kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игровых технологий на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Чтобы ребенок преуспел в жизни, ему необходимо не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать нестандартное (творческое) мышление. Оно необходимо для того, чтобы быстро находить решение в различных трудных ситуациях. Развивая данный вид мышления, ребенок легче адаптируется в обществе, смотрит нетрадиционно на будущие проблемы, легче овладевает учебным материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках биологии»

Использование игровых технологий на уроках биологии Игра должна рассматриваться  как могущественный  незаменимый рычаг умственного  развития ребёнка.  Е. Аркин    Подготовила : учитель биологии  «МБОУ Мещеринская СОШ№1» Киржаева И.А,

Использование игровых технологий на уроках биологии

Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Е. Аркин

  

Подготовила : учитель биологии

«МБОУ Мещеринская СОШ№1»

Киржаева И.А,

Современный урок биологии – процесс творческий

Современный урок биологии – процесс творческий

  • Чтобы ребенок преуспел в жизни, ему необходимо не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать нестандартное (творческое) мышление. Оно необходимо для того, чтобы быстро находить решение в различных трудных ситуациях. Развивая данный вид мышления, ребенок легче адаптируется в обществе, смотрит нетрадиционно на будущие проблемы, легче овладевает учебным материалом.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные.

Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Проблема интереса в обучении не нова. Главную функцию обучения все видят в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. 

Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Проблема интереса в обучении не нова. Главную функцию обучения все видят в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. 

Игра  – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В тоже время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Особое место в обучении и воспитании детей занимают ролевые игры . Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых. Такая игра оказывает определенное воздействие на формирование личности ребенка.

Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В тоже время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Особое место в обучении и воспитании детей занимают ролевые игры . Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых. Такая игра оказывает определенное воздействие на формирование личности ребенка.

Сюжет таких игр развертывается на глазах учащихся. Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно.  Сценка “Чудо из чудес” П о теме фотосинтез -Маленькие зелёные зёрнышки делают величайшее чудо из всех чудес.

Сюжет таких игр развертывается на глазах учащихся. Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно. 

Сценка “Чудо из чудес”

П о теме фотосинтез

-Маленькие зелёные зёрнышки делают величайшее чудо из всех чудес.

Человек всегда стремился объять необъятное, покорить непокоренное.

Человек всегда стремился объять необъятное, покорить непокоренное.

  • Игра всегда стоит в строю самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга. Поэтому на своих уроках использую разные игры или игровые приемы, которые позволяют решать многие воспитательные, образовательные и информационные задачи. В игре наиболее полно раскрываются способности учащихся, развивается любознательность, познавательный интерес; учащиеся учатся общению со сверстниками.
Интеллектуальные игры.

Интеллектуальные игры.

  • Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр , которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
а ) Шарады - задачи , в которых нужно разгадать задуманное слово,  состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

а ) Шарады - задачи , в которых нужно разгадать задуманное слово,

состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

  •   Первый в бутылку легко залезает,
  • Тщательно стенки её отмывает.
  • А за вторым на рыбалку идём,
  • Клюнет когда на крючок он, мы ждём.
  • ( Ёрш )
  • C « Г » - я хищник полосатый,
  • Вашим кошкам брат, ребята.
  • А  без  « Г » - я учрежденье,
  • Всё в мишенях помещенье.
  • ( Тигр  - тир)
б ) М етаграммы - задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова: Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди ты и прибавишь - И стану птицей я лесной.  (Волга - иволга)

б ) М етаграммы - задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова:

  • Я глубока и полноводна,
  • И вся страна гордится мной.
  • А впереди ты и прибавишь -
  • И стану птицей я лесной.

(Волга - иволга)

Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное – обретают вкус к учебной деятельности. Игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме. Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться. Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов, способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху.
  • Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное – обретают вкус к учебной деятельности.
  • Игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме.
  • Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться.
  • Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов, способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху.
Настольные игры

Настольные игры

  • ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Тематика различна.
Основная систематическая категория Имеющие плавательный пузырь Вид. Систематическая категория Костные Семейство

Основная систематическая категория

Имеющие плавательный пузырь

Вид.

Систематическая категория

Костные

Семейство

ЗАГАДКИ

ЗАГАДКИ

  • 1. От какого слова произошло понятие «насекомое»?
  • 2. Какая часть туловища насекомого изображена на рисунке?
  • 3. Как называются ячейки из воска в улье?
  • 4. Как по-другому называют самца пчелы?
  • 5. Какая часть туловища насекомого изображена на рисунке?
  • 6. Тутовый шелкопряд, яблоневая плодожорка, капустница – кто это?
  • 7. Очень надоедливое насекомое, которое при помощи цепких коготков и липких подушечек на лапках может передвигаться по стенам, потолку, стеклам?
  • 8. Чем дышат насекомые?
  • 9. Как называют вторые крылья у майского жука, с помощью которых он летает?
ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

  • Насечка
  • Голова
  • Соты
  • Трутень
  • Брюшко
  • Бабочки
  • Муха
  • Дыхальца
  • Перепончатые
  Какие жуки носят названия того месяца, в котором появляются?   (хрущи – май, июнь) Чем стрекочет кузнечик?  (от трения ноги о крыло) Сколько ног у паука?  (8)    Сколько крыльев у жука?  (2)   У кого уши на ногах ?  (У кузнечика)    Какая птица “лает”?  (самец белой куропатки)

  Какие жуки носят названия того месяца, в котором появляются?

  (хрущи – май, июнь)

Чем стрекочет кузнечик? 

(от трения ноги о крыло)

Сколько ног у паука? 

(8)

Сколько крыльев у жука? 

(2)

У кого уши на ногах ? 

(У кузнечика)

Какая птица “лает”? 

(самец белой куропатки)

Висит сито, не руками свито?  (паутина)   Какая птица кричит драной кошкой?  (иволга)   Весной или летом цветет сирень?  (весной)    Ходячему на путь, ленивому на кнут, а хворому на здоровье.  (береза)

Висит сито, не руками свито? 

(паутина)

Какая птица кричит драной кошкой? 

(иволга)

Весной или летом цветет сирень? 

(весной)

Ходячему на путь, ленивому на кнут, а хворому на здоровье. 

(береза)

Найди 5 насекомых в квадрате м у М н р у Т Х п а ч с р в а е а Е ю а е й ч з л к о М р о к е д А в с

Найди 5 насекомых в квадрате

м

у

М

н

р

у

Т

Х

п

а

ч

с

р

в

а

е

а

Е

ю

а

е

й

ч

з

л

к

о

М

р

о

к

е

д

А

в

с

ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

  • Муравей
  • Пчела
  • Муха
  • Стрекоза
  • Сверчок
Вставь пропущенное слово:   1. Известно около …видов грибов.  2. Грибы питаются …..... веществами.  3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-.........  4. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …...  5. Споры пеницилла созревают в ….  6. Тонкие белые нити гриба - …....  7.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….....  8. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..  9. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются ….....  10. Дрожжи размножаются …….
  • Вставь пропущенное слово: 1. Известно около …видов грибов. 2. Грибы питаются …..... веществами. 3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-......... 4. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …... 5. Споры пеницилла созревают в …. 6. Тонкие белые нити гриба - ….... 7.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..... 8. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется ….. 9. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются …..... 10. Дрожжи размножаются …….
Угадай птицу:

Угадай птицу:

  • Самая крупная птица в мире –
  • Страус
  • Самая крупная водоплавающая птица –
  • Императорский пингвин
  • Самая быстрая птица –
  • Сокол-сапсан
  • Самый большой размах крыльев –
  • Альбатрос
  • Самое крупное яйцо –
  • Страусиное
  • Самые свирепые и удачливые хищники в мире птиц –
  • Ястребы и соколы
Какие птицы собрались в дальнюю дорогу — в тёплые  края? Впиши их названия в пустые  клеточк и

Какие птицы собрались

в дальнюю дорогу — в тёплые края?

Впиши их названия в пустые клеточк и

Пернатые друзья 1

Пернатые друзья

1

4 5

4

5

БИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОМОНИМЫ С помощью предложенных подсказок отгадайте   названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.   ◘   Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных. (Череда) ◘   Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня. (Чехлик) ◘   Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля. (Узел) ◘   Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения. (Рубец) ◘   Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета. (Бархотка)  ◘  Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. (Клетка)

БИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОМОНИМЫ

С помощью предложенных подсказок отгадайте   названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.

 

  Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

(Череда)

  Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

(Чехлик)

  Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

(Узел)

  Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.

(Рубец)

  Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.

(Бархотка)

Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

(Клетка)

ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА   ◘  У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?   (Одинаково: 5х8 = 4х10 =40) ◘  У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (Четыре) ◘  Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?   ( М алина - к алина) ◘  Какое животное ходит только буквой «Г»? (Конь, если это шахматная фигура.)

ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

 

У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  

(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?

(Четыре)

Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  

( М алина - к алина)

Какое животное ходит только буквой «Г»?

(Конь, если это шахматная фигура.)

◘  У какого слона нет хобота?    (У шахматного) ◘  На каком базаре самый большой шум?    (На птичьем базаре.) ◘  Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?   (На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.) ◘  Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?   (Горох, горошина) ◘  Какой злак может расти ... на человеке? (Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц . ) ◘  Назовите животных-альпинистов. (Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

У какого слона нет хобота?

   (У шахматного)

На каком базаре самый большой шум?

   (На птичьем базаре.)

Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  

(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)

Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?  

(Горох, горошина)

Какой злак может расти ... на человеке?

(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц . )

Назовите животных-альпинистов.

(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА   ◘  Как правильно: п я тнистый п я тон или п и тнистый п и тон? (Правильно писать п я тнистый п и тон.) ◘  Какого рода кольраби?  (С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии –рода капуста, овощная культура.) ◘  Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».   (Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.) ◘  Название какой змеи может быть наречием?   (Уж) ◘  Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?   (Попугай) ◘  Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?   (Летающих насекомых - рой.)

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

 

Как правильно: п я тнистый п я тон или п и тнистый п и тон?

(Правильно писать п я тнистый п и тон.)

Какого рода кольраби? 

(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии –рода капуста, овощная культура.)

Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

  (Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

Название какой змеи может быть наречием?

  (Уж)

Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?  

(Попугай)

Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?

  (Летающих насекомых - рой.)

Пантомима С помощью пантомимы изобразить

Пантомима

С помощью пантомимы изобразить

  • Кактус.
  • Листопад.
  • Фотосинтез.
  • Развитие побега из почки.
Прием мнемоники Вид - Встало Род – Рано Семейство – Солнце Порядок – Прилетел Класс – Комар Отдел – Осторожно Царство – Цапнет!

Прием мнемоники

Вид - Встало

Род – Рано

Семейство – Солнце

Порядок – Прилетел

Класс – Комар

Отдел – Осторожно

Царство – Цапнет!

Биология Актуальная, интересная Развивается, учит, описывает Изучает все аспекты жизни Наука
  • Биология
  • Актуальная, интересная
  • Развивается, учит, описывает
  • Изучает все аспекты жизни
  • Наука


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование игровых технологий на уроках биологии

Автор: Киржаева Ирина Алексеевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Использование игровых технологий на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(61) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "229717"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441837550"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Использование игровых технологий на уроках биологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii-kak-sriedstva-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189943"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427051818"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(65) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "129681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415734508"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства