Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по Основам графического дизайна "Выполнение работы в технике Оверлеппинг"»
План-конспект урока по учебному предмету «Основы графического дизайна»
для учащихся 1 класса
преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»
Мирошниченко Юлии Сергеевны
Тема: Оверлеппинг в декоративной композиции
Цель: Расширить знания учащихся о композиции, познакомить с техникой оверлеппинг. Выполнить натюрморт в технике оверлеппинг
Задачи:
Научить правилам, принципам и средствам композиции,
Дать понятия равновесия, оверлеппинга,
Воспитывать аккуратность, усидчивость,
Развить художественный вкус,
Совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,
Развивать воображение и фантазию,
Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учитель: презентация на тему «Оверлеппинг»,
Учащиеся: гуашь, кисти, простой карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка, лист бумаги.
Ход урока:
1. Организационная часть и сообщение темы
Приветствие, Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта - оверлеппингом. Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами два натюрморта и оба написаны в разных техниках – реалестичной и декоративной.
2. Сообщение новых знаний и повторение пройденного
Учитель: Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких, как: отображение воздушного пространства и материальности. Условностью так же является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
Учитель: Давайте вспомним, какие правила композиции мы уже знаем? (Композиция должна быть уравновешенной).
Учитель: Правильно. Эти правила присутствуют и в декоративной композиции. А теперь посмотрите на экран. О чем мы сейчас будем говорить? (О равновесии).
Учитель: Предлагаю вам игру «Равновесие», где вам будет необходимо уравновесить композиции. (Учащимся предлагаются несколько композиций, которые необходимо уравновесить).
– Еще в декоративной композиции равновесия можно добиться путем членения плоскости на светлые и темные участки. Здесь главная задача - уравновесить свет и тень, как на этом рисунке.(Рисунок с членением плоскости). А теперь посмотрите, ребята, на все представленные композиции. Как предметы расположены на плоскости, они разрознены или как-то собраны?
– Предметы объединены
– А как?
– Один предмет перекрывает другой.
– Совершенно верно. Этот приём называется оверлеппингом – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет. В декоративной композиции существует такой прием. Предметы могут быть объединены какими-либо дополнительными линиями фона, тенями и т.д. Но композиция должна строиться так, чтобы от нее нельзя было убрать ни кусочка без ущерба для целого.
– Теперь давайте вспомним, что такое композиционный центр? (главное в композиции).
– А как можно выделить композиционный центр? (Сгущение элементов в одном месте. Выделяется тоном. Показывается контрастной формой предмета. Размеры доминанты увеличиваются. Приемом композиционной паузы).
3. Самостоятельная работа учащихся
- Реальные ли предметы мы используем в декоративном рисунке? (Стилизованные).
Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным.
Ребята, теперь вам необходимо будет выполнить декоративный натюрморт в технике оверлеппинг.
Этапы выполнения работы: 1. Разработка идей, вариантов 2. Анализ идей и выбор лучшего варианта 3. Выбор формата, материалов 4. Последовательность выполнения работы 5. Компоновка и выполнение линейного рисунка 6. Выполнение композиции в материале. Приступаем к работе.
4. Подведение итогов и рефлексия
Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на доске. Критерии оценки: – А как мы будем оценивать нашу композицию, по каким критериям? (Равновесие. Неделимость композиции. Ритм. Композиционный центр. Расположение предметов в одной плоскости, применение оверлеппинга).
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция. Ребята, ответьте на вопросы:
1. В чём отличие между декоративным и живописным натюрмортом?
2. Как можно выделить композиционный центр?
3. С какой техникой вы познакомились на уроке?
5. Завершение урока
Уходя с урока, дети отмечают свое настроение с помощью разноцветных стикеров.