Программа элективного курса "Флористический дизайн"
Программа элективного курса "Флористический дизайн"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из задач образования – помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг нас, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани…
Флористический дизайн – это художественное творчество, основой для которого служит природный материал. Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Это общение положительно влияет на развитие формирующейся личности. Кроме того, дети должны быть не только пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
«Флористика» - это выполнение различных композиций из вылущенных цветов, листьев, стеблей растений, из коры деревьев, семян и других подобных материалов.
Трудно сказать, где находятся истоки этого увлечения. Однако известно, что во времена А.С. Пушкина девушки коротали долгие зимние вечера, составляя букеты из сухих листьев и цветов, которые затем наклеивали на картон. Это забытое занятие стало постепенно возвращаться в конце 20 века. Мастера этого творчества научились так сушить растения, что они длительное время не теряли природной окраски. Усложнилась техника выполнения работ: Если сначала использовались целые растительные формы одного и того же вида, то теперь органично сочетают кусочки соломки, листья кукурузы, кору деревьев, луковую и чесночную шелуху, семена и пр. Расширилась и тематика композиций – от панно из цветов и листьев до натюрмортов поэтических пейзажей, украшающий интерьер социально-бытового назначения.
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитие эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Программа составлена таким образом, что участвовать в работе кружка могут учащиеся среднего звена школы.
Для поделок может использоваться любой материал, который можно найти в местности, где проживают учащиеся. В поделках, кроме природного материала, пригодятся цветная бумага, картон, лоскутки ткани, небольшие обрезки кожи, гуашь, клей ПВА, «Момент» и др.
Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое вдохновение.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Цель работы кружка: приобщение к творчеству в процессе работы с природным материалом и развитие нравственно-эстетического воспитания.
Задачи кружка:
познакомить детей с изделиями народных мастеров;
научить детей основным техникам изготовления поделок;
обучить их специфике изготовления поделок с учётом возможностей материалов;
привить детям основы этики поведения в коллективной работе;
развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества
знакомство (визуальное и тактильное) с образцами изделий; которые могут стать эталонным ориентиром для освоения детьми искусства;
освоение техники безопасности;
ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки;
знакомство с материаловедением;
участие в создании коллективных композиций;
формирование у детей привычки к аккуратности, бережливости, уважению чужого труда;
участие детей в выставках, конкурсах, в оформлении школы и помещения, где занимается кружок.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На первом занятии учащиеся знакомятся с планом работы, показывают образцы работ. Все проходят инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Расписываются в специальном журнале. Далее кружковцы знакомятся с профессиональными принадлежностями флориста, но если они недоступны, руководитель кружка рассказывает, как можно обойтись доступными средствами.
Заготовка материалов, способы засушивания и хранения – следующий блок работы кружка. Учащиеся знакомятся с этой информацией и выполняют практическую работу по предложенной теме.
При изготовлении плоских панно учитывается цвет фона, который усиливает и подчёркивает красоту композиции. Как укрепляются детали, имеющую хрупкую и неэластичную структуру, как их естественно расположить в композиции – темы следующих занятий.
Европейское дерево, икебана, гирлянда, венок – это искусство аранжировки. Учащиеся знакомятся с этими понятиями, а наиболее доступные аранжировки они могут применить при изготовлении своей работы.
Далее все выполняют самостоятельные работы из засушенных цветов, листьев и других природных материалов. В процессе этой деятельности детьми приобретаются технические и творческие навыки, накапливается свой опыт. Они много фантазируют и экспериментируют. Береста, крупа, скорлупа из яиц, соломка, еловые шишки – это не полный перечень материалов для поделок. Работы выполняются как коллективные, так и индивидуальные.
Монотипия – это техника выполнения работ интересна своей поэтичностью и непредсказуемостью. Никто не может предугадать, что получится на бумаге. В синтезе с флористикой получаются необычные и оригинальные работы.
Если запас засушенных материалов закончился, запланировано создание композиций цветов из текстиля, лент, бумаги, бисера и т.д.
Важную роль играет оформление работы. Неудачное оформление способно снизить интерес к ней. Кружковцы учатся изготовлять паспарту, рамки из доступных материалов.
Далее они знакомятся с размещением объёмных и плоскостных композиций в интерьере. Спальня, гостиная, детская, прихожая, кухня – в этих помещениях располагают композиции с учётом освещённости, фона.
Итогом деятельности кружка является выставка поделок и композиций, выполненных руками ребят
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занят.
Тема занятия
Кол-во часов
теор. практ.
Дата
1.
Организационное собрание. План работы. Санитарно-гигиенические требования.
1
2.
Принадлежности флориста. Техника безопасности. Знакомство с образцами работ.
0,5
0,5
3-4
Заготовка растений для композиций.
2
5-6
Виды засушивания. Хранение материалов.
1
1
7-8
Заготовка природных материалов (шишки, мох, соломка, кора и т.д.)
2
9
Фон – важный элемент произведения. Изготовление основы поделки.
0,5
0,5
10-11
Выбор и укрепление растительного материала.
0,5
1,5
12-13
Выполнение работы «Открытка с орнаментов из цветов». Плоскостной букет
2
14
Искусство аранжировки растений.
0,5
0,5
15
Аппликация из сухих листьев
1
16
Картина из цветов. «Натюрморт со скрипкой»
1
17
Оформление работы.
1
18
Монотипия. Знакомство с техникой выполнения. Заготовка материалов и инструментов. Тех./без.
0,5
0,5
19-20
Выполнение работы в технике «монотипия»
2
21-22
Поделки из скорлупы и орехов..
0,5
1,5
23-24
Поделки из бересты и шишек.
0,5
1,5
25-26
Объёмные поделки из соломы.
0,5
1,5
26
Картины из крупы. Подготовка материала.
1
27-28
Изготовление картины из крупы.
2
29-30
Объёмная картина из семян.
2
1
Цветы из бумаги.
1
32
Цветы из лент и текстиля.
2
33-34
Цветы и поделки из бисера.
2
35
Размещение композиций в интерьере. Оформление выставки.
1
ИТОГО:
35 часов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
природные особенности своего района;
разновидности растений;
специфику и технологию изготовления поделок из природного материала;
разновидности материала, используемого в рабате;
основы флористического дизайна.
Учащиеся должны уметь:
бережно относиться к природе;
заготавливать и хранить природный материал для поделок;
систематизировать материал по сложности строения;
эстетически оформить свою работу;
самостоятельно изготовить изделие и украсить интерьер социально-бытового помещения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. О.Н. Маркелова «Монотипия и флористика», Издательство «Учитель», 2010г.
2. В.Г. Стецюк «Картины из цветов», Культура и традиции, 1999 г.
3. Т.А. Архипова «100 поделок из природного материала», Академия холдинг,2001г
4. Н. Осипова, «Вторая жизнь цветов», Колос, 1994 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Флористический дизайн" »
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор СОШ №6 Зам. директора по УВР На заседании МО
Протокол №_______
От «____»__________2010 г.
ПРОГРАММА
КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ФЛОРИСТИКА»
35 часов
Программу составила Шувалова И. В.
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из задач образования – помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг нас, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани…
Флористический дизайн – это художественное творчество, основой для которого служит природный материал. Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Это общение положительно влияет на развитие формирующейся личности. Кроме того, дети должны быть не только пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
«Флористика» - это выполнение различных композиций из вылущенных цветов, листьев, стеблей растений, из коры деревьев, семян и других подобных материалов.
Трудно сказать, где находятся истоки этого увлечения. Однако известно, что во времена А.С. Пушкина девушки коротали долгие зимние вечера, составляя букеты из сухих листьев и цветов, которые затем наклеивали на картон. Это забытое занятие стало постепенно возвращаться в конце 20 века. Мастера этого творчества научились так сушить растения, что они длительное время не теряли природной окраски. Усложнилась техника выполнения работ: Если сначала использовались целые растительные формы одного и того же вида, то теперь органично сочетают кусочки соломки, листья кукурузы, кору деревьев, луковую и чесночную шелуху, семена и пр. Расширилась и тематика композиций – от панно из цветов и листьев до натюрмортов поэтических пейзажей, украшающий интерьер социально-бытового назначения.
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитие эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Программа составлена таким образом, что участвовать в работе кружка могут учащиеся среднего звена школы.
Для поделок может использоваться любой материал, который можно найти в местности, где проживают учащиеся. В поделках, кроме природного материала, пригодятся цветная бумага, картон, лоскутки ткани, небольшие обрезки кожи, гуашь, клей ПВА, «Момент» и др.
Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое вдохновение.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Цель работы кружка: приобщение к творчеству в процессе работы с природным материалом и развитие нравственно-эстетического воспитания.
Задачи кружка:
познакомить детей с изделиями народных мастеров;
научить детей основным техникам изготовления поделок;
обучить их специфике изготовления поделок с учётом возможностей материалов;
привить детям основы этики поведения в коллективной работе;
развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества
знакомство (визуальное и тактильное) с образцами изделий; которые могут стать эталонным ориентиром для освоения детьми искусства;
освоение техники безопасности;
ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки;
знакомство с материаловедением;
участие в создании коллективных композиций;
формирование у детей привычки к аккуратности, бережливости, уважению чужого труда;
участие детей в выставках, конкурсах, в оформлении школы и помещения, где занимается кружок.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На первом занятии учащиеся знакомятся с планом работы, показывают образцы работ. Все проходят инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Расписываются в специальном журнале. Далее кружковцы знакомятся с профессиональными принадлежностями флориста, но если они недоступны, руководитель кружка рассказывает, как можно обойтись доступными средствами.
Заготовка материалов, способы засушивания и хранения – следующий блок работы кружка. Учащиеся знакомятся с этой информацией и выполняют практическую работу по предложенной теме.
При изготовлении плоских панно учитывается цвет фона, который усиливает и подчёркивает красоту композиции. Как укрепляются детали, имеющую хрупкую и неэластичную структуру, как их естественно расположить в композиции – темы следующих занятий.
Европейское дерево, икебана, гирлянда, венок – это искусство аранжировки. Учащиеся знакомятся с этими понятиями, а наиболее доступные аранжировки они могут применить при изготовлении своей работы.
Далее все выполняют самостоятельные работы из засушенных цветов, листьев и других природных материалов. В процессе этой деятельности детьми приобретаются технические и творческие навыки, накапливается свой опыт. Они много фантазируют и экспериментируют. Береста, крупа, скорлупа из яиц, соломка, еловые шишки – это не полный перечень материалов для поделок. Работы выполняются как коллективные, так и индивидуальные.
Монотипия – это техника выполнения работ интересна своей поэтичностью и непредсказуемостью. Никто не может предугадать, что получится на бумаге. В синтезе с флористикой получаются необычные и оригинальные работы.
Если запас засушенных материалов закончился, запланировано создание композиций цветов из текстиля, лент, бумаги, бисера и т.д.
Важную роль играет оформление работы. Неудачное оформление способно снизить интерес к ней. Кружковцы учатся изготовлять паспарту, рамки из доступных материалов.
Далее они знакомятся с размещением объёмных и плоскостных композиций в интерьере. Спальня, гостиная, детская, прихожая, кухня – в этих помещениях располагают композиции с учётом освещённости, фона.
Итогом деятельности кружка является выставка поделок и композиций, выполненных руками ребят
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занят.
Тема занятия
Кол-во часов
теор. практ.
Дата
1.
Организационное собрание. План работы. Санитарно-гигиенические требования.
1
2.
Принадлежности флориста. Техника безопасности. Знакомство с образцами работ.
0,5
0,5
3-4
Заготовка растений для композиций.
2
5-6
Виды засушивания. Хранение материалов.
1
1
7-8
Заготовка природных материалов (шишки, мох, соломка, кора и т.д.)
2
9
Фон – важный элемент произведения. Изготовление основы поделки.
0,5
0,5
10-11
Выбор и укрепление растительного материала.
0,5
1,5
12-13
Выполнение работы «Открытка с орнаментов из цветов». Плоскостной букет
2
14
Искусство аранжировки растений.
0,5
0,5
15
Аппликация из сухих листьев
1
16
Картина из цветов. «Натюрморт со скрипкой»
1
17
Оформление работы.
1
18
Монотипия. Знакомство с техникой выполнения. Заготовка материалов и инструментов. Тех./без.
0,5
0,5
19-20
Выполнение работы в технике «монотипия»
2
21-22
Поделки из скорлупы и орехов..
0,5
1,5
23-24
Поделки из бересты и шишек.
0,5
1,5
25-26
Объёмные поделки из соломы.
0,5
1,5
26
Картины из крупы. Подготовка материала.
1
27-28
Изготовление картины из крупы.
2
29-30
Объёмная картина из семян.
2
31
Цветы из бумаги.
1
32
Цветы из лент и текстиля.
2
33-34
Цветы и поделки из бисера.
2
35
Размещение композиций в интерьере. Оформление выставки.
1
ИТОГО:
35 часов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
природные особенности своего района;
разновидности растений;
специфику и технологию изготовления поделок из природного материала;
разновидности материала, используемого в рабате;
основы флористического дизайна.
Учащиеся должны уметь:
бережно относиться к природе;
заготавливать и хранить природный материал дляподелок;
систематизировать материал по сложности строения;
эстетически оформить свою работу;
самостоятельно изготовить изделие и украсить интерьер социально-бытового помещения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. О.Н. Маркелова «Монотипия и флористика», Издательство «Учитель», 2010г.
2. В.Г. Стецюк «Картины из цветов», Культура и традиции, 1999 г.
3. Т.А. Архипова «100 поделок из природного материала», Академия холдинг,2001г
4. Н. Осипова, «Вторая жизнь цветов», Колос, 1994 г.