Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Развивающие системы обучения"»
Развивающие системы обучения
Основная образовательная программа начального общего образования по системе Л. В. Занкова
Методологическая основа – фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы обучения и развития.
Л. В. Занков создал и проверил опытно-экспериментальным путём дидактическую систему, эффективную для развития детей младшего школьного возраста и построенную на основе взаимосвязи обучения и развития.
Показатели развития анализирующего наблюдения:
число деталей, выделенных в объекте;
количество признаков, которыми характеризуется этот объект;
степень обобщенности наблюдения;
повышение активности, планомерности и разносторонности наблюдения;
увеличение длительности наблюдения без отвлечения внимания.
Качественная характеристика обобщающего мышления учитывала такие показатели, которые были отражены в умениях:
рассматривать объект с двух и более точек зрения (цвета, формы, величины и т.д.);
давать словесный отчет о признаках, позволяющих ориентироваться при ответе;
реагировать на поправки.
Новообразования в развитии практических действий характеризовались:
повышением уровня их выполнения и умения планировать эти действия;
характером изготовления детьми модели и её отличием от образца;
изменением соотношения между планом действий и словесным отчетом о них, между планирующим и исполнительным этапами;
особенностями планирования и самоконтроля.
Принципы обучения:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
быстрый темп изучения материала;
осознание школьниками процесса учения;
необходимость систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Дидактическая система Л. В. Занкова в современной начальной школе
В основу построения четырехлетнего обучения была положена идея возможно большей её эффективности для общего развития школьника по сравнению с трехлетним обучением, причем с учетом более младшего, чем прежде, возраста детей.
Содержание четырехлетнего образования отличается интегративным подходом: введены интегративный курс обучения чтению и изучения русского языка (1 класс), интегративный курс изучения естествознания, географии и истории географических открытий «Мы и окружающий мир» (1 – 4 классы); в 1 – 4 классах изучается литературное чтение.
Основная образовательная программа начального общего образования по системе Эльконина - Давыдова
Методологическая основа системы – развитие чувственного эмпирического мышления, которое препятствует полноценному усвоению детьми теоретического содержания знаний, большинство учеников усваивают теоретические знания в результате заучивания.
Особенности мыслительных действий школьников, обучающихся по системе Эльконина-Давыдова
Мыслительные действия имеют две основные формы:
1) Эмпирико-рассудочную;
2)Теоретико-содержательную, для которой характерно то, что она связана с отражением существенных отношений и связей объектов и явлений окружающего мира.
Развитие именно этой формы мышления стало стержнем процесса обучения в дидактической системе Эльконина-Давыдова.
Особенности содержания образования, принятые в дидактической системе Эльконина-Давыдова
На основе изложенных выше положений коллектив ученых и учителей под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова разработал оригинальные учебно-методические пособия для начальных классов.
Содержание учебного предмета построено в соответствии с принципом восхождения мысли от абстрактного к конкретному.
Согласно теории развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания, методом - организация совместной деятельности младших школьников, продуктом развития - главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.
Принципы обучения:
1) Обучение на высоком уровне трудности;
2) Соблюдение теоретического материала;
3) Обучение быстрым темпом;
4) Овладение знаниями носит осознанный характер.
Дидактическая система Эльконина-Давыдова в современной начальной школе.
Дидактическая система Эльконина-Давыдова не имеет такого большого количества сторонников из числа учителей, как дидактическая система Л.В. Занкова.
Примеры положений для молодых и творческих учителей, независимо от того, по какой дидактической системе они работают:
Передавать детям не столько знания, сколько способы умственных действий;
Создавать условия для проявления познавательной активности учеников;
Побуждать детей к анализу своих собственных действий;