Рост городов и установление прочных экономических отношений внутри государства повлияли на развитие русской культуры. Представления людей о жизни, о мире постепенно переставали наполняться только религиозным содержанием. Создавались светские литературные произведения. Повседневная жизнь отражалась в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках, песнях. Многие из них были позднее записали на Тверской земле русские учёные-собиратели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура Тверского края »
КультураТверскогокрая
Презентацию подготовила ученица 9 Б класса Дудко Дарья
Рост городов и установление прочных экономических отношений внутри государства повлияли на развитие русской культуры. Представления людей о жизни, о мире постепенно переставали наполняться только религиозным содержанием. Создавались светские литературные произведения. Повседневная жизнь отражалась в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках, песнях. Многие из них были позднее записали на Тверской земле русские учёные-собиратели.
Отличались друг от друга два письменных языка — официальный, то есть язык документов, и народный. Яркий тому пример — знаменитая «Калязинская челобитная», созданная, вероятно, во второй половине XVII в. Это первая пародия в русской литературе. Она написана нарочито деловым языком, хотя имеет совершенно бытовое содержание. Её персонажи, монахи, жаловались тверскому епископу, что новый их игумен «велит часто к церкви ходить», «мало с нами пьёт да много нас бьёт». Лень и пьянство — вот идеал "героев" талантливой пародии: «А как мы архимандрита избудем и доброго добудем, который горазд лёжа вино да пиво пить, а к церкве бы пореже ходил и нас бы, богомольцев твоих, почаще на погреб посылал...». "Челобитная" стала хорошо известной в народе и за пределами тверских земель.
Народная песня о Скопине-Шуйском — одна из самых популярных в XVII в. Торжественный тон её, былинный размах отражают восхищение личностью полководца-освободителя, чьё войско покрыло себя славой в сражениях за Торопец, Торжок, Тверь, в битве на Жабне и других боях:
... А кому будет Божья помочьСкопину-князю Михаилу Васильевичу:Он очистил царство МосковскоеИ велико государство российское.
Развитие местных промыслов
Во всём крае стало распространяться стекольное производство. В Твери занимались мыловарением. Мыло выпускалось нескольких сортов: «доброе», «портное», «слабкое», «красное» и др. В Твери, Торопце, Кашине, Бежецке и других местностях изготовляли лечебные спиртовые настойки на травах и ягодах. Огромной популярностью в народе пользовались «Лечебники» и «Травники», сборники рецептов изготовления лекарств и мазей.
Несколько уроженцев тверских земель стали в конце XVII в. известными учёными. Один из них — Павел Роговский
крестьянин Калязинского Троицкого Макарьева монастыря. После долгих лет учебы в Европе он получил в Риме звание доктора богословия и философии. По возвращении в Россию Роговский стал в 1700 г. ректором Славяно-греко-латинской академии в Москве. В это же время началась научная и преподавательская деятельность Леонтия Магницкого, уроженца Осташковской слободы, автора первого русского учебника математики.
Заметной частью русской культуры являлась тверская архитектура. В середине 16 века возводится и обновляется ряд храмов в тверских монастырях. В тверском кремле выстроен новый Спасский собор. Образцом для его строительства послужил главный храм Москвы – Успенский Собор.
Построена в 1564 году.
В основе церкви массивный четверик, увенчанный пятью главами. В интерьере сохранился иконостас 18 века и настенная живопись. В храме хранится рака с мощами святого преподобного Макария Калязинского
На берегу озера Вселуг в верховьях Волги в 1694 году поднялась в Ширковом погосте многоярусная церковь Рождества Иоанна предтечи. Её называют «тверскими Кижами». Высота церкви до креста около 40 метров. Это первый храм в Тверском крае, выстроенный в шатровом стиле.
Тверские иконы
Прекрасными образцами тверской школы иконописи являются иконы 16-17 веков: «Никола с Христом» из Никольской церкви в Твери, «Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские» из Спасо-Преображенского собора.
Таким образом, Тверской край в XVII в. жил насыщенной духовной жизнью. Высшие образцы тверской литературы и архитектуры стали национальным достоянием.