Просмотр содержимого документа
«План-конспект по Основам графического дизайна "Портрет в технике Гратографии"»
План-конспект урока по учебному предмету «Основы графического дизайна»
для учащихся 4 класса
преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»
Мирошниченко Юлии Сергеевны
Тема: Портрет в гратографии. (шарж, карикатура)
Цель: Расширить знания учащихся о технике граттаж и жанре портрета
Задачи:
Совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,
Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами.
Развить творческие подходы к выполнению данной работы,
способствовать развитию сенсорных сфер учащихся (глазомер, точность),
Воспитать аккуратность, внимательность и эстетический вкус,
Совершенствовать знания о портрете и гратографии
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учитель: для образца разные виды гравюр: офорт, ксилография, линогравюра, граттаж, сухая игла.
Учащиеся: картон, воск (свечка), мыло, тушь чёрная или гуашь черного цвета, игла для гравирования, плёнка, баночка с водой, кисть большая.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Среди многообразия графических произведений самый доступный и безопасный вид гравюрных работ - это граттаж. Жанр, в котором мы будем работать – портрет. Итак, тема нашего занятия – портрет в гратографии.
3. Повторение и закрепление знаний
Ребята, ответьте на вопросы:
1. Что такое гравюра? (Одна из видов графических произведений, позволяющие получить печатные оттиски художественных произведений, выполненные на твёрдом материале) 2. Как называется растиражированные печатные оттиски? (Эстамп.) 3. Расскажите о какой-либо технике выполнения гравюры. (Дети сами выбирают вид гравюры и рассказывают.)
От реалистичного изображения декоративные работы отличает стилизация – это творческое переосмысление, обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. Приемы стилизации: Упрощение формы, Упрощение цвета или тона, Упрощение объема. Художественно-изобразительные средства: Точка, Линия, Пятно. Далее поговорим о технике, в которой выполнены данные портреты. Граттаж с латинского языка переводится как «царапать», «скрести». И действительно, чтобы выполнить данный вид гравюры нужно выцарапать верхний слой до основания (рассказ сопровождается показом презентации).
Ребята, ответьте на вопросы: Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)
Рисунок головы требует глубоких знаний и большого опыта. Давайте повторим некоторые закономерности. Что такое пропорции? Пропорции – это соотношения величин частей, которые составляют одно целое. Соблюдение пропорций в изображении человеческой головы наиболее важно. Несмотря на то, что пропорции лица у разных людей имеют свои особенности, можно выделить типичные общие черты (в зависимости от характера лица они могут варьироваться).
Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, составляя их друг с другом, и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке.
4. Самостоятельная работа учащихся
Задание: Используя схему построения и пропорции, нарисовать портрет. Выполнить гратографию.
Внимание: нужно быть крайне осторожными при рисовании, так как совершив ошибку будет очень трудно её исправить. Дети выполняют граттажную заготовку. Учитель проводит текущий индивидуальный инструктаж:
Этапы работы над стилизованным портретом в гратографии:
• Нужно создать разнообразный диапазон иллюстраций. Портреты чрезвычайно стилизованы, с
преднамеренной деформацией, и есть тенденция рисовать объекты в плоских областях и использовать острые, противоречащие цвета. Этот подход, нужно попытаться использовать в работе,
• Делаем грубый эскиз человека, которого вы хотите нарисовать. Установите главные особенности и
пропорции, оставляя мелкие детали на потом. Попытайтесь стилизовать изображение – решите, какие уникальные лицевые особенности вы хотите подчеркнуть,
• Перенесите рисунок на картон с помощью кальки или копировальной бумаги,
• Нарисуйте главные тени в нескольких оттенках, используя жёсткие контуры и переходы,
• Проработайте части лица, разделяйте их на плоские области, сделайте их более расколотыми и
угловыми,
• Используете минимальный градиент,
• Начните работуиглой, обозначьте самые габаритные контуры
• Проработайте полутона,
• Добавьте контраст, чтобы придать вашему портрету большего жизни. Небольшие области в тенях
оставьте нетронутыми, а освещённые - выдвинутые на первый план части проработайте иглой более основательно,
• Далее следует проработка более мелких деталей,
• Обобщение форм,
Несмотря на стилизацию, каждая особенность лица должна выглядеть естественной, а не сверхпреобразованной или нарушающей пропорции. Работа над фоном и одеждой. Удостоверьтесь, что вы не увлеклись работой и не сделали слишком большое количество деталей - лицо должно остаться в центре внимания.
Технология выполнения заготовки для граттажа:
Покрыть картон плотным слоем воска или парафина,
Покрыть заготовку смесью гуаши или туши и мыла большой кистью.
Как только граттажная заготовка просохнет перенести подготовленный эскиз на картон с помощью кальки или копировальной бумаги.
Следует напомнить о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих. На столы постелите плёнку, чтоб не испачкать их. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание. Когда вы будете гравировать, у вас появятся черные крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой с вашей работы, чтобы потом убрать со стола.
5. Завершение работы
Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на доске. Критерии оценки:
- создание гармоничной композиции
- работа в материале
- оригинальность
- грамотность построения
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция.
6. Рефлексия и завершение урока
1. Каковы особенности построения портрета?
2. В чем сходство декоративного подхода к рисунку портрета и классических принципов?