Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 47 г. Белгорода
Педагогическая мастерская
«Исследовательская деятельность, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №47
Г.Белгорода
Шуклина Ирина Владимировна
г. Белгород 2012г.
Тема педагогической мастерской:
«Исследовательская деятельность, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
Цели: расширить профессиональные знания педагогов по организации и ведению научно-исследовательской деятельности с младшими школьниками.
Задачи: 1.Распространить педагогический опыт по формированию и развитию исследовательских способностей обучающихся.
2.Познакомить педагогов с особенностями и методическими приемами, эффективными при работе с одаренными детьми.
Ход занятия:
Орг. момент.
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представиться, меня зовут Шуклина Ирина Владимировна.
Я рада приветствовать вас сегодня в своей педагогической мастерской.
Позвольте познакомить вас с моим помощником, учеником 3 «В» класса, Федуловым Константином.
Для того чтобы нам легче работалось, предлагаю настроиться на работу.
1.Настрой на работу.
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Закройте глаза и задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
Слайд 2
- Тема нашего занятия «Исследовательская деятельность, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал . Интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом в детстве: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти . Поэтому именно в начальной школе необходимо активно приобщать детей к исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от учителя высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Слайд 3
Условия эффективности исследовательской деятельности:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые умения.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
4.Ученик должен чувствовать уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы
Слайд 4
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя несколько этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на разного рода конференциях,
Слайд 5-6 (Памятка для родителей)
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Для этого в 1-2 классе можно провести родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации познакомить родителей с разными темами исследовательских работ. Пригласить на родительское собрание одного–двух учеников— участников конкурса для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и можно договариваемся о том, как представить эту работу в классе. Родителям, чьи дети участвуют в исследовательской деятельности, можно выдать специальные памятки. Образец вы видите на экране.
Участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, родители имеют возможность сблизиться с детьми, сделать открытия и для себя в различных областях знаний. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдениям, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и готовить защиту детской работы.
Слайд 7
Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Работа над любым исследованием начинается с определения сферы исследовательской деятельности — ее объекта и предмета. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов:
Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например: математике, биологии, литературе, физике и т.д.
Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования.
Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересной и при этом нести в себе познавательный заряд.
Слайд 8
Правила выбора темы
1.Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие.
2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.
Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам!
4.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.
5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.
6. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) исследования, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.
7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие.
Кроме вышеперечисленных, необходимо учесть следующие рекомендации при выборе темы исследования:
* ознакомиться с тематикой научных проектов предыдущих лет;
* выбрать тему исследования, учитывая, что она должна быть оригинальной, не повторять тематику работ, написанных ранее;
* ограничить тему рамками строго конкретного объекта;
Слайд 9
Требования к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться
Слайд 10
Как выбрать тему исследования
Попробуй задать себе следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим)?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси у родителей, поговори об этом с одноклассниками
Слайд 11
Определение гипотезы - один из самых ответственных моментов работы над исследованием.
В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировки гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Слайд 12
Цель исследования
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя.
Слайд 13
Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть:
определение характеристики явлений, не изученных ранее;
выявление взаимосвязи неких явлений;
изучение развития явлений;
описание нового явления;
обобщение, выявление общих закономерностей;
создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — т.е. традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявить...
установить...
обосновать...
уточнить...
разработать...
Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.
Слайд 14
Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).
Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута
После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
Слайд 15
Определение методов исследования
Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы школьникам, прежде всего, недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата.
Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.
Слайд 16
После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Сбор научных фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил:
1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.
2. Всякое исследование должно по возможности документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий. доказательством может являться и фото- или видеоизображения.
3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены сходные результаты.
4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
Слайд 17
Правила работы учителя с учениками
при проведении исследовании
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
Слайд 18 Защита исследовательской работы - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Правила публичных выступлений школьников.
1. «Внешний вид». Он должен соответствовать научной обстановке конференции. Опрятность и аккуратность всегда говорят в пользу докладчика. Если школьник будет сознавать, что он хорошо одет, это придаст ему уверенности в себе.
2. Речь. Речь выступления должна быть четкой и внятной. Следует избегать слишком умных и длинных слов, которые не всегда понятны школьникам (как слушающим, так и выступающим). Важно не только, что говорит докладчик, но и как он говорит. Следите, чтобы школьник избегал монотонности, не «глотал» окончания слов, не употреблял слова-паразиты и проч.
3. Подготовка к выступлению. Заранее хорошо подготовленная речь в 9 случаях из 10 удается. Если докладчик будет четко знать, о чем надо говорить, он будет чувствовать себя более уверенно.
4. Хорошо выступать, способен каждый. Школьник должен осознать, что любой человек при желании может научиться выступать публично. Для многих выступление на публике – особое удовольствие.
5. Практика выступлений. Чем чаще школьник будет выступать публично, тем быстрее он избавится от страха и неуверенности в себе.
6. Отдых перед выступлением. Желательно, чтобы школьник перед выступлением не переутомлялся, не занимался физическими нагрузками.
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.
Слайд19
К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности.
рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские) умения;
навыки оценочной самостоятельности;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки
Слайд 20
Негативные стороны исследовательской технологии:
неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
риск неудачного окончания работы;
повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Слайд 21-23 Результаты исследовательской работы
Слайд 24 –заключительный
Используемая литература:
1. «Как не мешать младшему школьнику быть исследователем»
http://ir.redu.ru/article/Metodicheskie_razrabotki_i_rekomendacii/3
2. Любимова Т.С. Проект «Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся»
http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Rabota-issledovanija/Rabota-issledovanija.html
3. Ляпин Д.А Научно-исследовательская работа школьников: памятка учителю (гуманитарное направление)
http://window.edu.ru/library/pdf2txt/253/67253/40296/page2
4. Организация исследовательской деятельности младших школьников
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00179053_0.html
5. Памятка для родителей по исследовательской деятельности учащихся (буклет)
http://nachalka-4.ucoz.ru/load/pamjatki/pamjatka_dlja_roditelej/3-1-0-7
6. Пепеляева О.А.Мастер-класс «Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий»
http://imc.glazov-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=353
7. Петухова О.В. Методика организации учебного исследования и проектирование в средней школе
http://festival.1september.ru/articles/603739/
8.Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
http://nachalka4.ucoz.ru/publ/rabochaja_obrazovatelnaja_programma_vneurochnoj_dejatelnosti_quot_ja_issledovatel_quot/1-1-0-19
9. Учебно-исследовательская работа обучающихся. (Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к научно-практической конференции)
http://romoobr.edusite.ru/DswMedia/metodicheskie__rekomendacii_po_podgotovke__obuchayushaixsya_k_nauchno-prakticheskoy_konferencii.doc