kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени.

Данный курс шахмат предназначен для обучения детей от 6 до 11 лет. Обучащиеся получат основы шахматных знаний, необходимых для успешного ведения игры, и познакомятся с историей возникновения и развития шахмат.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зерносовхозская средняя школа имени М.Н. Костина п. Новоселки» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области».



ПРИНЯТО

заседании Педагогического

совета МБОУ «Зерносовхозская

СШ имени М.Н. Костина п. Новоселки»

(протокол от «25» мая 2020 г. №13 )




Утверждаю

И.о. директор МБОУ

«Зерносовхозская СШ

имени М.Н. Костина п. Новоселки»

____________И.В. Первов



02 июня 2020 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

 ПРОГРАММА

«Шахматы для начинающих»

Направленность: физкультурно-спортивная.

Уровень программы: базовый.

Возраст обучающихся: 6-11 лет

Срок реализации: 2 года

Объем программы: 131 час, в т.ч.

I модуль – 34 часа

II модуль – 31 час

III модуль – 34 часа

IV модуль – 32 часа

Автор-составитель: Имуллина Ирина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Новоселки 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

    1. Пояснительная записка

    2. Цель и задачи программы

    3. Содержание программы

    4. Планируемые результаты

2.Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1.Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3.Формы аттестации(контроля)

2.4.Оценочные материалы

2.5.Методические материалы

3. Список литературы


















1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

    1. Пояснительная записка


«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.

Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в

человеческой жизни, требуются в этой игре и

укрепляются настолько, что становятся привычкой,

которая полезна во многих случаях жизни…»

Бенджамин Франклин.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы для начинающих» физкультурно-спортивной направленности является неотъемлемой частью образовательной программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зерносовхозская Средняя общеобразовательная школа имени М.Н. Костина п. Новоселки» и дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей и образовательных потребностей, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Статья75. Дополнительное образование детей и взрослых

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660)

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени.

Данный курс шахмат предназначен для обучения детей от 6 до 11 лет. Обучащиеся получат основы шахматных знаний, необходимых для успешного ведения игры, и познакомятся с историей возникновения и развития шахмат. Программа направлена на всестороннее развитие личности, расширение круга общения обучающихся, реализацию способностей детей и построена на основании выводов ведущих педагогов-психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина о возможностях развивающего обучения, которое стимулирует развитие разносторонних интересов и потребности в обучении.

Известно, что шахматы – это не только игра. Они помогают научиться управлять своим поведением, воспитывают самокритичность, организованность, чувство коллективизма, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, положительно влияют на развитие и совершенствование психических процессов и таких качеств, как память, внимание, восприятие, пространственное воображение, логическое мышление.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, воспитанники приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Шахматы могут оказать благоприятное влияние и на общее развитие детей. Безусловно, существует положительная развивающая связь шахмат со школьными предметами, прежде всего с математикой, геометрией, историей, географией, русским и иностранными языками. Например, с такими понятиями, как «центр», «квадрат», «треугольник», «горизонталь» и другими обучающиеся познакомятся на уроках шахмат раньше, чем на уроках геометрии. Сама шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет обучающемуся решать математические задачи любой сложности.

Шахматное образование включает в себя знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала обучающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера и повышение уровня общей образованности детей. Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана.

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.

Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Особенность программы в том, что большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций педагогом. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

• Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

• Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

• Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

• Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

• Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Адресат программы

Программа рассчитана на всех желающих детей в возрасте 6-11 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов необходимых для освоения программы -131 час. В первый год объем программы составит 65 часов, во второй – 66 часов.

Наполняемость учебных групп: не более 15 человек. Состав группы постоянный.

Режим занятий: Общее количество часов обучения по данной программе-131. Обучающиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) до 2 часов в неделю (продолжительность занятия 45 минут).

Уровень освоения содержания образования: базовый.

Форма обучения: очная, дистанционная.

Группы формируются по возрастным категориям.

Группа

Год обучения

Возраст

Количество детей

Начинающие

1 год обучения

6-9 лет

до 15 человек

Продолжающие

2 год обучения

7-11 лет

до 15 человек

Для лучшего усвоения материала занятия могут проводиться как по группам, так и по подгруппам.

1.  Групповые занятия.

- рассказ: теоретические вопросы объясняет педагог;

-тактика: закрепление пройденного материала детьми в игровой форме.

2. Занятия по подгруппам.

Проводится разбор только что сыгранной партии, при этом остальные обучающиеся еще продолжают игру.

3. Индивидуальная работа.

- работа с заданиями по тактике;

- работа с дебютными справочниками;

- работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);

- тренировочные партии с преподавателем;

- разбор сыгранной партии.

Формы работы. Процесс обучения заключается в комплексном освоении теоретического и практического материала. Для более глубокого усвоения теоретической части проводятся практические занятия, соревнования, индивидуальное изучение материалов.

Таким образом, программа предусматривает 3 основные формы занятий:

- комплексное занятие,

- практическое занятие,

- участие в турнирах.

Комплексные занятия состоят из повторения пройденного материала, изучения нового теоретического материала и закрепления его практикой. Например, после изучения темы «пешка» дети играют одними пешками; после изучения темы связка и рассмотрения учебных примеров они решают примеры на связку; после изучения определенного дебюта – разыгрывают и играют партии этим началом.

Практические занятия не содержат изучение нового материала и целиком посвящены практике в игровой форме, которые могут проходить как под руководством педагога, так и при самостоятельном выполнении поставленных задач.

  1. Тренировочные партии или турниры.

  2. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля.

  3. Сеансы одновременной игры против тренера или других более сильных шахматистов.

  4. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента: соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.

  5. Шахматные партии с консультацией: одна группа обучающихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода.



1.2. Цели и задачи программы

Используя богатые игровые ресурсы шахмат, на первый план выдвигаются следующие цели:

- организовать полноценный досуг обучающихся через обучение игре в шахматы;

- заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представления об окружающем мире;

- развить личность ребенка и его творческие способности;

- приобщить школьников к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач.

Обучающие:

- научить детей играть в шахматы;

- дать обучающимся теоретические и практические знания по шахматной игре;

- узнать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;

- способствовать овладению ребятами основ шахматной теории, тактики и техникой расчета вариантов;

- способствовать развитию познавательной самостоятельности и научить работе с шахматной литературой;

- изучение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших условиях.

Воспитывающие:

- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;

- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное;

- планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

- научить уважать соперника.

Развивающие:

- развивать образное и ассоциативное мышление;

- обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;

- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

 - ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире;

- организация полноценного досуга обучающихся через обучение игре в шахматы;

- развивать способность к самооценке и самоконтролю;

- расширить кругозор ребенка.

Основными разделами курса на каждом году обучения являются темы: дебют, эндшпиль, тактика, стратегия, история и решение задач. В первый год изучаются правила игры в шахматы, темы по матованию одинокого короля и пешечный эндшпиль. А также закладываются и создаются основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного мышления.

На втором году обучения происходит первичное ознакомление с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира. Продолжается изучение эндшпиля и решение задач.

При обучении шахматам их знания должны пополняться и элементарными сведениями исторического характера. В курсе не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории формируют и развивают у младших школьников навык чтения.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих прочное усвоение знаний и овладение навыками, является проверка и оценка. Основными видами проверочных работ по курсу шахмат являются: домашние задания, опрос, конкурсы решения задач, практические игры и игра «Угадай-ка».


1.3. Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Названия разделов

Количество часов

Форма контроля

 

 

Всего

Теория

Практика

1 год

Модуль 1

1

Вводное занятие.

1

1

0


2

Правила.  Доска и ходы фигур.

4

2

2

Наблюдение

3

Запись ходов и партии.

3

1

2

Наблюдение

4

Цель игры. Взятия фигур.

5

2

3

Наблюдение

5

Матование одинокого короля.

15

4

11

Наблюдение

6

Пешечные окончания.

6

3

3

Наблюдение


Итого 1 модуль

34

13

21


Модуль 2

7

Пешечные окончания.

4

2

2

Наблюдение

8

Тактика.

6

3

3

Наблюдение

9

Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.

6

3

3

Наблюдение

10

Тренировочные партии.

5

1

4

Наблюдение

11

Турнир.

10

0

10

Наблюдение, оценка


Итого модуль 2

31

9

22



Всего 1 год обучения

65

22

43


2 год

Модуль 3

1

Исторические сведения.

1

1

 


2

Мат в 1 ход.

5

2

3

Наблюдение

3

Мат в 2 хода.

5

2

3

Наблюдение

4

Дебют. Рокировка.

5

2

3

Наблюдение

5

Пешечные окончания.

5

2

3

Наблюдение

6

Двойной удар с шахом.

9

2

7

Наблюдение

7

Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит.

4

1

3

Наблюдение


Итого модуль 3

34

12

22


Модуль 4

8

Решение задач и обучающие игры.

9

2

7

Наблюдение

9

Сеансы одновременной игры.

3

 0

3

Наблюдение

10

Тренировочные и консультативные партии.

7

7

Обсуждение

11

Разбор партий.

3

3

0

Обсуждение

12

Турниры с укороченным временем.

10

 0

10

Наблюдение, оценка


Итого модуль 3

32

5

27


 

Всего 2 год обучения

66

17

49


Содержание

Первый год. Модуль 1.

  1. Вводное занятие. История возникновении шахмат.

  2. Правила. Шахматная доска. Горизонтали, вертикали, центр-горка, край и угол. Фигуры и пешки. Ходы фигур. Расстановка фигур в начальной позиции.

  3. Обозначение полей шахматной доски. Разделение шахматной доски. Запись шахматной партии (шахматная нотация). Морской бой.

  4. Цель игры – победа в партии. Взятия фигур и пешек. Размен. Жертва. Комбинация с жертвой. Пути достижения победы. Ничья.

  5. Король – самая важная шахматная фигура. Как ходит король. Король против короля. Оппозиция. Матование одинокого короля. Ладья. Мат ладьей. Решение задач на линейный мат. Пат. Мат ферзем. Слон. Мат двумя ладьями. Ладья против слона. Ферзь против ладьи. Ферзь против двух ладей. Конь. Чем опасен конь. В чем слабость коня. Мат конем. Закрепление материала и контроль успеваемости.

  6. Пешки: ходы, взятия, удары, превращение. Функции пешки. Сильные и слабые пешки.  Король и пешка против одинокого короля. Правило квадрата.  Король и две пешки против одинокого короля. Пешка против пешки. Пешка против различных фигур (исключения из правил). Пешечный прорыв. Пешка, поддержанная легкой фигурой. Закрепление материала и контроль успеваемости.

Модуль 2


  1. Пешки. Минусы лишней пешки. Превращение пешки в фигуру. Закрепление материала и контроль успеваемости.

  2. Тактика. Советы и примеры из практики. Двойной удар. Завлечение и отвлечение. Сила и ценность шахматных фигур. Закрепление материала и контроль успеваемости.

  3. Дебют. Законы и заповеди дебюта. Детский мат. Правила развития фигур. Миттельшпиль. Эндшпиль. Закрепление материала и контроль успеваемости.

  4. Тренировочные партии. Этика поведения во время партии. Игра команда на команду. Поиск совместных решений.

  5. Закрепление материала и турнир.

Второй год. Модуль 3.

  1. Исторические сведения. Быстрые и медленные шахматы. Чемпионы мира.

  2. Мат в один ход. Выбор фигуры. «Спертый» мат. Диагональный мат. Горизонтальный (вертикальный) мат. «Эполетный» мат.

  3. Мат в два хода. Взятие. Перекрытие. Блокировка. Связывание.

  4. Дебют. Как нельзя играть в дебюте. Рокировка. Использование слабостей позиции соперника после проведения рокировки. Двойной шах. «Спертый» мат. Выигрыш материала. Общие принципы игры в дебюте.

  5. Пешечные окончания. Повторение. Правило квадрата пешки. Сохранение оппозиции. Типичные ошибки.

  6. Двойной удар с шахом. Коневая вилка. Двойной удар по диагонали. Двойной удар по вертикали (горизонтали). Двойной удар по двум диагоналям. Мнимая защита связанной фигуры.

  7. Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит.

Модуль 4.

  1. Решение задач и обучающие игры.

  2. Сеансы одновременной игры.

  3. Тренировочные и консультативные партии.

  4. Разбор партий.

  5. Турниры с укороченным контролем времени.

Игры в турнирах – 20 часов.


1.4.Планируемые результаты

Личностные результаты:

Устойчивый интерес к игре в шахматы.

Сформированность навыков сотрудничества, культуры межличностных отношений.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Развитие пространственного логического мышления.

Высокая активность в умении задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников, исправлять их.

Проявление самостоятельности в процессе поиска решения поставленных задач.

Метапредметные результаты:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Сформированность умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникшие ситуации и делать выводы.

Предметные результаты:

1 года обучения обучающиеся должны знать:

- шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др.;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка;

- ходы: шах и рокировка, нападение, взятие, в том числе и взятие на проходе;

- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

- цель игры: мат, пат, ничья;

- приемы и способы матования одинокого короля;

- определенные первичные знания по пешечным окончаниям.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

- правильно называть фигуры, поля и расставлять фигуры на доске;

- правильно размещать доску и расставлять фигуры на ней;

- играть на турнирах без нарушения правил.

Обучающие игры: «морской бой», «скачем на коне», «до первого шаха» (из начального положения), «двухходовка» и другие.

Шахматные игры: «дай пять шахов», угадай-ка.

2 года обучения обучающиеся должны знать:

- некоторые исторические сведения о чемпионах мира по шахматам;

- некоторые гамбиты и дебюты;

- приемы и способы решения задач;

- простейшие тактические удары;

- правила укороченной игры на время.

К концу 2 учебного года обучающиеся должны уметь:

- записывать шахматную партию до 20-го хода;

- решать задачи на мат в 1 ход,

- проводить рокировку,

- ставить мат в 2 хода;

- видеть тактические удары.











2.Комплекс организационно-педагогических условий


2.1.Календарный учебный график

Реализация программы .I модуль-1 четверть- 2 четверть 2020- 2021 учебгого года, II модуль 3 -4 четверть 2020-2021 уч. года. III модуль-1 четверть- 2 четверть 2021- 2022 учебгого года, IV модуль 3 -4 четверть 2021-2022 уч. года. В период летних каникул (с 01 июня 2020 года по 31 августа 2020 года и с 01 июня 2021 года по 31 августа 2021 программа не реализуется).

Первый год обучения



занятия п/п

Дата

план

 

Дата

факт

Тема занятия

 

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

Модуль I

Сентябрь

1

05.09


Вводное занятие.

1

групповая

Наблюдение

2-5

07.09

12.09

14.09

19.09


Правила.  Доска и ходы фигур.

4

групповая

Наблюдение

6-8

21.09

26.09

28.09


Запись ходов и партии.

3

групповая

Наблюдение




Всего:

8



Октябрь

9-13

03.10

05.10

10.10

12.10 17.10


Цель игры. Взятия фигур.

5

групповая

Наблюдение

14-17

19.10

24.10

26.10

31.10


Матование одинокого короля.

4

групповая

Наблюдение




Всего:

9



Ноябрь

18-26

02.11

07.11

09.11

14.11

16.11

21.11

23.11

28.11

30.11


Матование одинокого короля.

9

групповая

Наблюдение




Всего:

9



Декабрь

27-28

05.12

07.12


Матование одинокого короля.

2

групповая

Наблюдение

29-34

12.12

14.12

19.12

21.12

26.12

28.12


Пешечные окончания.

6

групповая

Наблюдение




Всего:

8






Итого модуль I

34



Модуль II

Январь

35-38

09.01

11.01

16.01

18.01


Пешечные окончания.

4

групповая

Наблюдение

39-41

23.01

25.01

30.01


Тактика.

3

групповая

Наблюдение




Всего:

7



Февраль

42-44

01.02

06.02

08.02


Тактика.

3

групповая

Наблюдение

45-49

13.02

15.02

20.02

22.02

27.02


Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.

5

групповая

Наблюдение




Всего:

8



Март

50

01.03


Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.

1

групповая

Наблюдение

51-55

06.03

13.03

15.03 20.03

22.03


Тренировочные партии.

5

групповая

Наблюдение

56-57

27.03

29.03


Турнир.

2

групповая

Наблюдение, оценка




Всего:

8



Апрель

58-65

03.04

05.04

10.04

12.04

17.04

19.04

24.04

26.04


Турнир.

8

групповая

Наблюдение, оценка




Всего:

8






Итого модуль II

31






Итого:

65





Второй год обучения.

п/п

Дата

план

Дата

факт

Названия разделов

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

Модуль Ш

Сентябрь

1

04.09


Исторические сведения.

1

групповая

Наблюдение

2-6

06.09

11.09.

13.09

18.09

20.09


Мат в 1 ход.

5

групповая

Наблюдение

7-8

25.09

27.09


Мат в 2 хода.

2

групповая

Наблюдение




Всего:

8



Октябрь

9-11

02.10

04.10

09.10


Мат в 2 хода.

3

групповая

Наблюдение

12-16

11.10

16.10

18.10

23.10

25.10


Дебют. Рокировка.

5

 групповая

Наблюдение

17

30.10


Пешечные окончания.

1

групповая

Наблюдение




Всего:

9



Ноябрь

18-21

01.11

06.11

08.11

13.11


Пешечные окончания.

4

групповая

Наблюдение

22-26

 15.11

20.11

22.11

27.11

29.11


Двойной удар с шахом.

5

групповая

Наблюдение




Всего:

9



Декабрь

27-30

04.12

06.12

11.12

13.12


Двойной удар с шахом.

4

групповая

Наблюдение

31-34

18.12

20.12

25.12

27.12


Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит.

4

групповая

Наблюдение




Всего:

8






Итого модуль Ш

34



Модуль IV

Январь

35-41

10.01

15.01

17.01

22.01

24.01

29.01

31.01


Решение задач и обучающие игры.

7

групповая

Наблюдение




Всего:

7



Февраль

42-43

05.02

 07.02


Решение задач и обучающие игры.

2

групповая

Наблюдение

44-46

 12.02

14.02

19.02


Сеансы одновременной игры.

3

групповая

Наблюдение

47-49

 21.02

26.02

28.02


Тренировочные и консультативные партии.

3

групповая

Наблюдение




Всего:

8



Март

50-53

05.03

07.03

12.03

14.03


Тренировочные и консультативные партии.

4

групповая

Наблюдение

54-56

19.03

21.03

26.03


Разбор партий.

3

групповая

Наблюдение

57

28.03


Турниры с укороченным контролем времени.

1

групповая

Наблюдение, оценка




Всего:

8



Апрель

58-66

02.04

04.04

09.04

11.04

16.04

18.04

23.04

25.04

30.04


Турниры с укороченным контролем времени.

9

групповая

Наблюдение, оценка




Всего:

9






Итого модуль IV

32




 


Итого:

66




2.2.Условия реализации программы

Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп обучающихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, а также квалификация педагога и соответствующий уровень материально-технического обеспечения.

Место и оборудование для занятий

- светлое помещение площадью 40 кв. м с большими окнами,

- наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,

- удобные столы и стулья,

- школьная доска для записей учителя,

- шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков,

- демонстрационная шахматная доска,

- шахматы и доски,

- шахматные часы.

Для занятий от преподавателя требуются:

- библиотека необходимой литературы, шахматные справочники и книги,

- наглядная агитация,

- бланки для записи партий,

- турнирные таблицы.

Для реализации программы от обучающегося необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

- чистая тетрадь в клеточку,

- блокноты шахматиста для записи партий,

- ручка, карандаш,

- шахматы (для домашних самостоятельных занятий).

Кадровое обеспечение:

Педагог, занятый в реализации программы, должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №298-н.


2.3.Формы аттестации (контроля)


В процессе практической работы используются следующие способы отслеживания результатов:

- просмотр и исправление ошибок педагогом,

- оценка качества выполненного задания,

- участие и занятые места в турнирах.

Оценка деятельности

- похвала и поощрение – положительные вербальные подкрепления способствуют выработке интереса к шахматам в целом;

- личные и командные турниры и соревнования являются ведущим способом оценки спортивной деятельности как таковой.

Методы диагностики

результатов на разных этапах изучения программы

Поскольку шахматы по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определенным результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности и освоения материала является успешная игра.

Методы диагностики результатов:

- разбор партий обучающихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры);

- зачеты по эндшпильной технике;

- турниры по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям;

- конкурс «угадай ход».

На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей

- правилам игры,

- элементарной технике реализации перевеса.

В первом случае объясняются правила игры, во втором – алгоритмы выигрыша в эндшпилях.

В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим для изучения более сложных вопросов. Во время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные способности позиции, что не позволяет играть по жесткой схеме.

Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, но их конкретная реализация является объектом творчества обучающегося. Основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся должен овладеть тактическим арсеналом шахмат.

Происходит формирование следующего алгоритма мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчет – ход.

Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении детьми дебютов и основ позиционной игры, особенно – типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является научно-поисковый. Практика показывает, что наиболее эффективным изучение дебютной теории становится в том случае, если большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. Естественно, что сразу добиться этого невозможно. Проведение тематических турниров по различным дебютам и разбор партий позволяют научить школьника основным способам изучения начала шахматной партии.

И, наконец, метод проблемного обучения используется на всех этапах программы, особенно при рассмотрении различий между отдельными школами игры. Дело в том, что, с точки зрения разных направлений шахматной мысли, один и тот же ход, план, дебютная система могут быть одновременно правильными и неправильными, хорошими и плохими. Разбор партий мастеров различных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, отказаться от ложных ценностей, порой, переступить через себя и понять, что незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей.

Методы коррекции

Учитывая, что становление ряда личностных характеристик ребенка происходит в спортивных шахматных состязаниях, за основу метода коррекции было принято формирование у воспитанника адекватного отношения к поражению. Ведь проигранная партия может восприниматься юным шахматистом по-разному в зависимости от ситуации и вызывать различную реакцию.

Методы коррекции обучения шахматной игре придуманы уже давно, удачно опробованы и представлены в таблице.

Ситуации

Методы коррекции

1. Ребенок нерешителен, подолгу думает над ходом, боясь допустить ошибку, и, как следствие, попадает в цейтнот.

Воспитанник играет тренировочные партии, в которых тренер обращает внимание не на результат, а на время, затраченное на обдумывание хода.

2. Юный шахматист играет слишком осторожно и пассивно.

Обучающемуся дается возможность сыграть в турнире с более слабыми соперниками (при этом результаты турнира не будут иметь для ребенка отрицательных последствий даже при большом числе поражений).

3. Обучающийся допускает грубые ошибки от переутомления в конце игры.

Вместе с воспитанником вырабатывается соответствующий его возможностям ритм игры. Обозначается возможное время для отдыха во время партии (например, когда над ходом думает соперник).

Естественно, эта таблица не может, да и не должна рассматривать все возможные проблемы детей. Она просто характеризует метод принижения роли спорта в шахматах (пусть в ущерб качеству игры на каком-то этапе) для выработки новых качеств в ребенке, которые потом обеспечат его шахматный рост и создание более комфортных условий для занятий.


2.4.Оценочные материалы

Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:

Информационная карта социально-психологического развития обучающихся и освоения ими образовательной программ

Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»

Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»

«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)


2.5.Методические материалы

Программа предполагает использование следующих методик обучения:

- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому обучающемуся);

- методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории, техники и приемов в шахматах);

- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей обучающихся).

Основываясь на принципах систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, можно выделить следующие методы обучения:

- словесный – беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, лекция;

- наглядный – позволяет использовать разнообразные дидактические материалы (карточки с задачами, демонстрация на магнитной доске);

- игровой – предусматривает создание игровой ситуации на уроке и ее разрешение.















3.Список литературы

Для обучающихся

  1. Д. Давлетов, В. Костров, «Шахматы для детей и родителей», СПб, «Книжный мир», 1996 г.

  2. В. Костров, Н. Яковлев, «Шахматы для детей и родителей», СПб, 1997 г. Для шахматистов 2-3 разряда.

  3. В. Костров, Рожков, «100 шахматных заданий (мат в 1 ход)», СПб, 1996 г.

  4. В. Костров, Рожков, «100 шахматных заданий (мат в 2 хода)», Спб, 1997 г.

  5. Д.Давлетов, В. Костров, «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей», СПб, «Ювента», 2001 г.

  6. Д. Давлетов, В. Костров, «626 шахматных задач. Решебник», СПб, «Литера», 2003 г.

  7. Д.Давлетов, В. Костров, «Уроки шахмат», М., «Астрель», 2006 г.

  8. В. Барский, «Карвин в Шахматном лесу», М., ООО «Дайв», 2008 г.

Для педагога

  1. Алехин А.А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991.

  2. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-4-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1969.

  3. В. Костров, «Занимательные шахматы. Нескучный учебник.», СПб, «Тригон», 1997.

  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.

  5. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 2-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1971.

  6. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры, - Минск: МП Бесядзь, 1997.

  7. Котов А.А. Шахматное наследие Алехина. – М,: ФиС, 1982.

  8. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М,, 1980.

  9. Лисицин Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1953.

  10. Нейштадт Я.И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.

  11. Портиш Л., Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979.

  12. Теория и практика  шахматной игры. Под ред. Я.Б.Эстрина. – М.:  Высшая школа, 1984.


Список Интернет-ресурсов

 

1.   window.edu.ru  «Школа шахмат»

 

2.   window.edu.ru  «Учимся играть в шахматы»

 

3.   window.edu.ru  «Развиваем интеллект»

 

4.   window.edu.ru  «Научится играть в шахматы самостоятельно»

 

5.   window.edu.ru  «Общая психология»

 

6.   window.edu.ru  «Возрастная психология»

 

7.    window.edu.ru   «Педагогическая психология»

 

8.    window.edu.ru  «Теория физической культуры и спорта»

 



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Имуллина Ирина Сергеевна

Дата: 11.11.2020

Номер свидетельства: 563120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства