Методические рекомендации педагогам по составлению рабочей программы
Методические рекомендации педагогам по составлению рабочей программы
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации педагогам по составлению рабочей программы»
Методические рекомендации педагогамКГКОУ детский дом 10 по составлению рабочей программы
Кто ошибается в первой пуговице- не застегнет мундира .
Какие бывают учебные программы?
Примерная(типовая) учебная программа – документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания ( инвариантная часть )и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана.
Авторскаяпрограмма – документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющийавторскую концепцию построения содержания учебного курса.
учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса;
обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая учебная программа
–это документ, созданный педагогом, дающий представление о том, как в его практической деятельности а реализуются компоненты (федеральный, региональный ) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
(по О.Г. Важновой)
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Составляется педагогом по определенному учебному курсу и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья учащихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество учебных достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Алгоритм разработки рабочей программы
СопоставитьФГОС с содержанием примерной программы
Дополнитьрабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.
Внестидополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
Провестиорганизацию и структурирование отобранного содержания.
Разработатьновый календарно-тематический план
Определитьрезультаты усвоения программы (УУД).
Согласоватьрабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
Составитьпояснительную записку.
Оформитьрабочую программу соответствующим образом исогласоватьв установленном порядке.
Утвердитьрабочую программу.
Требования к оформлению рабочих программ
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:1. Титульный лист (название программы).2. Пояснительная записка.3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.6. Календарно-тематическое планирование.7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).8. Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения,- гриф утверждения программы (педагогическим советом и(или) методическим объединением детского дома, завучем по УВР и директором с указанием даты);- название учебного курса, для изучения которого написана программа;- указание группы, на которой изучается программа;- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);- название города, населенного пункта;- год разработки программы.
Элементы рабочей программы
Содержание элементов рабочей программы
Пояснительная записка
кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;- концепция (основная идея) программы;- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;- указание на место и роль курса в обучении;- цели,задачи;- сроки реализации программы;- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;- предполагаемые результаты;- система оценки достижений учащихся;- инструментарий для оценивания результатов;- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений .
Элементы рабочей программы
Учебно-тематический план
Содержание элементов рабочей программы
перечень разделов, тем последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов)
перечень и название раздела и тем курса;- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;- содержание учебной темы:• основные изучаемые вопросы;• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;• требования к знаниям и умениям обучающихся;• формы и вопросы контроля;• возможные виды самостоятельной работы учащихся; - региональный компонент .
Содержание тем учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования к: - знаниям; - умениям; - компетенциям. Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)
- методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски.
Приложения к программе
- основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации.
Для каждой группы или подгруппы обучающихся, для каждого индивидуально занимающегося ребенка может создаваться отдельная рабочая программа.
Создание
рабочей программы
воспитательной системы
Структура
рабочей программы
Содержание
Раздел I Целевой раздел…………………………………………
1.1 Пояснительная записка…………………………………………..
1.2
Цели и задачи деятельности группы…………………………
1.3
1.4
Принципы и подходы в организации воспитательного процесса
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.