Образовательный проект " Моя семья - объект демографии", как способ воспитания нравственных устоев семьи и сохранения духовного потенциала общества
Образовательный проект " Моя семья - объект демографии", как способ воспитания нравственных устоев семьи и сохранения духовного потенциала общества
Проект «Моя семья как объект демографии» является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим сельского поселения.
Автор: Тимофеева Елена Геннадьевна, учитель географии МБОУ СОШ им. М.И. Калинина Тверская область д. Верхняя Троица
Участники проекта: Обучающиеся 8 класса, их родители
Автор проекта: учитель географии Тимофеева Е.Г.
Вид проекта: информационный, коллективный, монопроект (работа над проектом проводится в рамках одного предмета - география и имеет свое продолжение в виде индивидуальных проектов во внеурочное время). По продолжительности выполнения проект - долгосрочный.
Смежные образовательные области:
Краеведение, история
Направление: Сохранение духовного потенциала общества, его культуры, народных традиций, деятельности в сфере краеведения
Цель учителя: увлечь обучающихся, а через познание своей семьи прийти к знанию и пониманию географии; от близкого и понятного к научному.
Цель проекта:
Через освоение предметных знаний способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим. Через умение применять эти знания на практике развивать социальную и коммуникативную компетентность в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации;
воспитывать у молодежи чувства патриотизма, гордости за свою малую родину;
- выявить уникальные людские судьбы, заслуживающие того, чтобы о них знали и помнили, изучали их наследие, воспитывались на их примере.
Задачи: Побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, через биографию, через свидетельства близких людей, детали быта и судьбы обыкновенных людей улучшить взаимоотношения разных поколений.
Сформировать у детей интерес к своей семье, к сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи,формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы.
• привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с обучающимися, наращивать интеллектуальный потенциал родного края.
• Обогатить знания детей о своей семье, сохранять культурное наследие региона
• Развивать творческие способности в совместной деятельности с взрослыми, современными художественными средствами представить историю своей семьи
Сроки реализации 4 четверть
Место реализации: МБОУ СОШ им. М.И. Калинина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект " Моя семья - объект демографии", как способ воспитания нравственных устоев семьи и сохранения духовного потенциала общества »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М.И.Калинина
Название работы: Описание образовательногосоциально значимого проекта«Моя семья как объект демографии»
Автор: Тимофеева Елена Геннадьевна, учитель географии МБОУ СОШ им. М.И. Калинина Тверская область д. Верхняя Троица
Участники проекта: Обучающиеся 8 класса, их родители
Автор проекта: учитель географии Тимофеева Е.Г.
Вид проекта: информационный, коллективный, монопроект (работа над проектом проводится в рамках одного предмета - география и имеет свое продолжение в виде индивидуальных проектов во внеурочное время). По продолжительности выполнения проект - долгосрочный.
Смежные образовательные области:
Краеведение, история
Направление: Сохранение духовного потенциала общества, его культуры, народных традиций, деятельности в сфере краеведения
Цель учителя: увлечь обучающихся, а через познание своей семьи прийти к знанию и пониманию географии; от близкого и понятного к научному.
Цель проекта:
Через освоение предметных знаний способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим. Через умение применять эти знания на практике развивать социальную и коммуникативную компетентность в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации;
воспитывать у молодежи чувства патриотизма, гордости за свою малую родину;
- выявить уникальные людские судьбы, заслуживающие того, чтобы о них знали и помнили, изучали их наследие, воспитывались на их примере.
Задачи: Побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, через биографию, через свидетельства близких людей, детали быта и судьбы обыкновенных людей улучшить взаимоотношения разных поколений.
Сформировать у детей интерес к своей семье, к сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи,формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы.
• привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с обучающимися, наращивать интеллектуальный потенциал родного края.
• Обогатить знания детей о своей семье, сохранять культурное наследие региона
• Развивать творческие способности в совместной деятельности с взрослыми, современными художественными средствами представить историю своей семьи
Сроки реализации 4 четверть
Место реализации: МБОУ СОШ им.М.И. Калинина.
Аннотация:
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В. А. Сухомлинский
Важным фактором личностного развития обучающихся является удовлетворение потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями.
«Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Проблема, на решение которой направлен проект
Верхнетроицкая земля богата своим культурным, историческим наследием. Она является родиной людей внесших достойный вклад в социально-экономическое развитие не только района, но и России в целом. Есть имена, которые знает весь мир, есть те, кого помнят только в их семьях.
Мы по крупицам воссоздаем картины прошлого, стараясь сохранить лучшие традиции наших предков, чтобы молодое поколение наших земляков не забыло славные страницы истории становления и развития своей малой родины.
Проект «Моя семья как объект демографии» является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим сельского поселения.
Актуальность проблемы:
При беседе с детьми на тему «Что я знаю о своей семье» выяснилось, что дети очень мало знают о своей семье, о жизни бабушек и дедушек. В настоящее время недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, и не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы.
Этот проект поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта, взаимоотношений и судьбы обыкновенных людей, родных и близких. В исследовании необходимо отразить отношение разных поколений. Примеры того, как передается семейная память. Именно через биографию, через свидетельства близких людей нынешним школьникам легче понять и представить себе прошлое своей страны и понять настоящее.
Человек становится духовно и нравственно сильным, когда помнит о своих корнях и истоках. Поэтому меня волнует, чтобы школьники знали и не только историю своего рода, но и то, что происходит с современной российской деревней.
Гипотеза: Неотъемлемой чертой русской культуры всегда были семейные ценности и традиции. Если собирать сведения о своих предках, о близких и дальних родственниках: кем они были, как жили, чем занимались, как в жизни рода проявлялись общие деревенские традиции, что полезного родные сделали для, отчего края, для страны. Возможно, удастся разыскать уникальные документы, найти интересные сведения по генеалогии семьи. Разбирая и осмысливая этот материал вместе с родителями, я думаю, ребята смогут разобраться в том, как устроена жизнь, что значит быть человеком – гражданином и патриотом.
Планируемые результаты проекта; образовательными достижениями учащихся через познание своей семьи обучающиеся смогут прийти к знанию и пониманию темы по географии, от близкого и понятного к научному, т.е.
Освоение предметных знаний;
Умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
Умение работать с информацией, представленной в различном виде;
Овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
Учиться и самосовершенствоваться и решать проблемы.
Ожидаемый личностный результат:
1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- повышение интереса подрастающего поколения к истории своей семьи, малой родины и судеб своих родственников и земляков;
- положительные изменения в сознании молодежи, повышение их общей культуры.
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
3. Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Ценность:
Благодаря проекту формируются социально-личностные качества обучающихся, повышается интерес к изучению географии, краеведения и истории.
Формы реализации проекта:
• Совместная деятельность взрослых и детей; творческое оформление проекта; интервью; анкетирование, сбор и обработка данных.
• Защита проектов, организация выставки «Страницы из семейного альбома», выставки готовых проектов.
Предварительная работа:
Обсуждение с обучающимися проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта.
Деятельность педагога: непосредственная образовательная деятельность по предмету география по теме «Население России»;
тьюторское сопровождение индивидуальных социально-личностных проектов «Моя семья - объект демографического изучения».
Содержание работы: Задание №1. 1- Направлениепроекта « Моя семья с точки зрения демографии»Изучите следующие вопросы: 1. Древо семьи. Список членов семьи по поколениям родственников, где они родились, где жили, профессия, число детей.
2.Ознакомившись со своей родословной, покажите на схеме или рисунке, каков был бы состав вашей семьи, ее численность, если бы Россия избежала социальных потрясений в ХХ в.
3.Приведите примеры родных, труд которых вызвал уважение в нашем районе, в городе, селе. Что они сделали для процветания и дальнейшего развития вашей местности.
4. Профессии моей семьи. Составьте рассказ о какой-либо профессии одного из ваших родственников. Какую профессию выберу я?
5.Расскажите о достопримечательностях одного из городов, где вам удалось побывать всей семьей.
6.Составьте подробную характеристику себя самого и нескольких членов вашей семьи. Укажите год и место рождения, родной язык, уровень образования, основные занятия, ежедневный маршрут, привычные маршруты в черте района и города, а так же маршруты ежегодных более дальних поездок. Сравните эту информацию о разных людях и объясните полученные результаты.
2 - Направлениепроекта « Моя семья с точки зрения демографии»
Изучите следующие вопросы: 1. Древо семьи. Список членов семьи по поколениям. Выясните у родителей, родственников, где они родились, где жили до приезда на последнее место жительства. Составьте картосхему, отряжающую миграционную подвижность вашей семьи.
2.Расскажите о ваших суточных, недельных и годовых перемещениях. Составьте картосхему самых дальних ежегодных передвижений за последние 3 года членов вашей семьи. Какие виды транспорта при этом используются? Сколько времени проводится в пути?
3.Изучите участие в хозяйственной жизни 3-5 семей ваших родственников, выделите в их составе три группы людей – трудоспособного возраста, моложе и старше его. Результаты исследования оформите в виде таблиц или схем, сделайте выводы по итогам работы.
4.Есть ли в вашей родне смешанные браки? Какие народы при этом породнились? Опишите несколько семей родных с разным числом детей. Где проживают эти семьи?
5.Есть ли в вашей семье вещи, предметы духовной культуры других народов России? Составьте их список. Узнайте у родителей историю их появления в доме. Найдите на карте место их создания.
Задание №2. Выберите наиболее интересные на ваш взгляд вопросы, или при поиске ответов на них вы собрали богатый материал. Может вам, что то больше нравится или о чем хотелось бы рассказать одноклассникам. Составьте план вашей творческой работы. Назовите вашу работу.
Задание №3. Оформите свою работу. При оформлении приветствуется использование фотографий из семейного альбома, схем, рисунков, таблиц. Подготовьте презентацию своей работы в устной форме.
Коллективная деятельность: анкетирование семей обучающихся, обработка статистических данных, оформление коллективного статистического исследования «Классный коллектив как объект демографии».
Совместная деятельность родителей с детьми: сбор информации, совместное творчество в изготовлении презентаций проекта, помощь в оформлении творческих работ
Продукт совместной деятельности - готовый коллективный исследовательский проект, индивидуальные исследовательские проекты, статистика для уроков.
Презентация проектов учащихся происходит на уроке обобщающего повторения по теме «Население России » с приглашением классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе, родителей.
(Приложение 1, 2)
Оценка результатов. Проект работает с 2012 года. Начинается в 8 классе и имеет перспективное продолжение в 9 классе.
В результате творческой работы самых активных ребят появились коллективные исследовательские и творческие работы: «Демографический портрет нашего класса», «О чем рассказали страницы из семейного альбома», «Семейное дерево».
Все работы пользуются популярностью у одноклассников. «Авторы» с гордостью рассказывают о своих семьях. В ходе проекта проведен ряд мероприятий: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей. Мы получили положительный результат. У детей повысились знания о своей семье, родители стали активнее участвовать в жизни своих детей.
На этом положительные результаты не закончились. Исследовательская работа по изучению своей семьи очень интересна и выливается в изучение своей малой родины. Таким образом у обучающихся воспитываются патриотические чувства. От гордости за свою семью к любви своей малой родине и к отечеству. Некоторые работы обучающиеся дорабатывали, расширяли и подготавливали к участию в межмуниципальных краеведческих чтениях в г. Кашине, где были удостоены грамот и дипломов. Индивидуальные исследовательские творческие работы:
«Малая Русь» - о профессии папы, об отношении семьи к малой родине, 2012 год
«Население Булатовского сельского поселения», 2012 год
«Население Славковского сельского поселения», 2012 год
«Демографическая ситуация в Верхнетроицком сельском поселении», 2012 год
«Путешествие в историю моей семьи» - генеалогия, 2012 год
«Музей исчезнувших деревень» - семья бабушки, 2012 год
«Павел Федорович Карабанов» – известные земляки, меценаты, 2013год
«Сельский библиотекарь» - о прабабушке, 2013 год
«Деревни исчезнут, а род останется» описана жизнь нескольких поколений, 2013 год
« Мой дедушка» 2013 год
« Талантливые люди нашего села» 2013год
«Два юбилея»– о церкви и школе, 2014 год .
«Старая фотография», 2014 год
«Струны души» о брате бабушки, поэте А.Н. Лаврикове, 2014 год
«По их детству прошлась война» – воспоминания бабушки и односельчан о военном детстве, 2014 год
Работы Тимофеева Е. «Деревни исчезнут, а род останется», «По их детству прошлась война» и Соколовой Т «Старая фотография» принимали участие в ежегодном всероссийский конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия — XX век» Данный конкурс организован Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал», Международным благотворительным фондом имени Д. С. Лихачева, Союзом краеведов России, Кафедрой региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета. (Приложения PowerPoint1-3)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. Последовательность работы над проектом.
Стадия работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовка
Определение темы и целей проекта.
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Планирование
а) Определение источников информации.
Б) Определение способов сбора и анализа информации.
В) Определение способа представления результатов (форма отчета).
Г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.
Д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Исследование
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
Возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет.
Отчитываются, обсуждают.
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
Оценка результатов и процесса
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.
Степень активности учащихся и преподавателя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль преподавателя велика на первом и последнем этапах. На последнем этапе роль учителя велика потому, что учащиеся не способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к неожиданным умозаключениям и т.д. Технологии: Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у школьников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На уроках часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.