Просмотр содержимого документа
«Развивающие системы обучения»
Развивающие системы обучения
Подготовила:
студентка Ш-21 группы
Сербина Мария
Существует 2 образовательные программы НОО:
1) Методологические основы системы Л.В. Занкова;
2) Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – Давыдова.
Основная образовательная программа начального общего образования по системе Л. В. Занкова
Методологическая основа системы – фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы обучения и развития. Л. В. Занков создал и проверил опытно-экспериментальным путём дидактическую систему, эффективную для развития детей младшего школьного возраста и построенную на основе взаимосвязи обучения и развития.
Показатели развития анализирующего наблюдения:
число деталей, выделенных в объекте; количество признаков, которыми характеризуется этот объект;
степень обобщенности наблюдения; повышение активности, планомерности и
разносторонности наблюдения; увеличение длительности наблюдения без отвлечения внимания.
Качественная характеристика обобщающего мышления учитывала такие показатели, которые были отражены в умениях:
рассматривать объект с двух и более точек зрения (цвета, формы, величины и т.д.);
давать словесный отчет о признаках, позволяющих ориентироваться при ответе; реагировать на поправки.
Новообразования в развитии практических действий характеризовались:
повышением уровня их выполнения и
умения планировать эти действия; характером изготовления детьми модели и её
отличием от образца; изменением соотношения между планом действий и словесным отчетом о них, между
планирующим и исполнительным этапами; особенностями планирования и самоконтроля.
Принципы обучения по Занкову:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп изучения материала; осознание школьниками процесса учения; необходимость систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Дидактическая система Л. В. Занкова в современной начальной школе
В основу построения четырехлетнего обучения была положена идея возможно большей её эффективности для общего развития школьника по сравнению с трехлетним обучением, причем с учетом более младшего, чем прежде, возраста детей.
Содержание четырехлетнего образования отличается интегративным подходом: введены интегративный курс обучения чтению и изучения русского языка (1 класс), интегративный курс изучения естествознания, географии и истории географических открытий «Мы и окружающий мир» (1 – 4 классы); в 1 – 4 классах изучается литературное чтение.
Основная образовательная программа начального общего образования по системе Эльконина - Давыдова
Методологическая основа системы – ориентирована на развитие чувственного эмпирического мышления, которое препятствует полноценному усвоению детьми теоретического содержания знаний, большинство учеников усваивают теоретические знания в результате заучивания.
Принципы:
1) Обучение на высоком уровне трудности;
2) Соблюдение теоретического материала;
3) Обучение быстрым темпом;
4) Овладение знаниями носит осознанный характер.
Особенности мыслительных действий школьников, обучающихся по системе Эльконина-Давыдова
Мыслительные действия имеют две основные формы:
1) Эмпирико-рассудочную;
2)Теоретико-содержательную, для которой характерно то, что она связана с отражением существенных отношений и связей объектов и явлений окружающего мира.
Развитие именно этой формы мышления стало стержнем процесса обучения в дидактической системе Эльконина-Давыдова.
Особенности содержания образования, принятые в дидактической системе Эльконина-Давыдова
На основе изложенных выше положений коллектив ученых и учителей под руководством Д.Б. Эльконинина и В.В. Давыдова разработал оригинальные учебно-методические пособия для начальных классов.
Содержание учебного предмета построено в соответствии с принципом восхождения мысли от абстрактного к конкретному.
Согласно теории развивающего обучения по системе Эльконина - Давыдова содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания,методом -организация совместной деятельности младших школьников, продуктом развития –главные психологические новообразования , присущие младшему школьному возрасту .
Дидактическая система Эльконина-Давыдова в современной начальной школе
Дидактическая система Эльконина-Давыдова не имеет такого большого количества сторонников из числа учителей, как дидактическая система Л.В. Занкова.
Примеры положений для молодых и творческих учителей, независимо от того, по какой дидактической системе они работают:
Передавать детям не столько знания, сколько способы умственных действий;
Создавать условия для проявления познавательной активности учеников;
Побуждать детей к анализу своих собственных действий;
Оценивать работу каждого учащегося с точки зрения его субъективных возможностей;
Стремиться к развитию личности каждого ученика, пробуждать в нем познавательную потребность и желание самосовершенствования и др.
Обновления содержания образования по системе Эльконина - Давыдова с учетом требований нового ФГОС
В образовательной программе начальной школы по системе Эльконина – Давыдова особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов является достаточно сложным . Анализ образовательных программ начальной школы, ориентированных на эту систему обучения, предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков, позволяющих успешно учиться.
Результат обучения в образовательной программе Эльконина-Давыдова на выходе из школы состоит в том, чтобы иметь развитую, свободную личность. Выпускник начальной школы – это прежде всего школьник с развитым воображением.