kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы игры в шахматы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы игры в шахматы. Правила игры. Урок о том, как ходят фигуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы игры в шахматы»

Шахматы Подготовил : Крохин Александр Львович учитель физической культуры МБОУ СОШ №3

Шахматы

Подготовил :

Крохин Александр Львович

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №3

« Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Они должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры...»  В.А.Сухомлинский

« Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Они должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры...»

В.А.Сухомлинский

Что такое шахматы ?

Что такое шахматы ?

  • .
Прародитель шахмат.

Прародитель шахмат.

  • Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Известно множество версий, объясняющих развитие шахмат и их распространение во всём мире — «индийская», «византийская» и др.
  • Согласно наиболее распространённой из них, первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры.
Распространение шахмат.

Распространение шахмат.

  • Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония).
  • Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку сложились правила, которые сегодня известны как «классические».
«Начинают игру белые фигуры» Начало игры.  Что такое ход? Ходом считается передвижение фигуры с одного поля на другое, если оно не занято своей фигурой. Если на этом поле оказывается фигура противника, то она снимается с доски, а на это место ставится фигура которая сходила. Ни одна из фигур ,кроме коня, не может перепрыгивать через фигуры – свои и фигуры противника. Если при своей очёреди хода дотронулся до фигуры, ты обязан ходить Существует такое правило «ТРОНУЛ - ХОДИ!»  оно должно соблюдаться строго.  Если хочешь поправить свои или чужие фигуры , нужно . предупредить ПАРТНЁРА. В таких случаях говорят «ПОПРАВЛЯЮ» Брать ход обратно нельзя.

«Начинают игру белые фигуры»

Начало игры.

Что такое ход?

Ходом считается передвижение фигуры с одного поля на другое, если оно не занято своей фигурой.

Если на этом поле оказывается фигура противника, то она снимается с доски, а на это место ставится фигура которая сходила.

Ни одна из фигур ,кроме коня, не может перепрыгивать через фигуры – свои и фигуры противника.

Если при своей очёреди хода дотронулся до фигуры, ты обязан ходить

Существует такое правило «ТРОНУЛ - ХОДИ!» оно должно соблюдаться строго.

Если хочешь поправить свои или чужие фигуры , нужно . предупредить ПАРТНЁРА. В таких случаях говорят «ПОПРАВЛЯЮ»

Брать ход обратно нельзя.

Шахматная доска. Перед началом игры доска располагается между партнёрами так, чтобы угловое поле справа от каждого шахматиста было белым. На доске 64 поля.(32 белых поля и 32 чёрных поля) У каждого игрока по 16 фигур. Горизонталь обозначается цифрами Вертикаль обозначается буквами (латинскими)     a 8   7 b   6   c     5 d       4   e             f 3       2 g               1   h                               8 a           7       b       6   c             d 5   4   e         3 f 2 g   1 h  

Шахматная доска.

  • Перед началом игры доска располагается между партнёрами так, чтобы угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.
  • На доске 64 поля.(32 белых поля и 32 чёрных поля)
  • У каждого игрока по 16 фигур.
  • Горизонталь обозначается цифрами
  • Вертикаль обозначается буквами (латинскими)

 

a

8

 

7

b

 

6

 

c

 

 

5

d

 

 

 

4

 

e

 

 

 

 

 

 

f

3

 

 

 

2

g

 

 

 

 

 

 

 

1

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

a

 

 

 

 

 

7

 

 

 

b

 

 

 

6

 

c

 

 

 

 

 

 

d

5

 

4

 

e

 

 

 

 

3

f

2

g

 

1

h

 

Шахматные фигуры. Кр Ф С К Л П .   Король   Ферзь   Слон   Конь   Ладья   Пешка  Игру ведут два партнёра, по очереди передвигая на доске 32 шахматные фигуры. У каждого из партнёров по 16 шахматных фигур. 8 – пешек 2 – ладьи 2 – коня 2 – слона 1 - ферзь 1 - король

Шахматные фигуры.

Кр

Ф

С

К

Л

П .

Король

Ферзь

Слон

Конь

Ладья

Пешка

Игру ведут два партнёра, по очереди передвигая на доске 32 шахматные фигуры.

У каждого из партнёров по 16 шахматных фигур.

8 – пешек

2 – ладьи

2 – коня

2 – слона

1 - ферзь

1 - король

Шахматные фигуры.   Пешка.

Шахматные фигуры. Пешка.

  • У каждого из соперников по 8 пешек
  • Пешки ходят только вперёд по вертикали на одну клетку (если она не занята своей или чужой фигурой)
  • Каждая пешка может один раз за всю игру пойти сразу на два поля вперёд.
  • Только пешка бьёт чужие фигуры не так, как ходит, а наискосок на одну клетку по диагонали.
  • Если пешка достигает последней горизонтали (белая - восьмую, черная - первую) , она тут же может превращаться в любую другую фигуру своего цвета, кроме короля.
  • Причём не важно, находится ли такая фигура на доске или выбыла из игры.
Пешка- её ход.   a 8 b 7   6   c     5     d         4 e       3   f       g   2           1     h                             a       8           7 b         c     6       5 d         4     e   f 3       g 2 1 h  

Пешка- её ход.

 

a

8

b

7

 

6

 

c

 

 

5

 

 

d

 

 

 

 

4

e

 

 

 

3

 

f

 

 

 

g

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a

 

 

 

8

 

 

 

 

 

7

b

 

 

 

 

c

 

 

6

 

 

 

5

d

 

 

 

 

4

 

 

e

 

f

3

 

 

 

g

2

1

h

 

Вот так ходит и бьёт пешка. На 1 и 8 поле она может превратится в любую другую фигуру.

Вот так ходит и бьёт пешка. На 1 и 8 поле она может превратится в любую другую фигуру.

Король .

Король .

  • Король -главная фигура на доске.
  • Может пойти на любое соседнее поле, если оно не занято своей фигурой.
  • Король может взять любую чужую фигуру, если она не защищена другой фигурой.
  • Короля не бьют, ему объявляют шах и мат.
  • Король, единственная фигура, которая не может встать рядом с королём противника, между ними всегда должно находиться одно свободное поле.
Король.   a 8 b   7 6 c     d     5       e 4     3           f       2   g     1         h                           8       a                 b     7     6     c   d         5 e       4 3 f     g   2 1 h   Король находясь на поле Кр f 3 может поочерёдно пойти на восемь разных полей. Со своего начального Кре8 места король может пойти поочерёдно на пять полей. С углового поля Кра8 может сделать поочерёдно на три поля. * Один раз во время игры каждый король (белый или чёрный) может сделать рокировку, при условии если он не покидал своё место.

Король.

 

a

8

b

 

7

6

c

 

 

d

 

 

5

 

 

 

e

4

 

 

3

 

 

 

 

 

f

 

 

 

2

 

g

 

 

1

 

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

 

 

b

 

 

7

 

 

6

 

 

c

 

d

 

 

 

 

5

e

 

 

 

4

3

f

 

 

g

 

2

1

h

 

  • Король находясь на поле Кр f 3 может поочерёдно пойти на восемь разных полей.
  • Со своего начального Кре8 места король может пойти поочерёдно на пять полей.
  • С углового поля Кра8 может сделать поочерёдно на три поля.

* Один раз во время игры каждый король (белый или чёрный) может сделать рокировку, при условии если он не покидал своё место.

Ладья.

Ладья.

  • Ладья ходит прямо на любое количество полей вперёд по горизонтали или вертикали.
  • Ладья не может перескакивать через фигуры.
  • Ладья бьёт так же , как и ходит.
  • Оценивается ладья в пять очков, т.к. в силе равна пяти пешкам.
Ладья.   8 a   b 7 6     c     d   5   4       e         3   f   g 2                         h 1                       a     8             b     7     6 c           5 d         e 4       3     f 2 g   1 h   *Со своего начального положения (Ла8) ладья может сходить по двум направлениям (горизонтали и вертикали)на любое свободное поле.

Ладья.

 

8

a

 

b

7

6

 

 

c

 

 

d

 

5

 

4

 

 

 

e

 

 

 

 

3

 

f

 

g

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a

 

 

8

 

 

 

 

 

 

b

 

 

7

 

 

6

c

 

 

 

 

 

5

d

 

 

 

 

e

4

 

 

 

3

 

 

f

2

g

 

1

h

 

*Со своего начального положения (Ла8) ладья может сходить по двум направлениям (горизонтали и вертикали)на любое свободное поле.

  • На середине поля (Л d5 ) ладья может пойти в четырёх направлениях (горизонтали и вертикали) на любое свободное поле.
  • Ладья единственная фигура, которая может один раз за игру рокироваться с королём, при условии если она не покидала свое место.
Слон

Слон

  • Слон ходит по диагонали на любое число полей, если они не заняты своими фигурами.
  • Каждый из игроков имеет по два слона .
  • Один слон называется «белопольный» он ходит только по белым диагоналям.
  • Второй слон называется «чернопольным» он ходит только по чёрным диагоналям.
  • Слон бьёт так же, как и ходит, он не может перескакивать через фигуры.
  • Оценивается слон в три очка, т.к. в силе равен трём пешкам.
Слон.   a 8   7 b     c 6     d   5   e 4               f 3       2       g           h     1                       8       a                   b   7     c 6               d 5   e 4     3 f     2 g   h 1   Чёрный слон с  поля С d5  может пойти в четырёх направлениях по белым диагоналям на любое число полей.  *С поля C а5 белый слон  может  сделать ходы в двух направлениях на любое число полей.

Слон.

 

a

8

 

7

b

 

 

c

6

 

 

d

 

5

 

e

4

 

 

 

 

 

 

 

f

3

 

 

 

2

 

 

 

g

 

 

 

 

 

h

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

b

 

7

 

 

c

6

 

 

 

 

 

 

 

d

5

 

e

4

 

 

3

f

 

 

2

g

 

h

1

 

  • Чёрный слон с поля С d5 может пойти в четырёх направлениях по белым диагоналям на любое число полей.

*С поля C а5 белый слон может сделать ходы в двух направлениях на любое число полей.

Ферзь

Ферзь

  • Ферзь самая сильная, могучая фигура.
  • Ферзь совмещает ходы слона и ладьи.
  • Ферзь ходит по горизонтали, вертикали и по диагонали, бьёт так же, как и ходит.
  • Может пойти на любое поле если оно не занято своими фигурами.
  • «Ферзь любит свой цвет» Это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета.
  • Оценивается ферзь в восемь очков, т.к. в силе равен восьми пешкам.
Ферзь.   a 8   7 b   c 6         d 5     e     4         3 f     g       2                   h 1                         8 a             b       7     c   6             5     d   4 e     f     3 g 2   h 1   *Ферзь с поля Фе4 может пойти в любом направлении, на любое число полей. * Ферзь с поля Фа1 может пойти в трёх направлених на любое число полей.

Ферзь.

 

a

8

 

7

b

 

c

6

 

 

 

 

d

5

 

 

e

 

 

4

 

 

 

 

3

f

 

 

g

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

a

 

 

 

 

 

 

b

 

 

 

7

 

 

c

 

6

 

 

 

 

 

 

5

 

 

d

 

4

e

 

 

f

 

 

3

g

2

 

h

1

 

*Ферзь с поля Фе4 может пойти в любом направлении, на любое число полей.

* Ферзь с поля Фа1 может пойти в трёх направлених на любое число полей.

Конь.

Конь.

  • Конь единственная фигура, способная перепрыгивать через все фигуры; и свои и противника.
  • Конь ходит буквой «Г», он всегда ходит с белого поля на чёрное или наоборот с чёрного на белое.
  • Конь бьёт так же, как и ходит.
  • Оценивается конь в три очка, т.к. по силе равен трём пешкам.
Конь   8 a   b 7   c   6     d 5   e         4           3 f   2   g                     h   1                       8   a               7         b c     6           d   5     4 e     3     f g 2   1 h  

Конь

 

8

a

 

b

7

 

c

 

6

 

 

d

5

 

e

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

f

 

2

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

a

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

b

c

 

 

6

 

 

 

 

 

d

 

5

 

 

4

e

 

 

3

 

 

f

g

2

 

1

h

 

  • Конь с белого поля Ке8 может пойти на четыре поля чёрного цвета.
  • Конь с белого поля К d3 может пойти на восемь полей чёрного цвета.
Правила и условия рокировки.

Правила и условия рокировки.

  • Во время партии каждый из игроков может сделать один раз рокировку.
  • Рокировка разрешается если ни король, ни ладьи не трогались со своего места.
  • Если между королём и ладьями нет ни своих, ни неприятельских фигур.
  • После рокировки король не должен попадать под шах от любой фигуры или пешки
  • Король во время рокировки не находится под шахом.
  • При рокировке король не должен переходить, перескакивать поле, атакованное неприятельской фигурой или пешкой
Рокировка

Рокировка

Рокировка не возможна: Белый и чёрный короли не могут рокироваться ни в какую сторону . Белый король не может рокироваться --- - Поле f1 атаковано черным ферзём. -вторая ладья делала ход с поля а1 на поле b1 Чёрный король не может рокироваться---

Рокировка не возможна:

Белый и чёрный короли не могут рокироваться ни в какую сторону .

Белый король не может рокироваться ---

- Поле f1 атаковано черным ферзём.

-вторая ладья делала ход с поля а1 на поле b1

Чёрный король не может рокироваться---

  • Поле b 8 атаковано белым слоном.
  • - между королём и ладьёй стоит своя фигура конь.
Начало международных соревнований.

Начало международных соревнований.

  • С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку.
  • В 1575 году в Мадриде при дворе короля Филиппа II был проведён первый международный шахматный турнир, в котором двум итальянским шахматистам противостояли два лучших шахматиста Испании.
  • В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран.
  • В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с 1821-го) и турниры (с 1851-го).
Ч Е М П И О Н Ы  М И Р А

Ч

Е

М

П

И

О

Н

Ы

М

И

Р

А

Великие русские шахматисты

Великие русские шахматисты

  • Александр Алехин  (1892-1946) - русский шахматист, четвертый чемпион мира по шахматам с 1927 года (после победы над Хосе Раулем Капабланкой) по 1935 год и с 1937 года (после победы над Максом Эйве) по 1946 год. В 1921 году эмигрировал во Францию. Алехин - представитель русской шахматной школы Александра Петрова и Михаила Чигорина.
Анатолий Карпов  (1951) - 12-й чемпион мира по шахматам, международный мастер (1969), международный гроссмейстер (1970). Заслуженный мастер спорта СССР (1974). Чемпион СССР в 1976, 1983 и 1988 годах, в 1988 году - вместе с Гарри Каспаровым. В 1975 году FIDE объявила Анатолия Карпова чемпионом мира по шахматам после отказа от матча действующего чемпиона мира Роберта Фишера. Карпов оказался единственным в истории чемпионом мира, который не только получил звание, не играя в матче или турнире на первенство мира, но и вообще не сыграл с предыдущим чемпионом ни одной партии.
  • Анатолий Карпов  (1951) - 12-й чемпион мира по шахматам, международный мастер (1969), международный гроссмейстер (1970). Заслуженный мастер спорта СССР (1974). Чемпион СССР в 1976, 1983 и 1988 годах, в 1988 году - вместе с Гарри Каспаровым.
  • В 1975 году FIDE объявила Анатолия Карпова чемпионом мира по шахматам после отказа от матча действующего чемпиона мира Роберта Фишера. Карпов оказался единственным в истории чемпионом мира, который не только получил звание, не играя в матче или турнире на первенство мира, но и вообще не сыграл с предыдущим чемпионом ни одной партии.
Гарри Каспаров  (1963) - советский и российский шахматист, политик. Международный гроссмейстер (1980), заслуженный мастер спорта СССР (1985), чемпион мира среди юношей (1980), чемпион СССР (1981, 1988), чемпион России (2004). 13-й в истории шахмат чемпион мира (1985-1993, в матче на первенство мира обыграл Анатолия Карпова). В 1993 году Каспаров организовал альтернативную FIDE организацию - Профессиональную шахматную ассоциацию.
  • Гарри Каспаров  (1963) - советский и российский шахматист, политик. Международный гроссмейстер (1980), заслуженный мастер спорта СССР (1985), чемпион мира среди юношей (1980), чемпион СССР (1981, 1988), чемпион России (2004). 13-й в истории шахмат чемпион мира (1985-1993, в матче на первенство мира обыграл Анатолия Карпова).
  • В 1993 году Каспаров организовал альтернативную FIDE организацию - Профессиональную шахматную ассоциацию.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Основы игры в шахматы

Автор: Крохин Александр Львович

Дата: 24.12.2019

Номер свидетельства: 533468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "внеурочная деятельность рабочая программа шахматы 1 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_rabochaia_proghramma_shakhmaty_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354013"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477955791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_shakhmat"
    ["file_id"] => string(6) "563120"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605094999"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок решения задач из раздела основы логики по теме "Таблицы истинности" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-rieshieniia-zadach-iz-razdiela-osnovy-loghiki-po-tiemie-tablitsy-istinnosti"
    ["file_id"] => string(6) "109378"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404451735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Сценарий спортивного праздника "Укрепляем тело -развиваем ум" "
    ["seo_title"] => string(66) "stsienarii-sportivnogho-prazdnika-ukriepliaiem-tielo-razvivaiem-um"
    ["file_id"] => string(6) "131861"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416239905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства