Компоненты, влияющие на повышение качества образовательного процесса
Компоненты, влияющие на повышение качества образовательного процесса
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и педагоги. Каждый участник образовательных отношений (педагог, обучающиеся, родители, администрация) заинтересован в обеспечении качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компоненты, влияющие на повышение качества образовательного процесса»
Компоненты, влияющие на повышение качества образовательного процесса
Н.С. Антончева, методист
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
г. Черногорск.
1
«Если ученик не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».Л.Н. Толстой
Качество образования -
это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни человека.
Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования, качеством образования занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Необходимо понимать:
Качество знаний зависит от организации учебного процесса на занятии. (Если рассматривать организацию образовательного процесса на уровне учебного заведения, то она сводится к обеспечению этой деятельности учебным планом, расписанием занятий и контролю над процессом обучения).
Качество знаний формируется непосредственно на занятии и определяется целостностью его структуры, эффективностью использованных приемов и педагогических технологий, рациональной системой оценки знаний обучающихся, соблюдением единых педагогических требований.
Педагог - главный источник качества обучения, развития и воспитания обучающегося. (Повышение компетентности, профессионализма педагога - одно из важнейших условий повышения качества образования).
Качество образования достигается интеграцией действий всего коллектива, через создание благоприятного микроклимата, который предполагает единство целей, взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку.
Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и педагоги. Каждый участник образовательных отношений (педагог, обучающиеся, родители, администрация) заинтересован в обеспечении качества образования.
От чего зависит качество образования:
От качества образовательной программы.
От качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе.
От качества средств образовательного процесса(материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний).
От качества применяемых образовательных технологий.
От качества управления образовательными системами и процессами в образовании.
Качество образовательной программы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гл. 9) Образовательная программа –
комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
оценочных и методических материалов.
А также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. (в ред. Федерального законаот 31.07.2020 N 304-ФЗ)
Качество потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе
Одним из направлений развития кадрового потенциала является система методической поддержки, основными направлениями деятельности которой являются:
проведение семинаров по изучению и совершенствованию педагогических технологий в соответствии с целевыми установками учреждения и потребностями педагогов;
оказание индивидуальной методической помощи педагогам по вопросам использования педагогических технологий в своей деятельности;
распространение педагогического опыта в образовательной деятельности путем организации и проведения мастер-классов, семинаров;
изучение востребованности образовательных технологий.
Система постоянной методической поддержки педагогических работников – одно из важных направлений деятельности по созданию условий для успешной работы и творческого роста педагогов, а значит, по повышению качества образования.
.
Качество применяемых образовательных технологий
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию, организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Внедрение в образование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности обучающихся. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Качество средств образовательного процесса(материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний)
Наиболее общую структуру системы качества образования можно представить следующим образом:
Педагогическое;
Информационное;
Материально-техническое;
Финансовое обеспечение качества образования.
Такое структурирование системы качества имеет функционально-деятельностное значение.
Качество управления образовательными системами и процессами в образовании
При организации дополнительного образования администрация опирается на следующие приоритетные принципы:
свободный выбор обучающимся видов и сфер деятельности;
ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающегося;
возможность свободного самоопределения и самореализации обучающегося;
единство обучения, воспитания, развития;
практико-деятельная основа образовательного процесса.