kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы композиции в дизайне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что представляет из себя композиция, её основные понятия и правила

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы композиции в дизайне»

Основы композиции  в дизайне ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРАВИЛА

Основы композиции в дизайне

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРАВИЛА

Что такое композиция? В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно. Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Геометрический и композиционный центр

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Геометрический и композиционный центр Композиционный центр может быть выделен: - контрастом света и тени - контрастом цвета - размером - формой

Геометрический и композиционный центр

Композиционный центр может быть выделен:

- контрастом света и тени

- контрастом цвета

- размером

- формой

Основные понятия и правила композиции График на рисунке сверху означает рост. График на рисунке снизу означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему. Справа указаны диагональные линии в композиции:

Основные понятия и правила композиции

График на рисунке сверху означает рост. График на рисунке снизу означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Справа указаны диагональные линии в композиции:

Замкнутая и открытая композиция В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.  Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.   Открытая композиция , в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

Замкнутая и открытая композиция

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.

Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции. Открытая композиция , в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

Правило золотого сечения Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.  Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.   Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение ?   Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Смотрите рисунок сверху. Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться как в рисунке снизу.

Правило золотого сечения

Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм. Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения. Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение ? Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Смотрите рисунок сверху.

Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться как в рисунке снизу.

Правило трех третей В этих рисунках не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей . Это упрощенный вариант правила золотого сечения.

Правило трех третей

В этих рисунках не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей . Это упрощенный вариант правила золотого сечения.

Динамика и статика в изображении,  движение, ритм Динамичная композиция  - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция  (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности. Изображение сверху выглядит статичным. На картинке снизу создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся. Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии. А статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Динамика и статика в изображении, движение, ритм

Динамичная композиция  - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция  (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение сверху выглядит статичным. На картинке снизу создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии. А статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Динамика и статика в изображении,  движение, ритм Ритм  - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.   Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Динамика и статика в изображении, движение, ритм

Ритм  - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия Симметрия. В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального. Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия

Симметрия.

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия Асимметрия, достижение равновесия. Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы. Рисунок сверху. В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие. Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший. Рисунки снизу.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия

Асимметрия, достижение равновесия.

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы. Рисунок сверху.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший. Рисунки снизу.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится. Рисунок сверху. Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру. Рисунок снизу. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится. Рисунок сверху.

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру. Рисунок снизу.

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Заключение Правила композиции не всегда являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете. Далее вы можете рассмотреть множество примеров с разными способами постоения композиции с исользованием разных техник, режимов и правил.

Заключение

Правила композиции не всегда являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Далее вы можете рассмотреть множество примеров с разными способами постоения композиции с исользованием разных техник, режимов и правил.

Правило третей, Симметрия, Фокус и глубина

Правило третей, Симметрия, Фокус и глубина

Линии, Диагонали, Числа

Линии, Диагонали, Числа

Кадр внутри кадра

Кадр внутри кадра

Объект заполняет кадр

Объект заполняет кадр

Пустое пространство ДОполняет кадр

Пустое пространство ДОполняет кадр

Простота и минимализм

Простота и минимализм

Выделение объекта

Выделение объекта

Смена точки обзора

Смена точки обзора

Цветовое выделение

Цветовое выделение

Правило пространства и направления

Правило пространства и направления

Правило движения слева - направо

Правило движения слева - направо

Баланс в кадре

Баланс в кадре

Сопоставление объектов

Сопоставление объектов

Правило Золотых треугольников  и золотого сечения

Правило Золотых треугольников и золотого сечения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы композиции в дизайне

Автор: Рахан Шынгысхан Кайратулы

Дата: 21.09.2021

Номер свидетельства: 587110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "План-конспект урока по Основам графического дизайна "Выполнение работы в технике Оверлеппинг""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_osnovam_ghrafichieskogho_dizaina_vypolnieniie_raboty_v_t"
    ["file_id"] => string(6) "387989"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486298765"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "План-конспект по Основам графического дизайна "Портрет в технике Гратографии""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_po_osnovam_ghrafichieskogho_dizaina_portriet_v_tiekhnikie_gratogh"
    ["file_id"] => string(6) "387987"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486298511"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа элективного курса "Флористический дизайн" "
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma-eliektivnogho-kursa-floristichieskii-dizain"
    ["file_id"] => string(6) "104144"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402671555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Основы композиции в графическом дизайне"
    ["seo_title"] => string(41) "osnovy_kompozitsii_v_graficheskom_dizaine"
    ["file_id"] => string(6) "571598"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1611741712"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры "
    ["seo_title"] => string(52) "iskusstvo-kompozitsii-osnova-dizaina-i-arkhitiektury"
    ["file_id"] => string(6) "114765"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411656909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства