"Использование МАК (метафорических ассоциативных карт) для работы с одаренными и талантливыми детьми в дополнительном образовании"
"Использование МАК (метафорических ассоциативных карт) для работы с одаренными и талантливыми детьми в дополнительном образовании"
В разработке представлена одна из моделей использования метафорических ассоциативных карт в системе дополнительного образования детей на основе практического опыта.
Представленный метод предполагает использование его в работе как с одаренными и талантливыми детьми, так и в обычной педагогической практике педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование МАК (метафорических ассоциативных карт) для работы с одаренными и талантливыми детьми в дополнительном образовании"»
для работы с одаренными и талантливыми детьми в дополнительном образовании
(с возможностью использования сетевого взаимодействия)»
Аннотация:
В разработке представлена одна из моделей использования метафорических ассоциативных карт в системе дополнительного образования детей на основе практического опыта.
Представленный метод предполагает использование его в работе как с одаренными и талантливыми детьми, так и в обычной педагогической практике педагога.
Метафорические ассоциативные карты являются универсальным инструментом для восприятия детей и могут быть использованы в работе с детьми от 5 до 18 лет. В зависимости от возраста меняется лишь сложность предложенного задания и метафорического образа.
Данная разработка носит психолого-педагогический характер и направлена на развитие и поддержку детской одаренности и талантов, а так же показывает возможность использования карт в сетевом пространстве.
Отличительной особенностью разработки является адаптация использования метафорических ассоциативных карт в развивающей педагогике.
Предназначено педагогам дополнительного образования.
Введение.
Направление МАК приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно МАК) – это не новое направление в психологии, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе.
Как самостоятельный жанр появились в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии, и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.
МАК представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.
Метафорические ассоциативные карты – это экологичный и эффективный инструмент для работы и для взаимодействия с детьми. Известно, что дети, зачастую, мыслят образами. Поэтому, их природе свойственно работать с картинкой.
Цель данной разработки: представить опыт работы педагога дополнительного образования с методикой метафорических ассоциативных карт.
Задачи данной разработки:
Предоставить информацию о МАК (историю возникновения, возможности работы с МАК для детей);
Показать практические техники применения МАК в работе с детьми и подростками в разных направлениях дополнительного образования детей.
Цель используемой в разработке методики:
создать педагогические условия для развития детской одаренности через работу с метафорическими ассоциативными картами в системе ДОД,
показать возможность применения данной методики в сетевом пространстве.
В использовании данной методики нас интересуют такие виды детской одаренности, как:
Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности (необходимо, чтобы признавались и уважались в общеобразовательной школе – индивидуальные программы и понимание со стороны учителей).
Творческая одаренностьпорождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Дети с творческой одаренностью обладают рядом поведенческих характеристик (которые вызывают отрицательные эмоции у педагогов и окружающих):
- отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
- большая независимость в суждениях;
- тонкое чувство юмора;
- отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
- яркий темперамент.
Социальная (лидерская) одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми, это высокая успешность в нескольких областях; это способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти особенности позволяют быть лидером. Таким детям характерны:
- интеллект выше среднего;
- умение принимать решения;
- гибкость, приспосабливаемость;
- чувство ответственности;
- уверенность в себе и знание себя;
- настойчивость;
- терпимость и терпение в работе с людьми;
- энтузиазм;
- умение ясно выражать мысли и т.д.
Практическая одаренность (выделяет психолог Йельского университета Роберт Стернберг) – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.
Помимо детской одаренности, МАК широко применяются в развитии гибких навыков детей.
В нашей стране десять гибких навыков будущего, предложенные в 2016 г. Давоским экономическим форумом, превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции, которые были отражены нами в той, или иной форме в данной работе:
критическое мышление - способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;
креативность - умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
координация - способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.
Важные задачи и преимущества применения МАК при работе с детьми:
1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
2. Карты способствую развитию любопытства ребенка, и одновременно удовлетворяют его, поддерживает его познавательную активность.
3. Легко устанавливают контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку, что помогает ребенку освоить навыки самопрезентации и селфбрендинга, познания себя и своих ресурсов.
4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу педагога с особым ребенком. Для диагностики можно использовать разнообразные упражнения.
5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях, научиться рефлексии, отзеркаливанию чужих эмоций.
6. МАК развивают эмоциональный и социальный интеллект ребенка, делает разнообразнее его нравственный и духовный мир, формирует внутренние принципы.
7. МАК развивают интеллектуальные способности, творческую составляющую, фантазию и креативность, увеличивает количество идей и инсайтов, которые способен генерировать ребенок.
8. МАК помогает ребенку самостоятельно принимать решения, выстраивать маршрут к их достижению, планировать свое ближайшее будущее, анализировать происходящее.
9. МАК помогают ребенку найти выход из проблемы, отыскав свои внутренние ресурсы.
10. МАК способствует речевому развитию и коммуникативным навыкам.
11. МАК помогает расширить рамки восприятия окружающего мира, развивает дивергентное мышление.
12. МАК учит ребенка работать в команде, создавать общий продукт, вплетать своё Я общее дело.
13. МАК учит ребенка проектной и исследовательской деятельности.
Конкретные цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, могут варьироваться в зависимости от того, какое качество детской одаренности требует дальнейшего развития и поддержки: фантазия, креативность, дивергентное мышление, быстрота мышления, способность генерировать идеи, рефлексия, духовно-нравственная сфера, социальный интеллект, гибкие навыки и прочее.
В соответствии с поставленными целями и задачами делается подбор тех или иных упражнений и используемых колод.
Новизна используемого метода состоит в его ярко выраженной ориентированности на развивающую педагогику и носит опосредованную (фоновую) психологическую направленность.
Сфера дополнительного образования детей – наиболее благоприятное поле для работы с данным инструментом, особенно в плане поддержки и развития детской одаренности и талантов.
Помимо психологической составляющей метафорические ассоциативные карты носят в себе огромный развивающий и воспитательный компонент. Это позволяет применять их в различных направленностях дополнительного образования и учебно-воспитательной работе.
Простота создания и технология работы с МАК позволяют педагогу самостоятельно разрабатывать необходимые колоды для тех или иных видов кружковой деятельности. Некоторые колоды, в силу отсутствия в них метафоричности, допустимо именовать творческие ассоциативные карты (ТАК).
Доходчивость изображений М(Т)АК, их наглядность и образность позволяют детям комфортнее включиться в процесс выполнения задания, не чувствуя особого дискомфорта и напряженности. В этом отношении техника МАК более благоприятна в работе с детьми, чем такие техники как символдрама или проективные рисуночные методики.
Комфортность работы с ними обеспечивает и тот фактор, что при работе с М(Т)АК нет заведомо правильных или неправильных ответов ребенка, на первое место выходит его идея, фантазия, воображение и широта мышления. Немаловажно отсутствие явного оценочного суждения со стороны педагога.
Огромным плюсом карт можно считать и тот факт, что они являются с одной стороны отправной точкой в развитии сюжета выполнения задания, а с другой – не ставят жестких рамок и ограничений в его выполнении.
МАК широко распространены в сети. Имеется ряд онлайн-ресурсов, которые позволяют ребенку работать вне зависимости от наличия у него колоды и непосредственного присутствия педагога рядом. Кроме того имеются платформы, позволяющие ребенку самостоятельно создавать колоды на заданную тему или отталкиваясь от собственных потребностей. Так, например, ребенок может создать собственную колоду для использования ее педагогом на занятиях кружка с остальными детьми. Как правило, это могут быть МАК используемые на занятиях рисования, дизайна, фотостудий, журналистики, театральных и литературных кружков. Для творческих ассоциативных карт могут подойти не только самостоятельно созданные колоды, но и любые детские игровые или обучающие карточки: сюжетные или персонажные.
Практика применения МАК на занятиях дополнительного образования.
Использование МАК на занятиях может быть использовано как в самостоятельной форме (когда все занятие построение на упражнениях с использованием карт), так и в качестве отдельных элементов (в практическую работу вводится лишь ограниченное количество упражнения).
Задания с МАК могут выступать как домашняя работа, направленная на самостоятельное выполнение ребенком.
МАК, как уже говорилось выше, это прекрасный инструмент и для воспитательной работы с детьми. Яркие визуальные образы карт помогают ребенку легко погрузиться в воспитательную ситуацию, предложенную педагогом. Особенно хорошо, этот метод применяется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С детьми среднего и старшего возраста МАК прекрасно подходят для развития у них навыков рефлексии и самоанализа.
Это увлекательная методика и для совместной работы педагог-ребенок-родитель.
Вот лишь некоторые примеры использования М(Т)АК на различных занятиях в дополнительном образовании, используемые в развитии того или иного вида одаренности. Их можно использовать как в обычном, так и дистанционном режиме занятий. Задания могут выставляться для самостоятельного выполнения в сети.
Использование М(Т)АК на занятиях музыки:
Задание 1: Вытащите закрытую карту и предположите, какие слова были бы у песни этой карты? О чем бы в ней пелось? Кто бы ее мог сочинить?
Задание 2: Выберите карту взакрытую и придумайте к ней мелодию. Объясните, почему именно эта мелодия подходит данной карте? Усложните задание и попросите подобрать мелодию к данной карте, например, из классического репертуара. Или, исследуя творчество определенного композитора, подберите произведение, соответствующее выбранной карте.
Задание 3: Вытащите две карты открытую и закрытую. Открытая карата должна соответствовать вашей любимой мелодии. Закрытая – тема для импровизация. Усложните задание, и попробуйте взакрытую вытащить и наиграть мелодию вашей души. Подумайте, когда, в какие минуты у вас бывает такое душевное состояние. Какая музыка его отражает и почему?
2. Использование М(Т)АК на занятиях рисования, художественного дизайна и ДПИ:
Задание 1: Вытащите закрытую карту. Поразмышляйте над персонажем, и придумайте для него сказочный дом. Усложните задание, и введите вторую колоду с названием места, в котором бы находился этот сказочный дом: «Город лакричных леденцов», «Планета мохнатых калибусов», «Болото скорби и печали» и пр. Предложите защитить проект рисунка. Попросите рассказать о технологических и функциональных характеристиках сказочного дома.
Задание 2: Вытащите закрытую карту и нарисуйте/изготовьте подарок, который вы хотели бы подарить, выпавшему вам персонажу. Как вариант нарисуйте ему наряд, сделайте из пластилина дом/автомобиль, букет из подручного материала, придумайте вязаное украшение и пр. Попросите нарисовать эмоцию, которая присутствует на карте, слепить его величественный памятник и пр.
Задание 3: Вытащите закрытую карту, разместите ее по своему усмотрению на листе бумаги, и продолжите сюжет. Усложните задание и предложите нарисовать то, что скрывает выбранное изображение (дверь, окно, коробка, абстрактный набор цветов). Можно попросить нарисовать обитателей (леса, дерева, моря, дома и пр.)
3. Использование М(Т)АК на занятиях ландшафтного или архитектурного дизайна:
Задание 1: Вытащите закрытую карту и выполните следующее задание. Хорошенько проанализируйте персонажа, изображенного на карте, и придумайте проект его дома. Опишите персонаж и проведите защиту проекта. Усложните задание и введите вторую колоду с названием архитектурных стилей. Предложите нарисовать или использовать графический или фоторедактор. Сделайте проект дома для реальной звезды.
Задание 2: Вытащите закрытую карту и выполните следующее задание. Хорошенько проанализируйте персонажа, изображенного на карте, и придумайте проект его сада/клумбы/зимнего сада. Опишите персонаж и проведите защиту проекта. Усложните задание и введите вторую колоду с названием ландшафтных стилей. Предложите нарисовать или использовать графический или фоторедактор. Сделайте проект сада для реальной звезды.
Задание 3: Вытащите закрытую карту, разместите ее на листе бумаги по своему усмотрению, и «достройте» сюжет. Как правило, используются самостоятельно разработанные педагогом или взрослыми детьми колоды ТАК с ландшафтными или архитектурными сюжетами, одиночные или в композиции. Усложните задание и предложите построить свой проект с учетом заданной картой местности (это предполагает поиск информации в Интернете об особенностях данного места). Защитите проект. Проведите работу над ошибками со всей группой. Проведите рефлексию.
4. Использование М(Т)АК на занятиях журналистики:
Задание 1: Вытащить из колоды № 1 закрытую карту и составить по набору слов, используемых в ней, репортаж на заданную тему (колода № 2 с темами). Тоже можно сделать с сюжетными картами.
Задание 2: Вытащить из колоды закрытую карту и расскажите в своем репортаже о самом добром поступке этого персонажа. Объяснить, почему этот поступок можно считать самым добрым. Учитывать характеристики изображенного на карте персонажа.
Задание 3: Вытащить из колоды № 1 и 2 по одной закрытой карте. В первой колоде ваш персонаж, расскажите для читателей, почему он известная во всем мире личность, опишите его заслуги, путь жизненного успеха. Во второй колоде сюжет из его детства, воспоминания, которыми он с удовольствием поделился с вашими читателя. Опишите всё это в своем репортаже.
5. Использование М(Т)АК на занятиях фотографии:
Задание 1: Предложите ребенку вытащить закрытую карту (или несколько) и сделать на ее основе фотографию, передать сюжет, композицию или чувство/эмоцию.
Задание 2: Вытащите из колоды 1 закрытую карту с персонажем и устройте ему фотосессию (пригласив команду друзей). Усложните задание и в колоде 2 введите карты с название фотостилей. Усложните задание, предложите персонажу на фото передать различные эмоции, обыграв это стилистически.
Задание 3: Предложите из своего фотобанка создать колоды (из небольшого количества карт) на заданные темы («Стихия и эмоции», «Ресурсы», «Полеты души», «Дороги жизни», «Воды перемен» и пр.), которые они выберут на закрытых карточках. При выполнении этого задания можно объединиться с педагогами других кружков и придумать тематические колоды для их занятий.
6. Использование М(Т)АК в литературном и театральном творчестве, изучении языков.
Задание 1: Вытащить закрытую карту из колоды 1, и пантомимой показать кто вы? Усложните задание, и, вытащив закрытую/открытую карту из колоды 2, обыграйте ситуацию изображенную на ней (ребенку нужно найти партнера и самому объяснить ему сценарий задания).
Задание 2: Вытащите закрытую карту из колоды 1 (сюжетная колода), и придумайте заданный сюжет, вытащив карту из колоды 2 (детектив, комедия, мелодрама и пр.). Усложните задание и попросите (старших детей) объяснить, какими мотивами или принципами руководствовались персонажи из первой колоды в сложившихся обстоятельствах. Проанализируйте их поведение. Насколько оно приемлемо для вас?
Задание 3: Изобразите в живой скульптуре душевное состояние, изображенное в закрытой карте. Опишите свои эмоции. Что вы чувствовали, находясь в этом положении? Что вам хотелось сделать? Чтобы вам хотелось в нем изменить? Как это можно сделать? Для детей более младшего возраста, можно попросить описать в рассказе то эмоциональное или душевное состояние, которое они увидели на карте. Поразмышлять над тем, что можно сделать, чтобы помочь человеку, находящемуся в таком состоянии.
Варианты колод используемых в работе:
МАК: «Мелодия моей души» К. Крюгер, «Краски моей души» К. Крюгер, «Спектрокарты» У. Халкола, А. Копытин, «Рефлексия» И. Федорова, «Дерево жизни» Л.И. Кононова, «Цвета и чувства» Н. Жигамонт, «Ресурсы» И. Орда, «Всё в моих руках» Д. Крюгер, «Огонь, мерцающий в сосуде» Т. Ушакова, «Окна и двери» Г. Кац, «ТелоПроектор» А. Симоненко, «Про тебя» Г. Батищева, «Все грани гармонии» И. Васильева, «Сила женский состояний» А.Ю. Гращенкова, «Шаги к мудрости», «Сказка внутри тебя» Ю. Воловикова, «Всё о нем» К. Крюгер, «Я и все-все-все» К. Крюгер, «Она» К. Крюгер и др.
ТАК: Игры настольные карточные для детей «Левиафан», «Интуиция», «Тайная коронация», «Остров сокровищ», «Ярмарка», «Кафе для чудовищ», «Imagine», «Кто я», «Эльфы», «Фрекен Бок», «Верю не верю», «Детективчик», «Мимики», персонажи карт «Таро», колоды, разработанные самостоятельно педагогами и др.
Процесс использования МАК может быть как индивидуальным, так и групповым. Командная работа помогает лучшей ассимиляции и адаптации идей одаренного ребенка в общей группе кружковцев, способствует его комфортному взаимодействию с одногруппниками.
При использовании МАК в педагогической работе с одаренными детьми хорошо подходят требования к программам обучения Д.Б. Богоявленской, такие как использование широких тем и проблем, междисциплинарный подход, проблемное обучение, поощрение углубленного изучения темы, самостоятельность в обучении, гибкость и вариативность используемых заданий, самооценка, рефлексия, психологическая поддержка.
Процесс работы с МАК требует от педагогов предварительных дополнительных самостоятельных сессий со специалистом (как правило, психологом), работающем в этом направлении. Возможна совместная работа с психологом на занятиях. Это помогает задействовать дополнительные диагностические инструменты, которые заложены в МАК.
Использование МАК в сетевом пространстве.
Работа с МАК получила свое распространение в сети Интернет. Это и групповое, и индивидуальное консультирование, трансформационные игры, тренинги, проблемные сессии и др.
Как одну из наиболее удобных форм работы педагога с МАК в сети можно использовать творческие марафоны, которые организовываются на платформах социальных сетей. Для работы в них можно использовать открытые или закрытые группы, где педагог будет размещать задания, а дети будут выставлять свои работы и иметь возможность комментировать работы других, участвовать в обсуждениях, а так же – самостоятельно предлагать задания для выполнения (готовые или в форме идей). Марафоны позволяют ребенку получать единовременный доступ к заданиям различной сложности в удобном для него режиме, а так же обеспечивают наличие «обратной связи».
Широкие возможности социальных сетей позволяют педагогу делать такие марафоны насыщенными и интересными. Привлекать к их работе (анализу и оценке детских работ) других опытных специалистов в своем направлении деятельности, которые тоже зарегистрированы в этой сети.
Наиболее одаренные и опытные дети могут выступать в роли модераторов этих марафонов, а так же, со временем, самостоятельно организовывать и проводить подобные мероприятия.
Целевая и возрастная аудитория подобных марафонов может быть разной и зависеть от специфики проведения марафона.
Универсальность и доступность подобных марафонов позволяет педагогу, заинтересованному в профессиональном росте или апробации новых программ, создавать подобные марафоны, как местного, так и всероссийского уровня. Тем самым, расширяя свою целевую аудиторию благодаря социальным сетям.
МАК идеально подходят для выполнения индивидуальных творческих заданий в сети, на совершенно любой платформе (имеющей возможности загрузки изображений), будь то социальные сети или мессенджеры.
Кроме марафонов и сессий, педагогом могут быть созданы электронные портфолио одаренных детей в социальных сетях, в которых будут размещены работы ребенка и его достижения. Такое портфолио позволяет как педагогу, так и самому ребенку, отслеживать качество его развития в выбранном направлении деятельности.
Специфика диагностики при работе с картами.
Специальной диагностики при работе с МАК на занятиях не требуется. Как правило, к работе с картами приступают уже после предварительной диагностики детской одаренности, развитости у ребенка тех или иных показателей (интеллекта, уровня коммуникации, воображения, мышления, эмпатии, креативности, мотивации, практических и узкопредметных навыков, дивергентности, кругозора, интересов, анализа поведения ребенка, экспертной оценки продуктов его деятельности и др.) и ожидаемых результатов при освоении образовательной программы. В данном контексте МАК выступает как мощный инструмент отслеживания динамики развития заданных показателей, позволяя проявить их наиболее ярко.
Тем не менее, при диагностике динамических показателей детской одаренности при работе с МАК можно использовать методику оценки проявления специальных способностей (А.И. Савенков), методику экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева) и критерии оценочных методик Гилфорда и Торренса (модифицированные варианты).
Заключение.
Таким образом, в нашей работе, мы постарались отразить всю широту использования метафорических ассоциативных карт не только как психолого-диагностического инструмента, но и инструмента с огромным потенциалом для развития и поддержки детской одаренности и талантов.
Учитывая необходимость в инновационных эффективных технологиях в работе с одаренными детьми, МАК небезосновательно является один из таких методов.
На наш взгляд, МАК психологически комфортная и простая в использования технология в работе с детьми любого возраста и степени развития, которую может применять в своей работе любой педагог дополнительного образования. Эта методика отлично зарекомендовала себя для применения в сетевом пространстве.
МАК позволяет развивать не только детские способности, но и профессиональный и творческий потенциал самого педагога.
Литература
Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
Попова Г. Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога: методика и практика / Г.Попова, Н.Милорадова. – Х.: ФОП Бровин А.В., 2015. – 224 с.
Толстая С. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании / С. В. Толстая. – М.: ООО «Вариант», 2019.-260с.