kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по микробиологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 31.02.01.  «Лечебное дело».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по микробиологии»

— это патологически повышенная специфическая чувствительность организма к веществам с антигенными свойствами, которая проявляется комплексом нарушений гуморальных и клеточных иммунологических реакций.

— это патологически повышенная специфическая чувствительность организма к веществам с антигенными свойствами, которая проявляется комплексом нарушений гуморальных и клеточных иммунологических реакций.

В ответ на внедрение в организм аллергена возникают аллергические реакции , как специфические, так и неспецифические (псевдоаллергические, неиммунологические).

В ответ на внедрение в организм аллергена возникают аллергические реакции , как специфические, так и неспецифические (псевдоаллергические, неиммунологические).

В течении специфических аллергических реакций различают три стадии :  I стадия — иммунологическая; II стадия — патохимическая, или образования медиаторов; III стадия — патофизиологическая, или стадия клинического проявления повреждения.

В течении специфических аллергических реакций различают три стадии :

I стадия — иммунологическая;

II стадия — патохимическая, или образования медиаторов;

III стадия — патофизиологическая, или стадия клинического проявления повреждения.

В I стадии отмечается повышенная чувствительность к впервые попавшему в организм аллергену — сенсибилизация . Происходит это в результате выработки антител, образующихся в ответ на введение только данного аллергена, или появления лимфоцитов, способных взаимодействовать с данным аллергеном. Если к моменту их возникновения аллерген удален из организма, никаких болезненных проявлений не наблюдается.

В I стадии отмечается повышенная чувствительность к впервые попавшему в организм аллергену — сенсибилизация .

Происходит это в результате выработки антител, образующихся в ответ на введение только данного аллергена, или появления лимфоцитов, способных взаимодействовать с данным аллергеном.

Если к моменту их возникновения аллерген удален из организма, никаких болезненных проявлений не наблюдается.

При повторном воздействии на уже сенсибилизированный к нему организм аллерген соединяется с образовавшимися антителами или лимфоцитами. С этого момента начинается II стадия — происходит ряд биохимических процессов с выделением гистамина и других медиаторов.

При повторном воздействии на уже сенсибилизированный к нему организм аллерген соединяется с образовавшимися антителами или лимфоцитами.

С этого момента начинается II стадия — происходит ряд биохимических процессов с выделением гистамина и других медиаторов.

Если количество медиаторов и их соотношение оказываются неоптимальными, то это приводит к повреждению клеток, тканей, органов — развивается III стадия , т.е. собственно клинические проявления аллергической реакции . Повышенная чувствительность организма в таких случаях специфична: она проявляется по отношению к аллергену, который ранее вызвал состояние сенсибилизации.

Если количество медиаторов и их соотношение оказываются неоптимальными, то это приводит к повреждению клеток, тканей, органов — развивается III стадия , т.е. собственно клинические проявления аллергической реакции .

Повышенная чувствительность организма в таких случаях специфична: она проявляется по отношению к аллергену, который ранее вызвал состояние сенсибилизации.

Неспецифические аллергические реакции возникают при первом контакте с аллергеном без предшествующей сенсибилизации. Развитие их проходит только две стадии — патохимическую и патофизиологическую .  Попадающий в организм аллерген сам вызывает образование веществ, повреждающих клетки, ткани и органы.

Неспецифические аллергические реакции возникают при первом контакте с аллергеном без предшествующей сенсибилизации.

Развитие их проходит только две стадиипатохимическую и патофизиологическую .

Попадающий в организм аллерген сам вызывает образование веществ, повреждающих клетки, ткани и органы.

Наибольшее распространение получила классификация, предложенная Куком (1947 г.), в которой выделены: 1) Аллергические реакции немедленного типа (гиперчувствительность, или повышенная чувствительность немедленного типа); 2) Аллергические реакции замедленного типа (гиперчувствительность, или повышенная чувствительность замедленного типа).

Наибольшее распространение получила классификация, предложенная Куком (1947 г.), в которой выделены:

1) Аллергические реакции немедленного типа (гиперчувствительность, или повышенная чувствительность немедленного типа);

2) Аллергические реакции замедленного типа (гиперчувствительность, или повышенная чувствительность замедленного типа).

В основу классификации Кука положено время появления реакции после контакта с аллергеном. Реакции: - немедленного типа развиваются в течение 15—20 минут, - замедленного типа — через 1—2 суток. Эта классификация не охватывает всего разнообразия проявлений аллергии. Поэтому различия между аллергическими реакциями стали связывать с разными механизмами их развития.

В основу классификации Кука положено время появления реакции после контакта с аллергеном.

Реакции:

- немедленного типа развиваются в течение 15—20 минут,

- замедленного типа — через 1—2 суток.

Эта классификация не охватывает всего разнообразия проявлений аллергии. Поэтому различия между аллергическими реакциями стали связывать с разными механизмами их развития.

Из числа классификаций, основанных на патогенетическом принципе, наибольшее распространение получила предложенная в 1968 г. Джеллом и Кумбсом. Выделяют 4 типа аллергических реакций . Каждый из этих типов имеет особый иммунный механизм и присущий ему набор медиаторов, что определяет клиническую картину заболевания.

Из числа классификаций, основанных на патогенетическом принципе, наибольшее распространение получила предложенная в

1968 г. Джеллом и Кумбсом.

Выделяют 4 типа аллергических реакций .

Каждый из этих типов имеет особый иммунный механизм и присущий ему набор медиаторов, что определяет клиническую картину заболевания.

Типы аллергических реакций по Джеллу и Кумбсу   Тип Наименование I II Анафилактический Принимают участие в реакции Цитотоксический lgE- и реже  lgG 4 -антитела III lgG- и lgM-антитела Тип Артюса — повреждение иммунным    комплексом IV Замедленная гиперчувствительность lgG-и lgM-антитела Сенсибилизированные  лимфоциты

Типы аллергических реакций по Джеллу и Кумбсу

Тип

Наименование

I

II

Анафилактический

Принимают участие в реакции

Цитотоксический

lgE- и реже 

lgG 4 -антитела

III

lgG- и lgM-антитела

Тип Артюса — повреждение иммунным   

комплексом

IV

Замедленная гиперчувствительность

lgG-и lgM-антитела

Сенсибилизированные 

лимфоциты

Первый тип аллергических реакций — аллергическая реакция немедленного типа (реагиновый, I gE-опосредованный , анафилактический или атопический тип реакции). Ее развитие связано с образованием антител, получивших название «реагины».  Они относятся главным образом к классу I gE . Реагины фиксируются на лаброцитах (тучных клетках) и базофильных лейкоцитах. При соединении реагинов с соответствующим аллергеном из этих клеток выделяются медиаторы — гистамин, лейкотриены, хемотаксические факторы, гепарин, тромбоцитактивирующий фактор.

Первый тип аллергических реакций — аллергическая реакция немедленного типа (реагиновый, I gE-опосредованный , анафилактический или атопический тип реакции).

Ее развитие связано с образованием антител, получивших название «реагины».

Они относятся главным образом к классу I gE .

Реагины фиксируются на лаброцитах (тучных клетках) и базофильных лейкоцитах.

При соединении реагинов с соответствующим аллергеном из этих клеток выделяются медиаторы — гистамин, лейкотриены, хемотаксические факторы, гепарин, тромбоцитактивирующий фактор.

Общий механизм развития аллергической реакции немедленного типа , имеющий две фазы: развитие ранней фазы реакции, или классический путь (I), и развитие поздней фазы реакции (II).

Общий механизм развития аллергической реакции немедленного типа , имеющий две фазы: развитие ранней фазы реакции, или классический путь (I), и развитие поздней фазы реакции (II).

В развитии ранней фазы реакции принимают участив лаброциты (тучные клетки) и базофилы, на которых фиксируются антитела-реагины (1). При присоединении к этим антителам соответствующих аллергенов (2) из тучных клеток высвобождаются медиаторы: гистамин, повышающий проницаемость сосудов и вызывающий спазм гладких мышц, эозонофильные хемотаксические факторы (ЭХФ), вызывающие хемотаксис эозинофилов, высокомолекулярный нейтрофильный хемотаксический фактор (ВНХФ), обеспечивающий хемотаксис нейтрофилов, тромбоцитактивирующий фактор (ТАФ), вызывающий агрегацию тромбоцитов и освобождение из них гистамина и серотонина.

В развитии ранней фазы реакции принимают участив лаброциты (тучные клетки) и базофилы, на которых фиксируются антитела-реагины (1).

При присоединении к этим антителам соответствующих аллергенов (2) из тучных клеток высвобождаются медиаторы: гистамин, повышающий проницаемость сосудов и вызывающий спазм гладких мышц, эозонофильные хемотаксические факторы (ЭХФ), вызывающие хемотаксис эозинофилов, высокомолекулярный нейтрофильный хемотаксический фактор (ВНХФ), обеспечивающий хемотаксис нейтрофилов, тромбоцитактивирующий фактор (ТАФ), вызывающий агрегацию тромбоцитов и освобождение из них гистамина и серотонина.

Активированные медиаторами эозонофилы выделяют вторичные медиаторы: диаминооксидазу (ДАО), арилсульфатазу (АС). Активированные нейтрофилы освобождают ТАФ и лейкотриены (ЛТ). В развитии поздней фазы реакции (II) принимают участие макрофаги, эозинофилы и тромбоциты. На них также фиксируют антитела-реагины (1). При соединении с соответствующим аллергеном (2) из клеток выделяются медиаторы, вызывающие повреждение и развитие воспаления, — катионные белки, активные формы кислорода (АФК), пероксидаза, а также тромбоцитактивирующий фактор (ТАФ), лейкотриен (ЛТВ 4 ).

Активированные медиаторами эозонофилы выделяют вторичные медиаторы: диаминооксидазу (ДАО), арилсульфатазу (АС).

Активированные нейтрофилы освобождают ТАФ и лейкотриены (ЛТ).

В развитии поздней фазы реакции (II) принимают участие макрофаги, эозинофилы и тромбоциты. На них также фиксируют антитела-реагины (1).

При соединении с соответствующим аллергеном (2) из клеток выделяются медиаторы, вызывающие повреждение и развитие воспаления, — катионные белки, активные формы кислорода (АФК), пероксидаза, а также тромбоцитактивирующий фактор (ТАФ), лейкотриен (ЛТВ 4 ).

Второй тип аллергических реакций — цитотоксический , при котором аллергенами становятся клетки ткани. Обычно это происходит в результате повреждающего действия лекарственных препаратов, ферментов бактерий и вирусов при инфекционных процессах, а также лизосомальных ферментов фагоцитов. В ответ на появление измененных клеток образуются антитела, представленные главным образом классами I gG и I gM. Антитела соединяются с соответствующими клетками, что приводит к включению одного из двух цитотоксических механизмов — комплементарного или механизма антителозависимой клеточной цитотоксичности.

Второй тип аллергических реакций — цитотоксический ,

при котором аллергенами становятся клетки ткани.

Обычно это происходит в результате повреждающего действия лекарственных препаратов, ферментов бактерий и вирусов при инфекционных процессах, а также лизосомальных ферментов фагоцитов.

В ответ на появление измененных клеток образуются антитела, представленные главным образом классами I gG и I gM. Антитела соединяются с соответствующими клетками, что приводит к включению одного из двух цитотоксических механизмов — комплементарного или механизма антителозависимой клеточной цитотоксичности.

Второй тип аллергических реакций — цитотоксический  Вид механизма зависит от характера антител (класс, подкласс) и их количества, фиксированного на поверхности клетки. В первом случае наступает активация комплемента, образуются активные его фрагменты, вызывающие повреждение клеток и даже их разрушение. Во втором случае к антителам, фиксированным на поверхности клетки-мишени, присоединяются так называемые К-клетки.  Обычно это особый вид лимфоцитов, образующих супероксидный анион-радикал (активную форму кислорода), который повреждает клетку-мишень.

Второй тип аллергических реакций — цитотоксический

Вид механизма зависит от характера антител (класс, подкласс) и их количества, фиксированного на поверхности клетки. В первом случае наступает активация комплемента, образуются активные его фрагменты, вызывающие повреждение клеток и даже их разрушение. Во втором случае к антителам, фиксированным на поверхности клетки-мишени, присоединяются так называемые К-клетки.

Обычно это особый вид лимфоцитов, образующих супероксидный анион-радикал (активную форму кислорода), который повреждает клетку-мишень.

Второй тип аллергических реакций — цитотоксический Поврежденные клетки фагоцитируются макрофагами. К цитотоксическому типу реакций относятся такие проявления лекарственной аллергии, как лейкопения, тромбоцитопения, гемолитическая анемия и др. Этот же тип реакции наблюдается при попадании в организм аллогенных антигенов, например при переливании крови (в виде аллергических гемотрансфузионных реакций), при гемолитической болезни новорожденных.

Второй тип аллергических реакций — цитотоксический

Поврежденные клетки фагоцитируются макрофагами. К цитотоксическому типу реакций относятся такие проявления лекарственной аллергии, как лейкопения, тромбоцитопения, гемолитическая анемия и др. Этот же тип реакции наблюдается при попадании в организм аллогенных антигенов, например при переливании крови (в виде аллергических гемотрансфузионных реакций), при гемолитической болезни новорожденных.

Общий механизм развития аллергической реакции цитотоксического типа.

Общий механизм развития аллергической реакции цитотоксического типа.

Третий тип аллергических реакций — повреждение тканей иммунными комплексами (реакция типа Артюса, иммунокомплексный тип).  Аллерген присутствует в растворимой форме (бактериальные, вирусные, грибковые антигены, лекарственные препараты, пищевые вещества). Образующиеся антитела относятся главным образом к классам I gG и I gM . Эти антитела называют преципитирующими за их способность образовывать преципитат при соединении с соответствующим антигеном.

Третий тип аллергических реакцийповреждение тканей иммунными комплексами (реакция типа Артюса, иммунокомплексный тип).

Аллерген присутствует в растворимой форме (бактериальные, вирусные, грибковые антигены, лекарственные препараты, пищевые вещества).

Образующиеся антитела относятся главным образом к классам I gG и I gM .

Эти антитела называют преципитирующими за их способность образовывать преципитат при соединении с соответствующим антигеном.

Третий тип аллергических реакций — повреждение тканей иммунными комплексами  В определенных условиях такой иммунный комплекс может откладываться в тканях, чему способствуют повышение проницаемости сосудистой стенки; образование комплекса в небольшом избытке антигена; снижение активности фагоцитирующих клеток, что ведет к угнетению процесса очищения организма от иммунных комплексов и к увеличению времени их циркуляции в организме. Отложившиеся в тканях комплексы взаимодействуют с комплементом.

Третий тип аллергических реакцийповреждение тканей иммунными комплексами

В определенных условиях такой иммунный комплекс может откладываться в тканях, чему способствуют повышение проницаемости сосудистой стенки; образование комплекса в небольшом избытке антигена; снижение активности фагоцитирующих клеток, что ведет к угнетению процесса очищения организма от иммунных комплексов и к увеличению времени их циркуляции в организме. Отложившиеся в тканях комплексы взаимодействуют с комплементом.

Третий тип аллергических реакций — повреждение тканей иммунными комплексами  Образуются его активные фрагменты, которые обладают хемотаксической активностью, стимулируют активность нейтрофилов, повышают проницаемость сосудов и способствуют развитию воспаления. Нейтрофилы фагоцитируют иммунные комплексы и при этом выделяют лизосомальные ферменты. Усиливается протеолиз в местах отложения иммунных комплексов. Активируется калликреин-кининовая система . В результате происходит повреждение тканей и как реакция на это повреждение возникает воспаление.

Третий тип аллергических реакцийповреждение тканей иммунными комплексами

Образуются его активные фрагменты, которые обладают хемотаксической активностью, стимулируют активность нейтрофилов, повышают проницаемость сосудов и способствуют развитию воспаления. Нейтрофилы фагоцитируют иммунные комплексы и при этом выделяют лизосомальные ферменты. Усиливается протеолиз в местах отложения иммунных комплексов. Активируется калликреин-кининовая система . В результате происходит повреждение тканей и как реакция на это повреждение возникает воспаление.

Общий механизм развития аллергической реакции иммунокомплексного типа. Иммунный комплекс, образованный в результате соединения антигена (1) с антителом (2), откладывается в стенке сосуда. На нем фиксируется комплемент (3). Комплексы фагоцитируются нейтрофилами, которые выделяют лизосомальные ферменты (указано стрелками). Повышению проницаемости способствует освобождение базофилами гистамина и тромбоцитактивирующего фактора, который вызывает агрегацию тромбоцитов (4) на эндотелиальных клетках (5) и стимулирует выделение из тромбоцитов гистамина и серотонина.

Общий механизм развития аллергической реакции иммунокомплексного типа. Иммунный комплекс, образованный в результате соединения антигена (1) с антителом (2), откладывается в стенке сосуда. На нем фиксируется комплемент (3). Комплексы фагоцитируются нейтрофилами, которые выделяют лизосомальные ферменты (указано стрелками). Повышению проницаемости способствует освобождение базофилами гистамина и тромбоцитактивирующего фактора, который вызывает агрегацию тромбоцитов (4) на эндотелиальных клетках (5) и стимулирует выделение из тромбоцитов гистамина и серотонина.

Четвертый тип аллергических реакций  — аллергическая реакция замедленного типа (гиперчувствительность замедленного типа, клеточная гиперчувствительность). При этом типе реакций роль антител выполняют сенсибилизированные лимфоциты, имеющие на своих мембранах структуры, аналогичные антителам. Реакция замедленного типа в сенсибилизированном организме проявляется через 24—48 ч после контакта с аллергеном.

Четвертый тип аллергических реакций — аллергическая реакция замедленного типа (гиперчувствительность замедленного типа, клеточная гиперчувствительность).

При этом типе реакций роль антител выполняют сенсибилизированные лимфоциты, имеющие на своих мембранах структуры, аналогичные антителам.

Реакция замедленного типа в сенсибилизированном организме проявляется через 24—48 ч после контакта с аллергеном.

Общий механизм развития аллергической реакции замедленного типа . После образования комплекса, состоящего из сенсибилизированного лимфоцита (1) и клетки-мишени (2), содержащей аллерген (3), происходит выделение различных лимфокинов — интерлейкина-2, стимулирующего В-лимфоциты, хемотаксических факторов, вызывающих хемотаксис лейкоцитов, фактора, ингибирующего движение макрофагов (MIF) и вызывающего их накопление, а также лимфотоксина, повреждающего расположенные рядом клетки, и других факторов.

Общий механизм развития аллергической реакции замедленного типа . После образования комплекса, состоящего из сенсибилизированного лимфоцита (1) и клетки-мишени (2), содержащей аллерген (3), происходит выделение различных лимфокинов — интерлейкина-2, стимулирующего В-лимфоциты, хемотаксических факторов, вызывающих хемотаксис лейкоцитов, фактора, ингибирующего движение макрофагов (MIF) и вызывающего их накопление, а также лимфотоксина, повреждающего расположенные рядом клетки, и других факторов.

Стимулирующие реакции (аутосенсебилизация, обусловленная антителами). Функциональная активность многих клеток зависит от воздействия гормонов, которые связываются со специфическими рецепторами клеточной поверхности и активизацией клетки. В данном варианте развития патологических реакций образующиеся в организме аутоантитела сами взаимодействуют с клеточными рецепторами и вызывают активизацию клетки с передачей гормонального сигнала. Примером данной патологии служит тиреотоксикоз , при котором в сыворотке крови у больных обнаруживаются аутоантитела, стимулирующие тиреоидные клетки щитовидной железы.

Стимулирующие реакции (аутосенсебилизация, обусловленная антителами).

Функциональная активность многих клеток зависит от воздействия гормонов, которые связываются со специфическими рецепторами клеточной поверхности и активизацией клетки.

В данном варианте развития патологических реакций образующиеся в организме аутоантитела сами взаимодействуют с клеточными рецепторами и вызывают активизацию клетки с передачей гормонального сигнала. Примером данной патологии служит тиреотоксикоз , при котором в сыворотке крови у больных обнаруживаются аутоантитела, стимулирующие тиреоидные клетки щитовидной железы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по микробиологии

Автор: Елена Александровна Черняк

Дата: 22.03.2021

Номер свидетельства: 576201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая тетрадь по дисциплине    «Основы микробиологии и иммунологии» Раздел  4. Паразитология"
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaiatietradpodistsiplinieosnovymikrobiologhiiiimmunologhiirazdiel4parazitologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "303636"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457580130"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Методическая разработка по предмету "Эпизоотология с основами микробиологии" на тему: "Ботулизм животных" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-po-priedmietu-epizootologhiia-s-osnovami-mikrobiologhii-na-tiemu-botulizm-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "194819"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427814959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Внеклассное профилактическое мероприятие по теме: "Остановим туберкулез вместе!" "
    ["seo_title"] => string(90) "vnieklassnoie-profilaktichieskoie-mieropriiatiie-po-tiemie-ostanovim-tubierkuliez-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "102226"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402488883"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Прикладной курс по биологии "Человек и его здоровье" "
    ["seo_title"] => string(57) "prikladnoi-kurs-po-biologhii-chieloviek-i-iegho-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "111687"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407776710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства