Урок решения задач из раздела основы логики по теме "Таблицы истинности"
Урок решения задач из раздела основы логики по теме "Таблицы истинности"
Урок решения задач раздела «Основы логики»
Тема: «Таблицы истинности».
Цели: закрепить понятия логическое высказывание, логические операции; закрепить полученные знания, умения, навыки при составлении таблиц истинности.
Ход урока:
І. Постановка целей урока
1. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и умения, которые вы получили, изучая раздел «Основы логики».
- Сейчас я вам вручу конверты с заданиями, которые понадобятся вам при работе на сегодняшнем уроке.
- На конверте приклеены знакомые вам карточки, оцените своё настроение…
ІІ. Проверка домашнего задания
- Достаньте из конверта карточку № 1. Выполните задания на карточках.
- Вложите в конверт карточки с решёнными заданиями.
- А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, а поможет нам в этом деревянная шкатулка вопросов. Вы по очереди передаёте шкатулку, достаете бумажку с вопросом, зачитываете его и вписываете правильный ответ, если вы не знаете ответа, то слово передаётся любому желающему.
По горизонтали:
1. Наука, изучающая законы и формы мышления.
3.Логическое равенство.
7. Логическое сложение.
9. Логическое следование.
5. Константа, которая обозначается «1».
6. Константа, которая обозначается «0».
12. Простое высказывание, содержащее только одну простую мысль и обозначаемое A,B,C,D…
13. Форма нахождения значения логического выражения.
По вертикали:
2. Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается.
4. Простейшее устройство, на входы, которых поступают начальные данные, а на выходе получается результат некоторой логической операции.
8. Сложное высказывание, обозначаемое как F(A,B,…)
- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
- Достаньте из конверта карточку №2. Время, отведённое на тест 5 мин. Время пошло…
ІІІ. Решение задач
- Сейчас я предлагаю вам немного размяться и принять участие в «логической эстафете». Разделитесь на две команды в зависимости от того, какого цвета у вас в конверте карточка №3 (жёлтые на один ряд, зелёные на другой). На карточке каждой команде предложены логические выражения, решение которых необходимо записать в виде таблиц истинности. На карточках также даны инструкции по выполнению заданий.
Давайте перед началом работы вспомним порядок составления таблиц истинности:
Для составления таблицы необходимо:
1. Выяснить количество строк в таблице.
2. Выяснить количество столбцов = количество переменных + количество логических операций.
3. Установить, последовательность выполнения логических операций.
4. Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные набору значений исходных логических переменных.
5. Заполнить таблицу истинности по столбцам.
IV. Работа в группах.
Инструкция по выполнению заданий.
1-ый участник команды определяет количество строк и столбцов таблицы;
2-ой участник рисует таблицу;
3-ий участник устанавливает последовательность выполнения логических операций;
4-ый участник записывает названия столбцов;
5-ый участник указывает возможные наборы значений исходных переменных;
Участники заполняют таблицу истинности по столбцам.
А затем по очереди заполняем таблицу.
Задание для «жёлтой» команды:
Задание для «зелёной» команды:
Победителем эстафеты становится та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.
После выполнения задания команда противника проверяет полученные результаты.
V. Выполнение самостоятельной работы (оформление в тетради):
- Достаньте из конверта карточку № 4.
VI. Подведение итогов урока.
Оценивание учащихся, отличившихся на уроке.
Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
Уровень знания и понимания: подготовиться к предстоящей контрольной работе.
Уровень применения:
Задача. Кто из ребят играет в шахматы, если известно, что:
1)если играет Андрей или Виктор, то Сергей не играет;
2)если Виктор не играет, то играют Сергей и Дмитрий;
3) Сергей играет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок решения задач из раздела основы логики по теме "Таблицы истинности" »
Урок решения задач раздела «Основы логики»
Тема: «Таблицы истинности».
Цели: закрепить понятия логическое высказывание, логические операции; закрепить полученные знания, умения, навыки при составлении таблиц истинности.
Ход урока:
І. Постановка целей урока
1. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и умения, которые вы получили, изучая раздел «Основы логики».
- Сейчас я вам вручу конверты с заданиями, которые понадобятся вам при работе на сегодняшнем уроке.
- На конверте приклеены знакомые вам карточки, оцените своё настроение…
ІІ. Проверка домашнего задания
- Достаньте из конверта карточку № 1. Выполните задания на карточках.
Карточка №1.
Вариант 1
Упростите логические выражения:
1) ;
2) .
Вариант 2
Упростите логические выражения:
1)
2)
Запишите следующие высказывания в виде логических выражений:
1. «Я поеду в деревню к бабушке и, если встречу там друзей, то интересно проведу время».
2. «Неверно, что если солнце светит, то ветер дует только тогда, когда идёт дождь».
Запишите следующие высказывания в виде логических выражений:
1. «На уроке информатики старшеклассники отвечали на вопросы учителя и выполняли практическую работу».
2. «Если учитель на уроке рассказывает интересно, то Маша не будет смотреть в окно».
- Вложите в конверт карточки с решёнными заданиями.
- А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, а поможет нам в этом деревянная шкатулка вопросов. Вы по очереди передаёте шкатулку, достаете бумажку с вопросом, зачитываете его и вписываете правильный ответ, если вы не знаете ответа, то слово передаётся любому желающему.
По горизонтали:
1. Наука, изучающая законы и формы мышления.
3.Логическое равенство.
7. Логическое сложение.
9. Логическое следование.
5. Константа, которая обозначается «1».
6. Константа, которая обозначается «0».
12. Простое высказывание, содержащее только одну простую мысль и обозначаемое A,B,C,D…
13. Форма нахождения значения логического выражения.
По вертикали:
2. Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается.
4. Простейшее устройство, на входы, которых поступают начальные данные, а на выходе получается результат некоторой логической операции.
8. Сложное высказывание, обозначаемое как F(A,B,…)
- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
- Достаньте из конверта карточку №2. Время, отведённое на тест 5 мин. Время пошло…
ІІІ. Решение задач
- Сейчас я предлагаю вам немного размяться и принять участие в «логической эстафете». Разделитесь на две команды в зависимости от того, какого цвета у вас в конверте карточка №3 (жёлтые на один ряд, зелёные на другой). На карточке каждой команде предложены логические выражения, решение которых необходимо записать в виде таблиц истинности. На карточках также даны инструкции по выполнению заданий.
Давайте перед началом работы вспомним порядок составления таблиц истинности:
Для составления таблицы необходимо:
1. Выяснить количество строк в таблице.
2. Выяснить количество столбцов = количество переменных + количество логических операций.
3. Установить, последовательность выполнения логических операций.
4. Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные набору значений исходных логических переменных.
5. Заполнить таблицу истинности по столбцам.
IV. Работа в группах.
Инструкция по выполнению заданий.
1-ый участник команды определяет количество строк и столбцов таблицы;
2-ой участник рисует таблицу;
3-ий участник устанавливает последовательность выполнения логических операций;
4-ый участник записывает названия столбцов;
5-ый участник указывает возможные наборы значений исходных переменных;
Участники заполняют таблицу истинности по столбцам.
А затем по очереди заполняем таблицу.
Задание для «жёлтой» команды:
Задание для «зелёной» команды:
Победителем эстафеты становится та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.
После выполнения задания команда противника проверяет полученные результаты.
V. Выполнение самостоятельной работы (оформление в тетради):