Использование игровых технологий на уроках биологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Использование игровых технологий на уроках биологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. Рассмотрены мотивы игровой деятельности, цели игры. На уроках биологии игровые технологии могут быть использованы:в качестве урока (занятия).Например: урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина и т.д. Игра может быть небольшой частью урока. Причем игровой момент может иметь место на различных этапах урока (при объяснении, закреплении, контроле, обобщении). Представлены варианты игровой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках биологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся »
Использование игровых технологий на уроках биологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.
В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.
Построение урока вытекает из закономерной смены деятельности учащихся: восприятие-переработка-воспроизведение. Играть можно как на любом из этапов урока, так и на продолжении всего урока. Игровые моменты урока, как правило требуют подготовку учителя. Можно использовать игровую деятельность во время опроса, закрепления материала.
На уроках биологии игровые технологии могут быть использованы:
В качестве урока (занятия).
Например: урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина и т.д.
Игра может быть небольшой частью урока. Причем игровой момент может иметь место на различных этапах урока (при объяснении, закреплении, контроле, обобщении).
Варианты игровой деятельности:
Викторина. Ее можно использовать для работы, как со всем классом, так и с группой учащихся. Тему викторины можно выбирать: исходя из материала одного урока, нескольких уроков или по всему пройдённому материалу курса.
Варианты проведения:
Работа с группой учащихся. Участники викторины встают между рядами парт по одному человеку (3 ученика). Учитель последовательно задает этим ученикам заранее приготовленные вопросы, каждому по одному. Если учащийся ответил правильно, то он передвигается к следующей парте (на один шаг вперед), если не правильно, то возвращается на свое рабочее место. Получает «5» тот, кто ответит на все пять вопросов викторины правильно, без ошибок.
Работа с классом. Учитель задает вопросы для всех учащихся. За каждый правильный ответ выдает цветное «Сердечко» (листочек, цветочек или др.). В конце урока осуществляется подсчет количества сердечек. Всем кто получил «5»сердечек выставляет отметку в журнал. Если ученик не набрал нужного количества цветных фигур (5 «сердечек», 5 баллов), то оценка не выставляется. Оценку можно получить за другую деятельность на этом уроке, добрав нужное количество баллов.
Найди лишнего и объясни
При изучении любой темы можно использовать эту игру. Учащимся можно представить как фотографии, рисунки, так и варианты - задания.
Например: При изучении споровых растений. Задание: Плаун, хвощ, сфагнум, сосна, орляк. Найди лишнего и объясни. Ответ: плаун, хвощ, сфагнум, орляк- высшие споровые растения, размножаются спорами, а сосна – семенное, размножается семенами.
Например: при изучении плодов. Задание: вишня, слива, томат, абрикос, черемуха. Найди лишнего и объясни. Ответ: томат так ка у него плод ягода, у остальных костянка.
Передай другому
Чаще всего эту игру можно использовать в конце урока или в начале при проверке усвоения материала учащимися. Работа осуществляется по вариантам. Удобнее брать два варианта. Учитель дает задание и все учащиеся, сидящие друг за другом каждого варианта в течение какого то периода времени пишут ответ на вопрос. Условие: каждый ученик пишет только одно предложение, повторяться нельзя, дополнять ответы можно и дальше передает листочек ученику, сидящему за ним. Например: первый вариант пишет ответ на вопрос - строение эвглены зеленой, второй вариант – инфузории туфельки. Далее учитель собирает листочки – ответы. Зачитывает работы учащихся, выбирает самый полный и без ошибок ответ и выставляет оценки ученикам.
Ответь мне
Для формирования навыка осмысленного чтения текста можно предложить некоторым учащимся составить вопросы, используя текст параграфа учебника. Затем ученики вопросы задают учащимся. За каждый правильный ответ получают цветную картинку. Набрав 5 и более получают пятерку.
Узнай меня
На уроках зоологии учащимся предлагается домашнее задание приготовить описание какого то животного. По существенным характеристикам, ребятам нужно определить о каком животном идет речь, дать ему название.
Ребусы, кроссворды, загадки, лабиринты хорошо использовать при изучении биологии в 5-7 классах.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Применяя игру как форму обучения, важно быть уверенным в целесообразности её использования.