классах»

























КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ

2012 г




Введение.

Смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном переустройстве: создание современной деятельностно -ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Нарастает процесс интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство.

В настоящее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  1. Достижение социальной компетентности обучающихся.

  2. Гарантия прав граждан на качественное образование.

  3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.

  4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: “компетенция” и “компетентность”.

Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Компетентность – это знание и опыт в той или иной области.

Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  1. Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

  2. Информационные – владение информационными технологиями

  3. Социальные – умение жить и работать в коллективе.

  4. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

  5. Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Они рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным.

Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия учебных отношений требуют от современных детей развития новых качеств. Чтобы быть успешным сегодня, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Для этого необходимо научить школьника решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Опираясь на свой предыдущий опыт работы «Развитие коммуникативных способностей на уроках истории» я сделала вывод, что в настоящее время вся работа должна проходить в определённом комплексе, т.е. работая над развитием коммуникативных способностей учащихся необходимо использовать и компьютерные технологии, т.к. это позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.

Использование компьютера дает возможность не только получения учениками определенной суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся напрямую связано с уровнем их познавательной мотивации. Уровень школьной мотивации 10-11 классов диагностировался по методике Н.Г. Лускановой. На начало 2008 учебного года уровень школьной мотивации у учащихся 10 класса показал следующее: с высоким уровнем -0% учащихся; со среднем-56%; низким -31%, а негативное -7%.

Это и подтолкнуло меня к решению важной педагогической проблеме- повысить уровень школьной мотивации у учащихся к предмету истории, через формирование коммуникативных компетенций на уроках истории с применением ИКТ. Для решения данной педагогической проблемы мной совместно с психологом школы было проведено исследование коммуникативных и организаторских способностей (КОСов) у учащихся 10-11 классов.

На начало 2008 учебного года уровень коммуникативных и организаторских способностей показал, что у ребят 10-11 классов он сформирован ниже среднего. Мною предполагаемые результаты должны превысить в среднем уровень КОСов к концу 2010 г на 1,2 %, что составит

4-5 баллов, это соответствует высокому уровню. (Приложение ).

Исследование данной темы и определило тему моей работы «Формирование коммуникативных компетенций у учащихся на уроках истории через ИКТ».

Цель – развивать коммуникативные компетенции у учащихся через применение ИКТ

Гипотеза если при формировании коммуникативной компетенции основное внимание уделить использованию на уроках истории ИКТ, то именно через ИКТ реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная, так как это соответствует уровню развития нравственных и духовных качеств личности, что повышает мотивацию к обучению предмета истории.

Для достижения цели решались следующие конкретные задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

  • Изучить психолого-педагогические основы развития коммуникативных способностей учащихся через применение ИКТ и механизмы их формирования.

  • Выбрать и внедрить в работу с учащимися информационно-компьютерные технологии по формированию коммуникативных навыков в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями.

Разработать:

- алгоритмы учебных действий на уроках истории для учащихся школ-интернатов ОАО «РЖД»

- дидактический материал по следующим блокам – «История Древнего мира», «История России с древнейших времен до конца XVIII в.», «История России XXвек»;

- банк ЦОРов для работы на уроках истории;

- календарно-тематическое планирование факультативных занятий по «Истории Дальнего Востока» с применением ИКТ.

Реализацию этой установки обеспечиваю гибким применением здоровьесберегающих технологий.

























  1. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетенции через ИКТ.

1.1. Теоретико-методологические основы коммуникативных компетенций.

Основы модельного представлении о коммуникации были заложены еще Аристотелем, наметившим линию связи «отправитель—информация — получатель» в понятиях «пафос — логос — этос».

Сегодня, когда с проблемами коммуникации сталкиваются практически все специалисты, исследование коммуникативных процессов входит в число наиболее актуальных, глобальных проблем человечества. Для конца XX в. — начала XXI в. отличительные изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его, по словам И.А.Зимней, на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов».

В докладе международной комиссии по образованию для 21 в. «Образование - скрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетенции.

А.В. Хуторский дает следующее определение образовательным компетенциям: «Это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенным объектам реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности». И.А. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций: здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, саморазвития, социального взаимодействия, коммуникативную, познавательной деятельности, деятельности информационных технологий. Выпускник школы на сегодняшний день должен быть компетентным, конкурентно-способным, уметь адаптироваться в обществе. Я считаю, что урок истории способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности обучающихся.

Под коммуникативной компетенцией обучающихся И.А. Зимняя понимает формирование следующих умений: устной и письменной речи, диалога, монолога, ведения дискуссии, порождения и принятия текста, соблюдения традиций, этикета, деловой переписки, делопроизводства.

Само понятие «коммуникативная компетенция» не получило однозначного и  окончательного определения с точки зрения его статуса, структуры и содержания.


Коммуникативная компетенция – умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. («Словарь методических терминов»).

Коммуникативная компетенция – способность индивида решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. (Шанский Н.М., Резниченко И.Л., Кудрявцева Т.С. «Что значит знать язык и владеть им?»).

Коммуникативная компетенция – способность пользоваться языком в речевой деятельности. («Традиции и новации в современной методике преподавания в школе» Вятютнев М.Н. )

Коммуникативная компетенция – способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности. (Изаренкова Д.И. «Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов – нефилологов»).

Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой).

По другой трактовке коммуникативные компетенции это:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

Коммуникативная компетентность проявляется в нескольких аспектах:
письменная коммуникация, публичное выступление,
диалог, продуктивная, групповая коммуникация.

Коммуникативная компетентность позволяет:

  • использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях;

  • отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;

  • выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;

  • осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации;

  • строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата


 Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке истории.

Например, Н.И. Дереклеева представила учебные коммуникации в следующей таблице:

Основные формы учебной коммуникации.

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:

  • через обучение содержанию предмета;

  • через развитие исследовательских умений;

  • через развитие социально-коммуникативных умений;

  • через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Это может быть выражено в следующей таблице:

Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

1.Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и т.д.)
2.Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены).
3. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.
4.Оценка изучаемого материала

 

1.Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его.
2.Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.
3.Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.
4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.
5.Качество оформления изучаемого материала.
6.Умение представлять и презентировать изучаемый материал

1.Развитие умений слушать.
2.Развитие умения участвовать в беседе.
3.Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.
4.Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.
5.Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения

1.Формирования навыков общения.
2.Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы.
3.Формирование учебной мотивации.
4.Развитие критического мышления.
5.Формирование вовлечённости в общее дело.
6.Формирование доверия к другим и себе.
7. Способность к глубокой творческой деятельности.
8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям

Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.
Способствовать этому мне помогают следующие этапы:


Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах


Вышеизложенные умения основываются на возрастных особенностях школьников. Первый этап применяю в 5-6 классах. Второй этап использую в основном в средней школе и третий этап в старшем звене. Все данные умения позволяют мне развивать свободную речь учащихся, чтобы язык ребенка как можно реже заплетался. Его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», чтобы ребенок наслаждался красотой устного и письменного слова, почувствовал его истинный смысл, в наше время это крайне необходимо. «Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»- говорил Л. Успенский.












1.2.Информационно - коммуникативные технологии - как средство в современном мире в формировании коммуникативных компетенций.

В настоящее время коммуникативные компетенции у учащихся не могут развиваться без использование компьютерных технологий.

В ходе научно- технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня, в традиционную схему «учитель-ученик» вводится новое звено- «компьютер», а в школьное сознание - компьютерное обучение. По определению ЮНЕСКО компьютерное обучение или иначе ИКТ - эта система обучения, одним из средств которой выступает компьютер.











Современная школа с ее проблемами заставила меня задуматься о том, как сделать процесс обучения более результативным. Проанализировав статьи научных работников О.Н. Журавлёва1, Ю.П. Господарика2, Ю. Анищенко3, Т.В.Волнистовой 4, и др., по применению компьютерных технологий на уроках истории я пришла к выводу, что использование компьютера, дает возможность не только получения учениками определенной суммы знаний, но и формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы-все это помогает развивать коммуникативные компетенции у ребят.

Информационно-компьютерное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только хороших знаний, но и высокого методического уровня.

Задачами ИКТ являются:

1. Развитие познавательных навыков учащихся.

2. Умений самостоятельно конструировать свои знания.

3. Ориентироваться в информационном пространстве.

4. Развивать критическое и творческое мышление.

5. Уметь увидеть, сформулировать и решить проблему.

6. Формирование социо-культурологических и коммуникационных компетенций.

Из опыта своей работы я убедилась что, урок удачен тогда, когда учитель и ученик работают в равной мере, в сотрудничестве. При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, я первоначально сама пытаюсь выполнить работу, которую ставлю перед учениками. В результате можно явно увидеть критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также, «подводные камни», которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке заданий.

Применение ИКТ позволяет мне реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что особенно важно в условиях школы.

Во-первых, компьютер может повторить объяснение несколько раз и все без устали и неудовольствия. Во-вторых, он целиком занят только одним учеником, все внимание только ему одному.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнера компьютер, могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

- выполнения индивидуального задания в классе;

- работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, контрольные работы);

- самостоятельного усвоения учебного материала по электронному учебнику ИТК на уроках истории позволяют устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, пробелами в знаниях и т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Все это помогает ученику повысить свой уровень знаний, а следовательно и самооценку, а это способствует повышению мотивации к изучению предмета, которая позволяет развивать коммуникативную компетентность.

Спектр информационных технологий, используемых мною в учебной деятельности

  1. Электронные учебники, пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

  2. Собственные разработки уроков на электронных носителях, тематические презентации;

  3. Интерактивные игры, карты, атласы;

  4. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

  5. Видео и аудиотехника;

  6. Использование тестовых технологий, тренажеры;

  7. Образовательные ресурсы Интернета;

  8. Материалы для дистанционного обучения;







II. МЕТОДИКА

Изучив основы формирования коммуникативных компетенций у школьников и проанализировав использование ИКТ в образовательном процессе я успешно применила их в своей практике.

Ребёнок может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором коммуникативных средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительна (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей)

Я считаю, что реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно ученик владеет речью. Совершенно очевидно, что свобода владения речью зависит от:

  • обширности словарного запаса (на каждом уроке ввожу новые понятия, работаем со словарём, предлагаю детям составить кроссворды, приготовить презентации к новой теме с понятиями, которые будут вводиться на уроке и т.д.);

  • точного восприятия устного слова и точной передачи её своими словами (Например, раздаю ребятам схемы – опоры (Кто?, Где?, Когда? С какой целью?) на основании этих опор, ребята воспринимают и легко передают своими словами услышанную информацию используя свои краткие записи (Приложение )) ;

  • умения выделять из услышанного, прочитанного главную мысль (Например, работа с цитатой, с газетой, с историческими документами используя алгоритмы (Приложение ) ;

  • логичности построения и изложения высказывания (Использую алгоритмы учебных действий на уроках истории, конференциях, семинарах и т.д. (Приложение )).

  • умения вести беседу в паре, группе, вести конструктивный разговор ( Например, на основе личных наблюдений, выявляю ребят, которые испытывают сложности в общении. Предлагаю им в форме домашнего задания, в качестве рекомендаций, карточки-памятки для преодоления трудностей в общении. (Приложение ).

Следовательно, об эффективной коммуникации можно говорить тогда, когда ученик правильно воспринял или передал информацию. В этой связи все чаще от психологов, философов, педагогов можно слышать, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если человек обладает критическим мышлением.

Р. Пол посвятил много работ вопросу о критическом мышлении. Он считает, что критическое мышление – это организованное, рациональное, самонаправленное мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека. Коммуникативную сторону критического мышления подчеркивал Д. Клустер: «Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить».

Систематизировала свою работу на основе технологии критического мышления по Клустеру, которая состоит из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Таблица

«Модель построения уроков в технологии развития критического мышления»

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Дискуссия

Урок-ис­сле­дование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; подсказка

Мозговой штурм. Анализ текста.

Верные-невер­ные суждения; корзина идей

Ключевые термины

Парная мозговая атака

Осмысление

Маркировка текста

Чтение с остановками; маркировка текста; двойной дневник

Зигзаг (мозаика)

Составление диаграммы Венна.

Перекрестная дискуссия

Заполнение таблицы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер

Составление опорной схемы; Плана.

Эссе; эпиграф педагога

Предсказание


Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, коллаж с использованием интерактивной доски. Например, при изучении темы “Культура России XVII века” учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в коллаж. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой коллаж, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы “Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного”. В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного, используя электронные учебники. Очень любят учащиеся прием “ключевые термины”. Например, при изучении личности Екатерины II были предложены слова: Потемкин, 1729, Фике, переворот, исчо, писательница. Используя данные слова, нужно было составить мини-текст. Особенный интерес у учащихся вызывает, когда такая работа выполняется на компьютерах. Возникла масса вопросов, особенно со словом “исчо”. Прием “верные-неверные утверждения”. При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения:

  • До брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская

  • Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны”

  • Она была племянницей Петра I

  • Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе

  • С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями

  • Любила своего мужа и была счастлива в браке

Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert, таблица аргументов, выделение ключевых слов, новый кластер, сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Система таких работ охватывала следующие виды:

  •     найти по учебнику или другому источнику, через интернет ответ на заданный вопрос;

  •   подобрать отдельные отрывки из параграфа учебника, документа для характеристики событий, оценок этих событий, исторических лиц или выводов;

  •    выписать цитаты, необходимые для аргументации тех или иных выводов;

  •   заполнить таблицу или составить схему в ходе изложения учителем нового материала;

  •   составить простой план параграфа по образцам.

Перечисленные виды самостоятельных работ стимулировали воспроизводящую деятельность по образцу. (Приложение (цитаты, газеты, рефераты)) Их выполнение подчинено восстановлению и частично формированию элементарных умений работы с источниками.

Третья стадия рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма; дебаты.

Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал и коммуникативные способности учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. На этой стадии ребята активно используют свои презентации, мини-проекты, которые в дальнейшем используются на обобщающих уроках. Подбор учащимися, с помощью компьютера, иллюстраций, портретов, сюжетов по определенным эпохам - все это помогает развивать у учащихся коммуникативные способности и повысить мотивацию к изучению предмета.

Повысить коммуникативные компетенции наиболее эффективно помогает групповая работа на уроке истории.

На основании главных признаков групповой работы учащихся по методикам И.М. Чередова, И.Х. Лейматса строю групповую работу следующим образом:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

  • величина групп различна. Она меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Я считаю, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между обучающимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Баранов П.А. среди них выделяет наиболее существенные: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях. Поэтому Г.А. Цукерман предлагает объединять детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер, упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким».

Изучение и анализ теоретического материала по данной проблеме позволило мне сложить свою систему по организации групповой работы с обучающимися на уроках истории в 10-м классе. При комплектовании групп учитываю два признака: уровень учебных возможностей учащихся и характер межличностных отношений. Решила, что целесообразней создавать группы с нечетным составом: самым оптимальной является группа из 5-7 человек. Не всегда удается комплектовать группы с нечетным составом, т.к. учащиеся отсутствуют по разным причинам. Мои действия сводятся к следующему: объяснение цели предстоящей работы; раздача заданий для групп; контроль за ходом групповой работы; попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая обучающихся к активному поиску; после презентации выполненного задания и его оценки другими группами объявление результатов работы, концентрация внимания на ошибках, допущенных обучающимися; оценка работы обучающихся.

В основном, на уроках при закреплении и повторении пройденного, организую деятельность учащихся в группах, используя программу Power Point, что создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников повышает мотивацию учащихся к истории. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания. При первичном контроле по любой теме урока ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Групповая форма работы учащихся 10-11 классов на уроке практикуется при проведении анализа исторических документов, уроков-диспутов, представлении исследовательских работ, семинаров-практикумов, интегрированных уроков, уроков-зачетов, составлении блочных схем, уроков-проектов и др. (Приложение )


Изучение истории превращается в увлекательное занятие с помощью интерактивных игр. Игровая форма, в которой представлены задачи, позволяет легко освоить сложнейшие вопросы из курса истории, Средневековья, Нового времени. Нахождение правильного решения помогают исторические документы, карты, картины и фотографии. Формат времени, отводимого для решения одной задачи (от 2-х – до 5-ти минут) позволяет учащимся организовать увлекательную исследовательскую деятельность в ходе урока, а также отрабатывать приемы решения заданий в частях А,В,С Единого государственного экзамена, что повышает у учащихся интерес к истории. Например, игра – путешествие «Древний Египет». Цель игры: изучение природы, жизни и быта древних египтян методом путешествия с помощью интерактивной доски. Вовремя игры учащиеся не только узнают разные исторические факты, но и активно участвуют отрабатывая практические умения по работе с картой, понятиям, группируют предметы быта, одежду древних египтян, что вызывает не поддельный интерес у учащихся к предмету. С помощью интерактивных заданий учащиеся получают информацию из различных исторических источников.

Основным методом работы стал метод проектов и исследовательская работа как средство решения проблем. Данный метод позволяет успешно формировать социальные и коммуникативные компетенции, т.е. включить максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность, осуществить успешно связь школы с жизнью, с личным опытом ребенка, проявить учащимся лидерские качества, стимулирует инициативу, самостоятельность, ответственность.

На своих уроках использую основные виды проектов- исследовательские, информационные, творческие, ролевые.

Исследовательский и информационный проекты всегда длительны по времени и подчинены строго определенной структуре. В начале работы над проектом, а именно на этапе формулирования проблемы или выдвижения гипотезы я использую прием «мозгового штурма». Сначала в группе создается банк идей, все высказанные предложения фиксируются. Затем происходит коллективное обсуждение, отбор и оценка наилучших идей. В конце «штурма» выбирается наиболее перспективное предложение и происходит публичная защита этого предложения.

Итогом работы над проектом может быть реферат и его защита в форме мультимедийной презентации. Презентации, созданные учащимися - это иллюстративный материал, который я могу использовать в дальнейшем.

Изучение истории превращается в увлекательное занятие с помощью интерактивных игр. Игровая форма, в которой представлены задачи, позволяет легко освоить сложнейшие вопросы из курса истории, Средневековья, Нового времени. Нахождение правильного решения помогают исторические документы, карты, картины и фотографии. Формат времени, отводимого для решения одной задачи (от 2-х – до 5-ти минут) позволяет учащимся организовать увлекательную исследовательскую деятельность в ходе урока, а также отрабатывать приемы решения заданий в частях А,В,С Единого государственного экзамена, что повышает у учащихся интерес к истории. Например, игра – путешествие «Древний Египет». Цель игры: изучение природы, жизни и быта древних египтян методом путешествия с помощью интерактивной доски. Вовремя игры учащиеся не только узнают разные исторические факты, но и активно участвуют отрабатывая практические умения по работе с картой, понятиям, группируют предметы быта, одежду древних египтян, что вызывает не поддельный интерес у учащихся к предмету. С помощью интерактивных заданий учащиеся получают информацию из различных исторических источников.

В проектной технологии наиболее подходящей интерактивной формой организации процесса познания является ролевой проект. В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но ролево - игровой вид деятельности все-таки является доминирующим.

Защита результатов проекта проходит с использованием элементов театрализованного представления, также являющегося элементом интерактивного обучения. Ученики вживаются в роль и дополняют своими чувствами исторические факты. Театрализация позволяет ребенку играть, доиграть не доигранное. Театрализация учит видеть за событиями и явлениями конкретных людей, человеческие переживания и чувства человека- сомнения, ликования, возмущения, и т.д.

Исторические события как бы приближаются во времени, а ученики пытаются смотреть на них глазами современников. Театрализация раскрепощает ребенка, помогает лучше запомнить материал, ребята учат наизусть довольно большие тексты(монологи, диалоги, стихи), но при этом ребенку эта деятельность интересна. Ребята, неактивные на обычном уроке, с использованием театрализации преображаются, молчаливые становятся разговорчивыми и свободными. Те, кто не пользуются в классе популярностью, получают возможность проявить себя, обратить на себя внимание одноклассников и учителя. Поскольку иногда роли распределяю сама, могу, например, роль вождя поручить одному из «незаметных» учеников, а также предварительно роль декоратора с использованием компьютера. Не раз приходилось отмечать, как театрализация налаживает психологическую обстановку в классе - выразив себя, самоутвердившись пусть на маленькой сцене, ребята уже не самоутверждаются за счет друг друга, меньше становится ссор и конфликтов, тем самым у ребят эффективно развиваются коммуникативные компетенции, что облегчает взаимопонимание и взаимоотношение в коллективе. Желание участвовать в ролевых проектах высока, реализацию творческого потенциала учащихся и их компетенций осуществляю через факультативные занятия. (Приложение КТП ).






ИКТ

Опыт работы показал, что коммуникативная компетентность учащихся успешно формируется при работе в группах с использованием ИКТ.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи дифференциации обучения, но нельзя забывать и о индивидуализации, что особенно важно в условиях общеобразовательной школы. В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.
Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Уроки истории с использованием ИКТ кроме учебных целей предмета имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных  практических целей

  • овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями  как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.


Остановлюсь на некоторых из них.

Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст, рисунок, звук, фотографии, анимация и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия: учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Роль учителя, как проводника знаний не снижается, а наоборот, от него требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса, как показывают последние исследования, повышается на 20-30%. (Приложение перечень по классам)

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При актуализации знаний по любой теме, использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе. При объяснении нового материала создание слайдов дает возможность использовать анимацию, которая поможет поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду, акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания. При первичном контроле по любой теме урока ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Изучение истории превращается в увлекательное занятие с помощью интерактивных игр. Игровая форма, в которой представлены задачи, позволяет легко освоить сложнейшие вопросы из курса истории, Средневековья, Нового времени. Нахождение правильного решения помогают исторические документы, карты, картины и фотографии. Формат времени, отводимого для решения одной задачи (от 2-х – до 5-ти минут) позволяет учащимся организовать увлекательную исследовательскую деятельность в ходе урока, а также отрабатывать приемы решения заданий в частях А,В,С Единого государственного экзамена, что повышает у учащихся интерес к истории. Например, игра – путешествие «Древний Египет». Цель игры: изучение природы, жизни и быта древних египтян методом путешествия с помощью интерактивной доски. Вовремя игры учащиеся не только узнают разные исторические факты, но и активно участвуют отрабатывая практические умения по работе с картой, понятиям, группируют предметы быта, одежду древних египтян, что вызывает не поддельный интерес у учащихся к предмету. С помощью интерактивных заданий учащиеся получают информацию из различных исторических источников.

ИКТ на уроках истории могут рассматриваться:

- Не как цель, а как еще один инструмент исследования.

- Как источник дополнительной информации по предмету.

- Как способ самоорганизации труда и самообразования.

- Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя.

- Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

На уроках истории использую следующие ИКТ:

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, используемых на этапах закрепления и повторения пройденного. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, сами задают темп работы и ответов на вопросы, сразу же могут получить оценку за свою работу.

Электронные учебники, которые имеют гиперссылки, анимацию, интерактивные задания, тексты в электронном варианте, словарно-орфографическая работа.

Активно используется разного вида диаграммы, которые дают возможность наглядно увидеть результаты работы ученика по выполнению учебных задач. Выполнение творческих заданий и исследовательских работ учащихся позволяет включаться в деятельность групп. Готовность сотрудничать и вступать в продуктивный диалог с другими учащимися. В ходе защиты своего продукта ребята учатся аргументировано отстаивать свою позицию и оценку исторических событий..

При использовании ИКТ меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестает быть для ученика источником информации, носителем истины, становится партнером.

Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает.

Привычную доску с кусочком мела заменяет интерактивная доска. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».

Итоги использования ИКТ на уроках истории:

- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта и навыков самостоятельной работы по поиску информации);

- расширение объема предъявляемой информации;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом;

- улучшение организации урока;

- повышение качества контроля ЗУН учащихся;

- включение учащихся в коллективную деятельность в парах и группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом.

Основным методом работы стал метод проектов и исследовательская работа как средство решения проблем. Данный метод позволяет успешно формировать социальные и коммуникативные компетенции, т.е. включить максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность, осуществить успешно связь школы с жизнью, с личным опытом ребенка, проявить учащимся лидерские качества, стимулирует инициативу, самостоятельность, ответственность.

На своих уроках использую основные виды проектов- исследовательские, информационные, творческие, ролевые.

Исследовательский и информационный проекты всегда длительны по времени и подчинены строго определенной структуре. В начале работы над проектом, а именно на этапе формулирования проблемы или выдвижения гипотезы я использую прием «мозгового штурма». Сначала в группе создается банк идей, все высказанные предложения фиксируются. Затем происходит коллективное обсуждение, отбор и оценка наилучших идей. В конце «штурма» выбирается наиболее перспективное предложение и происходит публичная защита этого предложения.

Итогом работы над проектом может быть реферат и его защита в форме мультимедийной презентации. Презентации, созданные учащимися - это иллюстративный материал, который я могу использовать в дальнейшем

В проектной технологии наиболее подходящей интерактивной формой организации процесса познания является ролевой проект. В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но ролево - игровой вид деятельности все-таки является доминирующим.

Защита результатов проекта проходит с использованием элементов театрализованного представления, также являющегося элементом интерактивного обучения. Ученики вживаются в роль и дополняют своими чувствами исторические факты. театрализация позволяет ребенку играть, доиграть не доигранное. Театрализация учит видеть за событиями и явлениями конкретных людей, человеческие переживания и чувства человека- сомнения, ликования, возмущения, и т.д.

Исторические события кок бы приближаются во времени, а ученики пытаются смотреть на них глазами современников. Театрализация раскрепощает ребенка, помогает лучше запомнить материал, ребята учат наизусть довольно большие тексты(монологи, диалоги, стихи), но при этом ребенку эта деятельность интересна. Ребята, неактивные на обычном уроке, с использованием театрализации преображаются, молчаливые становятся разговорчивыми и свободными. Те, кто не пользуются в классе популярностью, получают возможность проявить себя, обратить на себя внимание одноклассников и учителя. Поскольку иногда роли распределяю сама, могу, например, роль вождя поручить одному из «незаметных» учеников, а также предварительно роль декоратора с использованием компьютера. Не раз приходилось отмечать, как театрализация налаживает психологическую обстановку в классе - выразив себя, самоутвердившись пусть на маленькой сцене, ребята уже не самоутверждаются за счет друг друга, меньше становится ссор и конфликтов, тем самым у ребят эффективно развиваются коммуникативные компетенции, что облегчает взаимопонимание и взаимоотношение в коллективе.

Помимо перечисленного, ИКТ активно можно использовать и во внеклассной деятельности, например, в подготовке и проведении факультативных занятий. Совместная работа с учащимися помогает мне максимально приблизить учебный процесс к реальной жизненной ситуации, а, значит, у ребят появляется возможность проявить следующие компетенции: способность находить новые решения, быть гибким перед лицом быстрых изменений, умение организовывать свою работу, выполнять свои социальные роли.

Мною разработано календарно-тематическое планирование факультативных занятий по «Истории Дальнего Востока» с применением ИКТ, которое помогает развивать интерес у учащихся к истории родного края, а также способствует развитию коммуникативных способностей.

(Приложение )

Заключение

Развитие коммуникативных компетенций с помощью ИКТ способствуют повышению познавательной активности учащихся и эффективности урока, формируют основные компетенции, социально-значимые умения и навыки. Даже самые пассивные учащиеся получают возможность включится в активную деятельность и проявить в ней себя. Оптимальное сочетание традиционных и интерактивных уроков формирует положительную мотивацию к изучению истории.

Результаты моей системы работы показали, что у абсолютного большинства детей 10-11 классов уровень школьной мотивации к предмету истории повысился, что составляет на январь 2010года - 98%. Больше половины детей (61,9%) научились излагать материал в последовательной форме.

Вышеизложенные данные определили эффективность внедрения в практику инновационных технологий. Выявлено их положительное влияние на развитие коммуникативных компетенций школьников.

Контрольный мониторинг показал, что использованные мною технологии способствовали развитию коммуникативной компетенции у учащихся. Произошло повышение уровня. С низким уровнем не выявлен ни один ребенок 11 класса (на начало 2008 уч.года 31,6% - на январь 2010года -0%), на среднем уровне количество детей уменьшилось (с 31,6% на 5,6%), на высоком уровне произошло значительное изменение результатов (с 42% до 94,7%). (Приложение ) Таким образом, система данной работы доказывает, что информационно- коммуникативные технологии являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций на уроках истории, что полностью подтверждает выдвинутую мною гипотезу.

В дальнейшей работе планирую основные темы, по предмету «История», разработать в виде презентаций и объединить их в электронный учебник; создать электронную рабочую тетрадь для учащихся 10-11 классов, для подготовке к ЕГЭ.











Приложение

Требования к информации:

1.      Достоверность – информация должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

2.      Полнота – источник информации должен отражать все существенные стороны исследуемого вопроса.

3.      Ссылки и обоснования -  сведения о происхождении информации важны для правильного понимания и оценки.

4.      Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

5.      Современность источника – информация не должна быть устаревшей.

6.      Избыточность – собирать информацию следует с некоторым «избытком», чтобы иметь в дальнейшем свободу действий и быть готовыми ответить на возможные вопросы при представлении работы.

7.      Разумная достаточность -  ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса.

Требования к тексту:

1.      Научность - все положения, определения и выводы должны быть
построены на строго научной основе.

2.      Логичность - текстовый материал должен строиться так, что бы
легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями.

3.      Доступность -  текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено.

4.      Однозначность - единое толкование текста различными учащимися.

5.      Лаконичность - текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего.

6.      Завершенность - содержание каждой части текстовой информации
логически завершено.

Требования к оформлению презентации в целом:

1.      Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около 12 файлов)

2.      Слайды презентации должны  содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

3.      Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый).

4.      При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).

5.      Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

Критерии оценки работ:


1. Логичность в изложении учебного материала.

2. Качество оформления работы.

3. Соответствие формы и содержания.

4. Степень мультимедийности презентации.

5. Степень эмоционального воздействия .

6.Общественная оценка.


Метод «Говорящая палочка».

Целесообразность

использования метода:

  • при подготовке к опросу домашнего задания;

  • при закреплении изученного на уроке материала;

  • при обсуждении спорных вопросов на темы, по которым каждый ученик готов высказаться.


Результативность метода:

  • у стеснительных детей развивается чувство уверенности в себе;

  • у детей-лидеров воспитывается уважение к правам других людей;

  • в целом, ребята привыкают правильно вести диалог (слушать других, не перебивать, выражать свои мысли лаконично…)


Введение метода.

Детям объясняется, что у коренных жителей Америки – индейцев – был метод слушания друг друга, предоставляющий каждому возможность высказаться. Это метод «говорящей палочки». Тот, у кого оказывалась эта палочка, получал право говорить, а всем другим в это время предоставлялось право слушать. Палочка передавалась по кругу.


Использование метода.

Перед опросом домашнего задания или при закреплении новой темы учитель берет «говорящую палочку» и задает вопрос: «Что нового вы узнали?». Затем он передает «палочку» ближайшему к себе ученику. Тот отвечает и передает «палочку» соседу с тем же вопросом.

Если метод используется при подготовке к опросу домашнего задания, то далее следует детальный разбор домашней темы, если при закреплении нового, то далее урока заканчивается.

В случае обсуждения острых полемических вопросов палочку от ученика к ученику передает сам учитель.




























Урок в 8 классе. Тема: Движение декабристов

(исторический проект)

Цели проекта: -глубже познакомиться деятельностью декабристов и их судьбой после восстания;

- научиться применять полученные знания на практике в разных видах творческой и исследовательской деятельности;

- освоить приемы коллективного творчества и осознать значимость коллективной работы для получения результата;

- способствовать воспитанию гражданской позиции на примере деятельности декабристов;

Метод проекта: имитационное моделирование.

Вид проекта: информационно- исследовательский, групповой, краткосрочный.

Подготовительный этап:

1.Формрование четырех творческих групп:

  • первая группа – сценаристы и актеры;

  • вторая- биографы;

  • третья- журналисты;

  • четвертая- картографы;

2. Постановка задач для каждой из групп:

  • первая группа готовит мини- видеофильм (презентацию) или спектакль о подготовке к восстанию в тайных обществах;

  • вторая группа рассматривает судьбу декабристов и их жен после восстания;

  • третья группа пишет сообщение о восстании, предназначенное для публикации за границей;

  • четвертая группа создает историческую карту размещения декабристов после восстания;

3. Сбор и оформление информации, консультации с учителем.

Защита проектов.

  1. Представление проектов.

1-я группа. Видеофильм (презентация) «Собрание тайного общества «Союз благоденствия»». Сюжетом может стать эпизод, когда члены Союза принимают решение о самороспуске, замышляя освободиться от умеренных, колеблющихся, случайно попавших в общество людей, а после этого создать новую организацию, которая смело пойдет на революционные преобразования. Учащиеся могут снимать фильм за пределами школы- в интерьерах чьей-либо квартиры, в развалинах старого здания, на фоне пейзажей, передающих дух эпохи первой половины XIX века. На уроке учащиеся показывают классу запись на видео или показывают сценку.

2-я группа. Готовит сообщение на тему: «Жены декабристов». Сообщение иллюстрируется портретами, отрывками из писем. Используется музыка.

3-я группа. Составляются статьи о восстании декабристов с позиции зарубежных журналистов. Журналисты могут представлять страны с разными политическими режимами: Англия- конституционная монархия, Франция – республика, Австрия- империя.

4-я группа. Оформляется историческая карта, посвященная ссылке декабристов. На карте России необходимо указать кружочками разного цвета или мелкими фигурками: а) города, через которые декабристы следовали в Сибирь; б) места отбывания декабристами каторжных работ; в) основные места, где декабристы жили на поселении; г)другая информация на усмотрение учащихся;

Стрелками показывают пути следования в Сибирь.

Рефлексия.

По ходу выступления групп другие группы готовят вопросы. После защиты группы отвечают на заданные вопросы.

II. Подведение итогов.

Ответы на вопросы:

  1. С каким утверждением современников вы согласны: декабристы- это «безумства отчаянных гордецов» или «умные ненужности»? Выскажите свое мнение.

  2. Предположите судьбу России в случае победы восстания.

  3. Восстание 14 декабря 1825 года: это случайность или неизбежность?

























Урок в 11 классе Тема: Страны Европы и США в 1920-е г.г.

Лабораторное занятие по учебнику

Этап 1. Карточки-инструкции для работы в группах или индивидуально.


1. Соединенные Штаты Америки

1. Проанализируйте темпы экономического развития США после Первой мировой войны. Составьте смысловой план «Причины экономического подъема США в 1920-е гг..

2. Согласны ли вы с оценкой США как «экономического центра капиталистического мира»? Аргументируйте свой ответ.

З. Какие особенности геополитического положения и социально-экономического развития дали основания в 1920-е гг. называть США «страной контрастов»?

4. От имени европейского эмигранта (его национальность и причины эмиграции в Америку определите самостоятельно) опишите «американский рай», используя иллюстраций учебника, мемуары и публицистические источники.




2. Германия

1. Проанализируйте социально-экономическое положение Германии в 1920-е гг. Составьте смысловой план «Причины подъема германской экономики».

2. Заполните логическую схему.


Причины политической нестабильности в Германии в годы Веймарской республики

Экономические Социальные Идеологические Внешнеполитические

_____________ __________ _____________ _________________

_____________ __________ _____________ _________________


На схеме стрелками соедините взаимосвязанные причины.

3. Какие социальные слои существовали в германском обществе? Как они относились к итогам Первой мировой войны и будущему Германии? Опишите их настроения в стилизованной форме (письмо, дневник, публичное выступление и тп.).




3. Великобритания

1. Проанализируйте темпы экономического развития страны в 1920-е гг. Каким образом из страны-кредитора Великобритания превратилась в страну-должника? Составьте смысловой план, указан три и более причины.

2. Опишите социально-политическую жизнь в Великобритании в 1920-е гг. Как вы считаете, продолжала ли Англия в эти годы оставаться «страной традиций»?

3. От имени сторонника Лейбористской партии расскажите о ее политических успехах в 1920-е гг.




4. Франция

1. Проанализируйте социально-экономическое положение Франции в 1920-е гг. Как вы полагаете, удалось ли Франции взять экономический реванш над своей соперницей- Германией?

2. Составьте хронику политической жизни Франции в1920-е гг. Почему этот период в истории страны назван «блоковой политикой»? Какие партии участвовали в ней и какое влияние они оказывали на французское общество?

Годы

Политические партии побеждавшие на выборах


Основные мероприятия во внутренней и внешней

политике страны






З. Вы знаете, что в 1920-е гг. во Франции оказалось много политических эмигрантов из России. Опишите настроения, преобладавшиё во французском обществе в 1920-е гг., с точки зрения российских эмигрантов, не принявших Октябрьскую революцию. Насколько очевидной для них была







5. Италия

1. Сравните условия социально-экономического развития Италии и других стран Европы в 1920-е гг. Каким образом особенности экономического положения страны предопределили ее социально-политическую историю в 1920—1930-е гг.?

2. Составьте тезисный план

3. Опишите жизнь в Италии после прихода к власти фашистов от имени представителя одного из слоев итальянского общества, адекватно его положению представив отношение к правительству Б. Муссолини.



Этап 2. Вопросы и задания к обобщающей беседе

«Страны Европы и США в 1920-е гг.».

1. Перечислите ведущие страны Европы и США в соответствии с уровнем экономического развития, достигнутым каждой из них к концу 1920-х гг.

2. Сравните экономический рейтинг этих стран в начале ХХ в. и в конце 1920-х гг. Какие изменения кажутся вам наиболее существенными? Чем они объясняются?

З. Объясните, почему в первое послевоенное десятилетие экономика ведущих стран мира продолжала развиваться неодинаковыми темпами.

4. Сравните условия послевоенного восстановления экономики в странах Западной Европы и Советской России (СССР) и их результаты.

5. Какие общие факторы и национальные особенности обусловили наличие двух тенденций в социально-политическом развитии капиталистических стран Европы и США в 1920-е гг.? Заполните конкретизируюшую таблицу.


Таблица 10



Тенденции

Страны

с проявлением

данной тенденции

Факторы

и национальные

особенности,

ей способствовавшие

1. Демократизация и реформы



2. Установление авторитарных режимов





б. Как вы считаете, имелись ли в общественной и культурной жизни стран Европы и США в 1920-е гг. общие процессы, умонастроения, ценности или каждая страна в эти годы жила своим и собственными проблемами и интересами?

7. Подтверждает или опровергает социально-политическая и культурная жизнь стран Европы в 1920-е гг. пророчество О. Шпенглера о «закате Европы»? Придумайте свое аллегорическое название истории капиталистических стран Европы и США в 1920-е гг.

8. Как вы думаете, почему период экономической стабилизации и ускорения темпов экономического развития для капиталистических стран Европы и США закончился мировым экономическим кризисом? Можно ли было в 1920-е гг. предвидеть это явление?

Вывод.





-------

Работа в малых группах при изучении новой темы.

Возрастные критерии: для любой возрастной группы.

Результативность метода:

  • каждый ученик, помимо своей роли, выступая еще в роли учителя, активно перерабатывает материал, чтобы донести его до своих товарищей;

  • слушая объяснения товарищей в доступной форме, ребята хорошо усваивают материал;

  • дети используют разные виды деятельности: восприятие и объяснение материала;

  • робкие ученики в малых группах раскрепощаются.


Использование метода: например, в 5 классе.

Тема урока: «Древняя Спарта».

Класс делится на микро группы по 5 человек (в соответствии с количеством пунктов параграфа).

На доске заранее приготовлены вопросы к параграфу.

Каждый в микро группе получает задание:

  1. прочитать мифы о Древней Спарте;

  2. прочитать о спартанцах;

  3. прочитать об илотах;

  4. прочитать о военном лагере в Спарте;

  5. прочитать о спартанском воспитании.

На подготовку задания дается 5-7 минут. После этого каждый в микро- группе в заданном порядке сообщает другим членам группы о прочитанном. Таким образом, в ходе пяти кратких сообщений весь материал оказывается прослушанным.

Далее группа работает над вопросами к параграфу.

После окончания работы всех групп задаю контрольные вопросы по всей теме используя компьютерные технологии. Результаты работы групп сравниваются и дополняются.

















Древний Рим:

театрализованный урок

Цель:- обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Оборудование: тексты монологов, костюмы, оформление кабинета, игровой материал (загадки и пословицы можно найти в рабочей тетради Н.Г.Петровой «Древняя Греция и Рим» для учащихся 5 класса).

.Учитель ведет урок сам, приглашая по очереди всех учеников, участвующих в театрализации (это могут быть и не все учащиеся класса), после выступления каждого предлагается задать вопросы, адресованные как выступающему, так и учителю, высказать свои мнения о выступлении. После выступления 3-4 участников необходимо переключить класс на другой вид деятельности (например, всем вместе отгадывать древнеримские загадки или прочитать стихотворение о Риме). Далее учитель снова приглашает на сцену «римлян» и все слушают выступления до следующего группового задания. Такое ведение театрализованного урока очень удобно — время выступлений учеников может быть скорректировано по желанию учителя, урок планируется в зависимости от возможностей и потребностей учеников.

Приведу примеры монологов для выступлений учеников. Их количество может быть увеличено, если ребята хотят представить и других героев.

Малъчик-римлянин

Когда я родился, меня по обычаю положили к ногам отца. Знаете ли вы, что, если отец поднимал новорожденного, значит, и принимал его? Мой отец поднял меня, хотя наша семья не была богата и у меня уже были братья и сестры. А ведь многие семьи, боясь не прокормить дитя, бросали его на произвол судьбы. Никакого образования я нё получил, ведь я помогаю своему отцу в лавке, но знакомый раб-грек научил меня читать и писать. Этому он учит и сыновей своего хозяина. Когда я не помогаю отцу, мама отпускает меня поиграть с товарищами. Ах, какие у нас замечательные игры! Мы боремся, сидя на спине друг у друга! Мы играем в мяч, у нас есть настольные игры. А ещё моя мама разрешила недавно взять в дом щенка. Я очень люблю его и не променял бы даже на игрушечную колесницу, запряженную козами, которую видел однажды у богатого мальчика.




Девочка-римлянка

Я родилась в Риме, в богатой семье и даже умею немного считать! Уметь немного считать просто необходимо для ведения домашнего хозяйства, а это главное, чему нужно научиться девочке, пока она не вышла замуж. Моя сестра уже замужем и воспитывает детей. Вас это удивит, но она и ее дети считаются собственностью мужа, а он жадный и злой человек. Даже тот дом, который моя сестра получила в подарок от родителей ко дню свадьбы, принадлежит теперь ее мужу! Таковы законы а Риме... Кстати, хотя я и богата, но, как и моя мама, я умею шить, ткать на ткацком станке и ухаживать за больными.


Ремесленник – гончар

В Риме множество различных мастерских. Я — гончар и приехал в Рим с острова Самос. На Самосе делают самую лучшую посуду. Приходите в мою лавку, ее двери выходят на самую людную улицу города, а около дверей—. огромный каменный прилавок, уставленный товаром. На заднем дворике расположена мастерская, приходите, и я, покажу вам печь для обжига керамики — мою гордость. И хотя вся моя семья живет в одной маленькой комнате, я не жалуюсь, ведь большинство ремесленников живут в еще большей тесноте. Чуть дальше к окраине вы увидите клубы едкого дыма из ремесленных мастерских, нечистоты вам выплеснут прямо под ноги. Вечером лучше не бывать в этих местах — римляне строят свои дома так, чтобы на улицу выходило как можно меньше дверей и окон, и вашего крика : «Грабят!» не услышит никто.


Легионер

Я — легионер великой империи. Кто знает, кто изведал, как страшна наступающая римская армия, тот не забудет этого никогда! Представьте, колонны воинов тянутся на километры, впереди всего войска идут легионы. Среди нас есть мастера, способные быстро построить переправу, разбить лагерь, обезвредить засаду и обнаружить противника. Мы сжигаем деревню, за деревней и продвигаемся вперед так стремительно, что вытесняем противника с его позиций и вынуждаем встретиться .с нами лицом к лицу на поле боя.

И вот мы в сражении! Наши дротики пробивают вражеские щиты, а массивные короткие мечи наводят на противника ужас. Война беспощадна — отступивших под нашим натиском врагов преследует и рубит конница. Оставшиеся же в живых военачальники будут отвезены в Рим и там казнены.

Актер

Да, актерам приходится нелегко! Почему же? Все очень просто! Представьте, в римских театрах прекрасная акустика — это когда любое слово со сцены слышно в самых дальних :рядах . Но это прекрасное качество римских театров идет во вред нам актерам- люди устают смотреть спектакль молча ,и любая произнесенная кем-нибудь насмешка над актером или совершенно посторонняя новость мгновенно облетает зал!

Хорошо еще, что актеры в Риме, как ранее в Греции, — мужчины: женщины бы просто

умерли от тех обидных слов, что приходится нам слышать!

Гладиатор

Я гладиатор . Нет в Риме более мрачного и зловещего места, чем амфитеатр, где выступают гладиаторы. Я гладиатор-раб, когда-то давно я осмелился, воевать против Рима и, попав в плен, стал развлекать римлян на арене. Жить или умереть — все решают зрители.. Если побежденный был хорошим бойцом, то зрители поднимали руки—и гладиатор помилован. Поверьте, такое случается редко - рабов и осужденных у Рима

так много, что жалости здесь места нет. Я слышу, как тысячи людей кричат:

«Убей его!», смерть здесь тоже стала развлечением

Весталка

Я — жрица богини Весты, не удивляйтесь, что я так молода. Девочки десяти лет становятся жрицами Весты, но даже юные весталки пользуются огромным уважением. Когда моя мать отдала меня в храм, я тосковала и плакала, но вскоре перестала из-за случая, произошедшего со мной. Я шла навестить свою сестру и вдруг увидела толпу, двигающуюся мне навстречу. Толпа расступилась передо мной, ведь перед весталкой люди расступаются всегда, и внезапно я очутилась лицом к лицу с преступником, которого вели на казнь! Этот человек вызвал во мне жалость и сострадание. Я сказала: «Во имя Весты, помилуйте этого человека!» Каково же было мое удивление, когда солдаты сняли с него цепи и отпустили его... Только потом я узнала, что встреча

весталкой была большой удачей для осужденного: смертную казнь заменяли менее суровым наказанием, а могли и вовсе освободить.

Веста—богиня очага и огня. Мать основателей Рима Рея Сильвия по легенде была весталкой. Весталке запрещено в течении тридцати лет выходить замуж и иметь детей, но Рея Сильвия нарушила этот запрет, родив близнецов – Ромула и Рема. Она клялась, что их отец — сам Марс, бог войны! Мальчиков велели бросить в Тибр, а их мать заточить в темницу. . Но бог Марс сохранил жизнь своим сыновьям: их выкормила волчица и по

том нашли крестьяне.


Консул

Завтра на Марсовом поле раздастся звук трубы. Я выйду из городских ворот и увижу толпы народа. Это выборы. Здесь завтра будет решен один вопрос: стану ли я консулом на следующий год? Каждый человек держит в руках табличку — на ней будут написаны имена выбранных кандидатов. Я расскажу вам немного о власти в Риме. В Риме два консула: Я могу отменить решение другого консула, а он волен отменить мое. Нам приходится договариваться! Даже если я проиграю завтра на выборах, то расстраиваться не стану — ведь я все равно попаду в сенат, а сенат обладает самой большой властью

в Риме. Сенаторы (бывшие консулы и народные трибуны) ведают казной, меняют

и дополняют законы, ведут переговоры. Что ж, консулу — почет и слава, так как

он командует войском и председательствует в Народном собрании, а сенаторам- настоящая власть!



1 Формирование навыков компьютерного пользователя в системе повышения квалификации учителей истории. История и обществознание в школе №5,2003г.;\

2 Интернет на уроках истории. Информационные технологии в школе№5,2002г;

3 История России и ее соседей. Мир школы №10,2001г.,

4 Активизация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных обучающих программ. Инновационные педагогические технологии в образовании,№4,2002г,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории в 5-7 классах

Автор: Попоудина Татьяна Александровна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Урок "История моей семьи: связь поколений", по УМК «Enjoy English» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (авт. М.З. Биболетова)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_istoriia_moiei_siem_i_sviaz_pokolienii_po_umk_enjoy_english_dlia_uchashchik"
    ["file_id"] => string(6) "446639"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514231587"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по теме:Освоение космоса "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiemie-osvoieniie-kosmosa"
    ["file_id"] => string(6) "207651"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430575765"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства