kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие "Педагогическая мастерская как условие сбережения эмоционального здоровья младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Цель технологии мастерских:

- предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также  закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

- проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Задача педагогических мастерских – побуждать ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности.

Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Цель технологии мастерских:

- предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также  закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

- проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Задача педагогических мастерских – побуждать ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности.

Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Цель технологии мастерских:

- предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также  закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

- проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Задача педагогических мастерских – побуждать ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности.Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Цель технологии мастерских:

- предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также  закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

- проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Задача педагогических мастерских – побуждать ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности.

Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Цель технологии мастерских:

- предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также  закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

- проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Задача педагогических мастерских – побуждать ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическое пособие "Педагогическая мастерская как условие сбережения эмоционального здоровья младших школьников" »

Педагогическая мастерская как условие сбережения эмоционального здоровья младших школьников

учитель начальных классов школы №562

Смирнова Елена Александровна



Цель: Разработать педагогические мастерские, направленные на сохранение эмоционального здоровья школьников.


Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по следующим вопросам:

- что такое здоровье

- что такое эмоциональное здоровье

- методы и принципы развития и сохранения эмоционального здоровья

2. Разработать и провести педагогические мастерские.

3. Проанализировать эффективность созданных мастерских.


Объект исследования: эмоциональное здоровье у младших школьников


Предмет исследования: использование мастерской для сохранения эмоционального здоровья младших школьников.


Гипотеза: педагогические мастерские являются средством эффективного сохранения эмоционального здоровья у младших школьников.

Теоретическое обоснование выбора темы


От человека в современных условиях требуется полная реализация. Огромный поток информации, условия современной жизни накладывают отпечаток на все сферы жизни взрослого и ребенка, в том числе, и на эмоциональную. Эмоциональное развитие становится помощником в реализации общении, преодоления трудностей, познании себя и мира. От ребенка в современных условиях требуется полная реализация. Он должен быть конкурентно-способным, активным, уметь решать поставленные задачи и справляться с проблемами, должен понять мир и принять участие в политическом, социальном и культурном преобразовании его. И при этом оставаться счастливым человеком. Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы все проблемы ребенка были решаемы.

Развивающие технологии обучения не являются сейчас актуальными, так как процесс обучения строится на репродуктивном уровне. Ребенок не имеет возможности полностью реализовать себя, чувствовать себя комфортно эмоционально.

Поэтому я обращаюсь к технологиям диалогового общения. Диалог лежит в основе любого развития, в том числе и эмоционального. Только энергетика мастерской позволит нам сохранить и развить эмоциональное здоровье школьника.

Диалог есть главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.


Что такое здоровье?


В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

«Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».


Здоровье состоит из нескольких компонентов:


Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.

Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.

Эмоциональное– комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.


Ребенка можно назвать здоровым, если он:

1.В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

2.В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

3.В эмоциональном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; уравновешен, способен удивляться и восхищаться.


Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).


От чего зависит здоровье учащихся?


1.Здоровье учащегося зависит от правильной организации учебной деятельности:

а) строгая дозировка учебной нагрузки;

б)построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

в) соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

г) благоприятный эмоциональный настрой.


2. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении эмоционального здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.


Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.


В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности.


У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.


Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда


Эмоциональное здоровье детей.



Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Мы часто наблюдаем эмоциональную нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации.

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

На мой взгляд, целесообразно основной целью воспитания в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (3) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней - ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…»


Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов:

Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Отбор в школу, внутришкольная дифференциация, публичный характер школьных достижений и неудач, особенности педагогического взаимодействия - всё это и многое другое способно создать напряжение у школьников в связи с процессом обучения. Есть данные о том, что развитие личности ребенка наилучшим образом протекает именно, когда тревога находится на оптимальном уровне, но не на избыточном.

Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Человек не знает, откуда приходят его мысли и чувства. Самое мощное влияние на последующее развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней существования ребенка в школе формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям. «…Оптимистическая личность способна преодолевать трудности без ущерба для себя и своего развития, без искажения образа реального мира, сконструированного в воображении…»

Единицей управления эмоциональным опытом ребенка в воспитательном процессе является педагогическая ситуация. По результату, то есть по наличию педагогического эффекта, педагогическая ситуация может быть нескольких видов

Для нас важна личностно-деятельностная педагогическая ситуация, обусловленная трансформацией её в событие как основной единицы бытия человека. Событие отличается от просто ситуации тем, что оно эмоционально переживается и оценивается, оно конструируется самими его участниками, а роль учителя - посредническая между поисковой деятельностью ученика и миром. Переживая событие, ребенок учится быть хозяином своего опыта. Он овладевает «техникой жизни»: учится анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы по её решению, выбирать инструмент для проверки гипотезы, пользоваться им, анализировать полученный результат. В итоге, становится эффективным и успешным в разрешении проблемных и кризисных ситуаций.


Таким образом, эмоциональное здоровье - это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизн

Принципы и приемы развития и сохранения эмоционального здоровья


В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.

Целью воспитательной системы в начальных классах является сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.

Задачами является обучение младших школьников техникам «жизнетворчества», то есть таких значимых изменений в себе, как

  • Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;

  • Понимание эмоций других людей, принятие их;

  • Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;

  • Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;

  • Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.


Основные принципы :


  1. Диалогичность.

  2. Имеется в виду не только внешний диалог учитель - ученик или ученик - ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее. «… Путь к эмоциональному здоровью сосуществует с осознанием своего несовершенства…»

Признание собственного несовершенства - это процесс, требующий огромной работы над собой не только маленького человека, но и взрослого.


2. Направленность на сложности.


Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям. Опасность начинает восприниматься как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот в жизни, как возможность внутреннего роста. Приходит понимание необратимости своего развития, своей жизни, своего опыта при отказе от возможности справиться с трудностью.


3. Направленность на творчество.


Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: «глубоко дышите», «примите тёплый душ», «дайте волю слезам». Широко используются механизмы защитных реакций: игнорирование, самоубеждение, переключение. Не сомневаясь в определенной эффективности данных приемов, я считаю, что важнее не «уйти от эмоции», а преобразовать её. Это преобразование должно носить творческий характер.


4. Самораскрытие.


Способность раскрыть свой внутренний мир - это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет «снять с души камень», посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основа сохранения эмоционального здоровья школьника.


5. Строгий отбор впечатлений.


Впечатление - не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление. «Находиться под впечатлением» означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком. Поскольку воспитывающими могут оказаться не все впечатления, от некоторых из них необходимо уберечь ребенка. Это касается и отбора литературных произведений как на уроках, так и для внеклассного чтения; и отбора фильмов для совместного просмотра; отбора экскурсий, путешествий, выставок и т.д.


Педагогические приемы:

  • Включение в воспитательный процесс педагогические мастерские, позволяющие каждому ученику выразить свои чувства и отношения.


  • Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся. Здесь фантазия учителя и детей не знает предела: это могут быть и личные дневники ребят, и альбом «Мои успехи», и секретные пакеты для родителей и т.д.

  • «Приём по личным вопросам»

Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили. Каждый день после уроков учитель выделяет время, в которое ребята могут обратиться к нему один на один со своими трудностями. Разговоры «по душам» ведутся за чашкой чая, строго конфиденциально. На «приём» ребята записываются заранее. Иногда ребята приходят и по двое-трое, просят разрешить тот или иной конфликт.


И т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Цель технологии мастерских:

- предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;

- проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Задача педагогических мастерских – побуждать ребёнка к самостоятельности, инициативе, активности.

Педагогические мастерские возникли не сами по себе Сотрудничество с «Французской группой Нового образования (ЖФЭН - GFEN)», с коллегами из Международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание», усилия петербургских и московских учителей и методистов создали эту новую форму повышения квалификации преподавателей и обучения детей. ЖФЕН – группа, творящая педагогику гуманизма, веры в человека, социального прогресса – педагогику XXI века. Она возникла в 20-ых годах нашего века, - не зависимое от правительства, партий и других организаций движение. Деятельность этой организации вместе с тем с 1984г. официально признана Министерством образования Франции. В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную, фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и другие. П. Ланжевен и А. Валлон долгое время являлись президентами ЖФЕН. Последние годы объединение возглавлял Анри Бассис – известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, в годы войны участник Сопротивления.

Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создаёт условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, - и учёным, художником, явлением культуры в целом – с другой. Наконец, идёт внутренний диалог каждого – с самим собой.

Есть пара обязательных правил их «укладки»: индукция – в начале, рефлексия – в конце, социализаций – не менее двух. Остальное зависит от целей, эрудиции и творчества мастера.

Алгоритм мастерской :

Алгоритм деятельности в мастерской зависит от её вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определённому плану.

1 – индуктор.

Первый этап.

2 – создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции.

3 – социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.

4 – промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса.

Второй этап.

5 – обращение к новой информации и её обработка.

6 – корректировка творческого продукта или создание нового варианта, версии, гипотезы и т.п.

7 – социализация.

8 – общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Возможны иные варианты работы при соблюдении общих принципов и правил мастерской.

Принципы и правила ведения мастерской .

1. Ценностно-смысловое

2. Право каждого на ошибку

3. Безоценочная деятельность

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил

5.Значительный элемент неопределённости, неясности

6. Диалоговость как

7.Организация и перестройка реального пространства

8.Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета

Типы мастерских:

  • по составу участников

по целям и способам деятельности

  • по временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактовые» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия

  • Итак, мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно - деятельностный подход. Наша способность думать, сознавать себя и свои переживания, раскрывать свои убеждения и отношения даёт возможность выстраивать иерархию ценностей, определять их значимость в конкретной жизненной ситуации. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской будет находить в её содержании что-то своё, придавать метафорический смысл пережитому, интерпретировать свой жизненный и духовный опыт.

Мастерские связывают прошлое с настоящим и ориентируют участников на выбор ценностей в будущем через отношение к чужому опыту, зафиксированному в текстах или в рассказах, составление которых помогает развитию коммуникативных навыков.

Разработка и проведение педагогической мастерской.

В первом классе основным, я считаю, является обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность. Оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.

Именно поэтому для развития и сохранения эмоционального здоровья моих первоклассников я выбираю метод педагогической мастерской. Решено провести две педагогические мастерские:


1. Мастерская «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

2. Мастерская «Мир детства».




МАСТЕРСКАЯ «В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ СОЛНЦЕ, ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ»

В этой мастерской есть особый ключ выражения своих эмоций, это слово-образ солнце. Оно помогает не только включить воображение участников мастерской, но и соединить ассоциации, рисунок, слово и жизненный опыт в особый результат – ценностное отношение к индивидуальности человека, к его способности оставаться неповторимым среди других.

Оборудование: лист бумаги, краски или цветные карандаши.

Ход мастерской.

1. Создания игровой ситуации (в кругу) на основе вопросов и ответов: «А у нас сегодня в классе солнце! А у вас какие новости, события, настроение!» Каждый говорит, что интересного произошло с ним, его друзьями за последнюю неделю и передаёт эстафету соседу справа с помощью вопроса: «А у вас?»

2. Учитель произносит слово «солнце», записывает его на доске и предлагает собрать круг ассоциаций, которые с ним связаны у каждого. Ассоциативный круг может быть самым широким и разнообразным: слова, словосочетания, поэтические и художественные образы и т.д.

3. Варианты ассоциаций.

Ответы детей:

- цвет: жёлтое , розовое , оранжевое

- качества: яркое, круглое, красивое , тёплое, лучистое, большое, горячее , радостное, ясное, жаркое.

- функции: освещает мир, греет, далекая звезда..

- радость и красота; бывает, что солнце даёт солнечный удар; лучи горячие, опасное, сжигающее, красное; самое главное; на нём можно сгореть.

Солнце – большой шар, который всё время горит. Солнце может расплавить всё. Солнце – осветитель нашей планеты.

4. Учитель предлагает послушать стихотворение К. Бальмонта «Аромат солнца, дополнить ассоциативный ряд.

5. От разнообразного словесного ряда нужно переходим к созданию своего солнца-настроения на листе бумаги. Каким вы представляете себе светило? Каким настроением его наполните? Каждый берёт лист бумаги любого формата, краски или карандаши. Постарайтесь наделить своё солнце характером, настроением.

6. Этап индивидуальной работы с материалом завершается «социализацией» - созданием выставки рисунков под названием «Пусть всегда будет солнце!». Каждый находит на выставке место своему рисунку, а затем выбирает себе роль, которая написана на карточках – бейджиках (хранитель галереи, экскурсовод, журналисты, фотографы, гости), разложенных на столе.(своеобразная лотерея).

Образовавшиеся группы начинают готовится в соответствии со своими ролями.

  • Хранитель (хозяйка) галереи предлагает её посетить, и предоставляет слово всем группам: сначала – экскурсоводам, затем – журналистам и фотографам, гостям, которые рассказывают о своих впечатлениях и выбирают картину, которая им особенно понравилась.

  • Хранителю пришлось вспомнить слова приветствия и приготовить ритуал открытия выставки.

  • Экскурсоводы подбирали слова, чтобы с достоинством представить работы одноклассников, не обидев ни кого.

  • Журналисты готовили список вопросов к художникам (о планах на будущее, и т.д), гостям.

  • Гости готовили вопросы всем участникам выставки, делились впечатлениями.

7. Экскурсия по картинной галерее. В конце экскурсии гости оставляют свои отзывы хозяйке галереи в книге благодарностей и отмечают те работы, которые им очень понравились. Самое сильное впечатление производит разнообразие солнышек, нарисованных участниками мастерской.

8. Рефлексия. Поразмыслить над мыслью Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»?

Есть ли в человеке солнце?

Что это за солнце?

Зачем давать светить солнцу, которое есть в каждом человеке?

Что вам сегодня помогло создать своё солнце?

Что понравилось в работе, а что нет?

Ответы детей: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»?

1. В человеке должно быть солнце, потому что это доброта.

2. В человеке есть солнце. Солнце радует человека

3. Есть. Это радость. Может быть и надо давать ему светить

4. Есть в человеке солнце. Да. Есть

5. В человеке не может быть солнце

6. В каждом человек есть солнце и всех оно может гореть

7. Солнце человека – это свет

8. В человеке есть солнце – это настроение, которое надо зажигать.

9. Солнце – веселье

10. Солнце должно светить, но оно не может быть в человеке, в человеке может быть только его радость.

11. В человеке не бывает солнце, только если его представить


9. Итог.

Анализ работы: В мастерской принимали участие18 человек. Каждый из ребят создал своё солнце

Дети работали с интересом, охотно выполняли все задания. Небольшую сложность вызвали роли, которые были им предложены, но воспользовавшись моей помощью выполнили и эту работу с удовольствием. Особого внимания заслуживает книга отзывов посетителей выставки: «Пусть всегда будет солнце!», т.к. почти все дети оставил свой отзыв. Сегодня ребята учились первый раз вести диалог друг с другом, договариваться. Слово было предоставлено всем, но не каждый эмоционально был готов поделиться своими чувствами. К концу занятия, на этапе рефлексии каждый ребенок высказался по теме. Порадовало, что даже одна мастерская позволила некоторым ученикам преодолеть стеснительность, быть позитивным.


Книга отзывов посетителей выставки: «Пусть всегда будет солнце!»

(стиль авторов сохранён).

1. Я видела очень разные рисунки. Каждый изобразил своё – Женя Бр.

2. Я видела почти у всех весёлые солнца.

3. Настроение весёлое у всех. Понравился рисунок Саши Павловой и Саши Скрип. – Оля Рус.

4. Мне все рисунки понравились тем, что у каждого разные, у каждого свой вкус – Степ. Саша.

5. Мне понравилось солнце, даже очень понравилось Максима Моис. Я ценю его солнце – Саша Вас.

6. У всех весёлое настроение. Нам (подруга Оля Рус.) понравился рисунок Саши Павловой – Саша Скр.

7. У всех очень красивые весёлые солнца, очень радостные рисунки – Катя Фр.

8. Мне не очень понравились рисунки. У всех не очень красивые рисунки.

9. Я увидела очень много солнц. У не у многих очень весёлые настроение –Ксюша Сусл.

10. Мне понравилось солнце Нади Усм. – радостное. Мне понравилось У Вити – красивое – Катя Степ.

11. Я увидел рисунки очень красивые – Лёша Лун.

12. Рисунки Скр. Саши и Ольги Рус. весёлые и очень заводные – Саша Павл.

13. Я посмотрела рисунки. Я увидела солнце в космосе они были красными и жёлтыми – Юля Сем.

14. Я у многих увидела радость – Валя Тер.

15. Рисунок Вити – у него солнце в тумане – Кирилл Игн.


МАСТЕРСКАЯ «МИР ДЕТСТВА»

Мир детства – это длинная извилистая река с быстрыми перекатами, медленными разливами, с островками и даже с водопадами. Но как ни длинна была бы река, она, всё равно, вливается в море взрослой беспокойной жизни.

Это размышление одного из участников мастерской на её финале.

Опыт большинства из нас говорит о том, что с началом учёбы в школе детство кончается. С первого дня нам внушают, что учёба – это наша работа, дело ответственное, не терпящее беспечности, расслабленности, непосредственности. Ещё один тезис: это не игра, не развлечение, это труд, дело нелёгкое и серьёзное. Таким образом, мы, взрослые, произвольно сокращаем пребывание человека в этой важнейшей поре. Отсюда множество проблем юности, зрелого возраста, связанных с непрожитым детством.

Мне стало интересно так какое же детство у современных детей, что для них значит этот период жизни, как долго он длится, есть ли он сейчас?

Эта мастерская даёт возможность детям задуматься над понятием «мир детства». Они учатся работать в группах, находить общее решение, анализировать свои действия. В ходе мастерской идёт активная работа над развитием коммуникативных навыков, развитием чувственности, умением верно эмоционально реагировать на различные жизненные ситуации.

Цель: выяснить, чем является детство для современного школьника.

Оборудование: два листа бумаги для каждого участника мастерской, лист ватмана для каждой группы, цветные карандаши, ручки. Ход мастерской:

1. Вступление.(Я вспоминаю свое детство..)

2. Разделите лист бумаги пополам. Вспомните и запишите свои любимые: игрушки, занятия, еду, время года, погоду, праздник, приятные события, мелочи, мечты и надежды, затеи и проказы, выражения, песни, мелочи, фильм, одежду, секреты, радостные впечатления, чувства. На второй половине листа – запишите свои неприятности, огорчения и обиды.

3. Детям предлагается объединиться в группы по 4-5 человек и озвучить: есть ли что-нибудь общее в их увлечениях, в чём их воспоминания различаются. (Дети учатся доверительному разговору, сопереживанию, делятся своими эмоциями)

4. Вспомните, как выглядит географическая карта мира. Что на ней можно увидеть (если возникают трудности можно вместе с детьми рассмотреть карту мира)? Называемые участниками географические объекты выносятся на доску (моря, материки, пустыни, реки, равнины и т.д.).

5. А как бы выглядела карта мира вашего детства? Попытайтесь представить её.

6. Участники объединяются в группы (те же, что и на первом этапе работы в группах). Детям предстоит создать единую карту группы. Нанесите на неё изображения так, чтобы она стала «читаема», понятна другим.

7. Через 30-40 минут каждая группа вывешивает свою карту на доску. Участникам предлагается рассмотреть все получившиеся карты, высказать свои мнения, задать вопросы.

8. Последнее задание – создание определения: «мир детства – это . . . » Дети озвучивают получившиеся определения.


Ответы детей: Мир детства – это . . .

Рай!

Отдых

Когда мы маленькие

Самые счастливые дни

Ничего

Всё

Когда все дружат.

Лучшие воспоминания

Когда человек маленький живет в большом мире

Как одна большая семья

Веселье

Одна семья

9. Рефлексия. На этом этапе задаются следующие вопросы:

Что для вас сегодня произошло на мастерской?

Чем она была полезна для вас?

Изменилось ли ваше представление о себе, о мире детства?

10. Заключение.

Анализ работы Дети с радостью перечисляли те вещи, которые они любят, что им нравится. Затруднение вызвали отрицательные воспоминания Очень интересно было наблюдать за детьми во время создания ими карт детства, т.к. в начале они испытывали трудности, но найдя общий язык, сумели выполнить работу.Эта мастерская позволила продолжить работу по развитию коммуникативных навыков детей в группах. Дети стали более открыто, не стесняясь, отвечать на поставленные вопросы. Диалог помог некоторым ребятам эмоционально освободиться от некоторых переживаний. Свои отрицательные эмоции ребята преобразили в творчество. Во время коллективной работы ребята учились быть эмоционально сдержанными, каждый получил возможность участвовать в работе. Карты получились у каждой команды интересные, поэтому ребенок более пока замкнутый, у которого ещё не все получается, чувствовал себя то же победителем и испытывал только положительные эмоции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приступив к изучению данной темы, я проанализировала литературные источники. Полученные мной знания позволили по другому взглянуть на проблему сохранения эмоционального здоровья младших школьников. Простым людям, порой кажется, что эмоции сами развиваются или даже, что это явление передается по наследству. Это не так. Эмоции формируются у человека в процессе жизни. Очень важно сформировать и потом сохранить эмоциональное здоровье ребенка.

Эмоции – это индивидуальная особенность каждого ребенка, обеспечивающая эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Я только начинаю осваивать методики диалогового обучения. Совершенно точно, что педагогическая мастерская дает огромную возможность наблюдать за развитием детских эмоций, а так же формировать их, корректировать, сберегать.

Мастерская:

!) Позволяет вести ребенку диалог с учителем, с учениками, с самим собой.

2) Учит преодолевать трудности, как возможность собственного роста.

3) Позволяет преобразовывать в творчество отрицательные эмоции.

4) В мастерской происходит самораскрытие ребенка. Он ощущает радость от, того, что его понимают, даже, если суждения его ошибочны.

5) В мастерской дети учатся быть искренними, позитивными, выдержанными т.е. владеть своими эмоциями.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Елена Александровна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства