Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Наладить контакт с учащимися, мотивировать к плодотворной работе. | Приветствие, Постановка проблемы. На слайде вы видите картинки-ассоциации к сегодняшнему уроку, попробуйте разгадать их смысл и ответьте на вопросы: - О чём же сегодня на уроке будем говорить? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Какие цели на уроке будут решаться? | Решают поставленные задачи, отвечают на вопросы. Формулируют предполагаемую тему урока. «Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. Борьба организма с инфекциями» Формулируют цель урока: узнать, что такое иммунитет, его виды. Использовать полученные знания на практике. | Личностные УУД Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Этап актуализации | Актуализация опорных знаний и способов действий | Определение области «знания – незнания» - Что нам поможет получить знания о том, чего вы ещё не знаете? 1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания, кто из обучающихся болел и, сколько раз. Прочитайте тему урока. Подумайте, что означает слово «иммунитет», где вы встречались с данным понятием? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок? Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и уметь применить знания об иммунитете для сохранения и укрепления здоровья. На слайде вы видите основные понятия, которые помогут нам изучить новую тему, но присмотритесь, они перепутаны, давайте исправим ошибки. | 1.Делятся мнением и личным опытом. Выдвигают гипотезы. 2.Формулируют вопросы. Читают тему урока. Делают предположения. | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Этап усвоении новых знаний | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует деятельность учащихся: 1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий, работ в группах. – На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Кто из вас знаком с правилом 80\20? 1. Защитные барьеры организма, органы иммунной системы. Мы никогда не бываем одиноки, нас окружают миллиарды микроорганизмов, которые постоянно предпринимают попытки проникнуть в наш организм, а некоторые живут с нами на постоянной дружеской основе. Как же наш организм защищается от непрошенных гостей? Прием «осмысленное чтение» при работе с раздаточным материалом. Давайте узнаем об этом, изучив карточки «Гуморальный и клеточный иммунитет» и работая со слайдом на экране. Сегодня мы разделились на две команды, одна команда - это будущие специалисты по клеточному иммунитету – «Мечниковцы». Вторая команда – специалисты по гуморальному иммунитету «Эрлиховцы». 2. Различают клеточный и гуморальный механизмы иммунитета: Клеточный (уничтожение вредного фактора клетками – фагоцитами и лимфоцитами) Клеточный иммунитет был отрыт И.И.Мечниковым, за что он был удостоен нобелевской премии. Демонстрация наглядного материала. Гуморальный (уничтожение вредного фактора особыми веществами - антителами). Был открыт немецким врачом Паулем Эрлихом, так же удостоившимся нобелевской премией. Антигены — это любые чужеродные вещества, которые при попадании в организм вызывают иммунную реакцию. Антитела - это белки, которые связываются с антигенами и обезвреживают их. Подходят друг к другу как ключ к замку. Давайте проверим на практике, как это работает. Физминутка: игра «Антиген-антитело» Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим легко ли организму подобрать антитела к проникшим антигенам, мне нужен доброволец на роль гуморального иммунитета. Игра «Слепое узнавание» Виды иммунитета (работа с бланками) – Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт? – Известно, что одни члены семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий. Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний. Игра «Сортировка». Перед вами конверты с изображениями, ваша задача отобрать те из них, которые подходят тому виду иммунитета, который указан на конверте. 4. Борьба организма с инфекциями. Известно огромное количество инфекционных заболеваний, я приготовила для вас задания описания, я расскажу известные факты о болезни, а ваша задача угадать её, и не произнося в слух ответ, написать его на листке, по счету 3, покажите мне свой ответ, не забывайте, команды соревнуются между собой. 1)Это самое известное заболевание иммунной системы. Получило распространение после укуса человека больной обезьяной, названо чумой 20 века. Распространяется в кругу наркоманов, людей с болезненной ориентацией, из-за нее погиб известный всем солист группы Квин, Фредди Меркури. —СПИД . А кто знает, как можно защититься от болезни в наши дни и как себя вести с больными? 2)Эта болезнь поражала людей в средние века и убивала миллионы, виновниками оказались переносчики-блохи 55 видов, кстати, заражавшиеся от крыс, зайцев, сусликов. Летальность форм легочной, бубонной, кожной составляла 98-100% Сейчас при правильном лечении 5-10%. - Чума Бактерия, вызывающая заболевание обнаружена в конце 19 века, и ученный дал ей свое имя Йерсиния пестис. 3) Палочка- бактерия, поселяющаяся в дыхательных путях человека, унесла жизнь моего двоюродного дяди, он служил на флоте и во время дальнего плавания на корабле оказался больной матрос, через неделю после моего рождения дядя Юра умер, увидев меня перед смертью, только через оконное стекло. Болезнь коварна и очень заразна, заражение происходит воздушно-капельным путем, через общую посуду, одежду. Для проверки иммунитета к этой болезни каждому ребенку через определенный промежуток времени делают пробу (диаскин-тест). - Палочка Коха – Туберкулез. Очень известна история создания первого противотуберкулезного санатория на юге России, в зарослях Пицундской сосны и можжевельника. Кто знает какие особые лечебные вещества летают в воздухе в хвойных лесах? Фитонциды – летучие соединения, выделяемые растениями и способные подавлять рост и развитие бактерий. 4) Эту болезнь называют «Чумой 21 века», ею страдает 95% населения планеты. Многие лишены возможности есть любимые сладости или даже хлеб. Реакция возникает именно на гуморальном уровне, в результате контакта с веществами различной природы, при вдыхании, поедании, касании. Реакция может иметь накопительный характер и доходить до крайнего проявления анафилактического шока. - Аллергия Есть ли среди вас такие, кто страдает от аллергии. А что делать, чтобы уберечь себя от этой болезни? Что помогло человечеству победить большинство инфекционных заболеваний? История появления прививок. | 1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий Называют органы иммунной системы. Повторяют топографию расположения органов на собственном теле. Заполняют индивидуальные бланки, но знания добывают, работая в группе. 3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему, иллюстрируют ее примерами. Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы. Работа в группах. 1 группа — естественный иммунитет. 2 группа -искусственный иммунитет. Отчет групп — устные ответы. Выполняют задания физкультминутки. Рассказывают о данных заболеваниях Работают в группах. Записывают понятия в индивидуальные бланки. Добавляют данные в таблицы. Выполняют задание, проводят самопроверку. | Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми, изучаемой темы: | Работа в группах Каждая группа должна составить рецепт: «Как поддержать свой иммунитет». Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь. Режим дня. Рациональное питание. Двигательная активность на свежем воздухе. Соблюдение личной гигиены. Хорошее настроение. Отказ от вредных привычек. Своевременные прививки Проверка правильности заполнения таблицы. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. | Работают со схемой «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организует рефлексию: 1.Выбираем палитру настроения, оцениваем активность на уроке, что понравилось, что вызвало затруднение? Выставляют себе оценку за урок, сдают бланки индивидуальной работы. Благодарю за сотрудничество!!! | Выбирают цвет настроения, объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |