kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физиология дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии, и выделением углекислого газа в окружающую среду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физиология дыхания»

Б УХАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ  ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО

Б УХАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО

  • Тема лекции:
  • ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
  • Кобилова Дилноз Сафоевна
ДЫХАНИЕ «Дыхание составляет важнейшую из всех  деятельностей тела, ибо все прочие  его деятельности зависят от дыхания».   ( Из древних индийских трактатов)

ДЫХАНИЕ

«Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания».

( Из древних индийских трактатов)

Определение

Определение

  • Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода , использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии, и выделением углекислого газа в окружающую среду.
ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ :  I .  Внешнее или легочное дыхание (включает в себя):  а) газообмен между внешней средой и альвеолярным воздухом (вентиляция легких);  б)  газообмен между альвеолярным воздухом и кровью капилляров легких. II .  Транспорт газов (кислорода и углекислого газа) кровью. III .  Тканевое дыхание:  а)  диффузия газов в тканях;  б) внутриклеточное дыхание.  (

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ :

I . Внешнее или легочное дыхание (включает в себя):

а) газообмен между внешней средой и альвеолярным воздухом (вентиляция легких);

б) газообмен между альвеолярным воздухом и кровью капилляров легких.

II . Транспорт газов (кислорода и углекислого газа) кровью.

III . Тканевое дыхание:

а) диффузия газов в тканях;

б) внутриклеточное дыхание.

(

Воздухоносные пути: гортань, трахея, бронхи

Воздухоносные пути: гортань, трахея, бронхи

Функции легких  1.  Главная функция легких – газообмен  между организмом и окружающей средой. Функциональная единица легкого – ацинус.  В обоих легких содержится до 300 тыс. ацинусов.

Функции легких

1. Главная функция легких – газообмен между организмом и окружающей средой. Функциональная единица легкого ацинус. В обоих легких содержится до 300 тыс. ацинусов.

Функции легких  Каждый ацинус вентилируется концевой бронхиолой. От неё отходят дыхательные бронхиолы , которые делятся дихотомически .   Дыхательные бронхиолы переходят в альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки, которые несут на себе альвеолы легкого.

Функции легких

Каждый ацинус вентилируется концевой бронхиолой. От неё отходят дыхательные бронхиолы , которые делятся дихотомически .

Дыхательные бронхиолы переходят в альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки, которые несут на себе альвеолы легкого.

Бронхиолы, ацинусы, альвеолы, кровеносные сосуды

Бронхиолы, ацинусы, альвеолы, кровеносные сосуды

Другие функции легких  2 . Легкие выполняют также ряд  негазообменных функций:  а) Выделительная - удаление воды и летучих веществ (углекислый газ, ацетон, эфир, этанол и др.);  б) Выработка биологически активных веществ (гепарина, гистамина, факторов свертывания, простагландинов и др.);  в) Инактивация биологически активных веществ (брадикинина, простагландинов)

Другие функции легких

2 . Легкие выполняют также ряд

негазообменных функций:

а) Выделительная - удаление воды и летучих веществ (углекислый газ, ацетон, эфир, этанол и др.);

б) Выработка биологически активных веществ (гепарина, гистамина, факторов свертывания, простагландинов и др.);

в) Инактивация биологически активных веществ (брадикинина, простагландинов)

Другие функции легких   г) Защитная – легкие являются барьером между внутренней и внешней средой организма; в них образуются антитела, лизоцим, интерферон, иммуноглобулины; осуществляется фагоцитоз.  д) Участие в терморегуляции (в теплообразовании и теплоотдаче);  е) Легкие являются резервуаром воздуха для речеобразования.

Другие функции легких

г) Защитная – легкие являются барьером между внутренней и внешней средой организма; в них образуются антитела, лизоцим, интерферон, иммуноглобулины; осуществляется фагоцитоз.

д) Участие в терморегуляции (в теплообразовании и теплоотдаче);

е) Легкие являются резервуаром воздуха для речеобразования.

Функции воздухоносных путей   1) Доставка атмосферного воздуха в легкие;  2) Очищение вдыхаемого воздуха от пылевых частиц;  3) Увлажнение воздуха за счет влаги слизистой оболочки;  4) Согревание воздуха, особенно эффективное при носовом дыхании (до 36 град.);  5) Участие в процессах терморегуляции (теплоотдаче и теплообразовании).

Функции воздухоносных путей

1) Доставка атмосферного воздуха в легкие;

2) Очищение вдыхаемого воздуха от пылевых частиц;

3) Увлажнение воздуха за счет влаги слизистой оболочки;

4) Согревание воздуха, особенно эффективное при носовом дыхании (до 36 град.);

5) Участие в процессах терморегуляции (теплоотдаче и теплообразовании).

КОСТНО-МЫШЕЧНЫЙ КАРКАС

КОСТНО-МЫШЕЧНЫЙ КАРКАС

Плевральная щель

Плевральная щель

  • Легкое покрыто защитной серозной оболочкой – плеврой. Она состоит из двух листков. Внутренний листок ( висцеральная плевра) покрывает снаружи легкие. Наружный листок ( париетальная плевра) выстилает грудную клетку изнутри. Между ними образуется узкое пространство – плевральная щель, заполненное серозной жидкостью.
Плевральная щель Давление в плевральной щели всегда меньше атмосферного давления (760 мм рт.ст.). Поэтому его называют – отрицательным давлением . При спокойном вдохе оно составляет –  6-9 мм рт.ст., при глубоком вдохе оно становится ещё более отрицательным – 20 мм рт.ст. На выдохе – 2-3 мм рт.ст.

Плевральная щель

  • Давление в плевральной щели всегда меньше атмосферного давления (760 мм рт.ст.). Поэтому его называют – отрицательным давлением . При спокойном вдохе оно составляет 6-9 мм рт.ст.,
  • при глубоком вдохе оно становится ещё более отрицательным – 20 мм рт.ст.
  • На выдохе – 2-3 мм рт.ст.

Происхождение  отрицательного давления  связано с тем, что рост легких в онтогенезе отстает от роста грудной клетки.   Отрицательное давление в плевральной щели поддерживается эластической тягой легкого (ЭТЛ), т.е.  стремлением легкого сжаться.

  • Происхождение

отрицательного давления связано с тем, что рост легких в онтогенезе отстает от роста грудной клетки. Отрицательное давление в плевральной щели поддерживается эластической тягой легкого (ЭТЛ), т.е. стремлением легкого сжаться.

ЭТЛ  обусловлена 3 факторами:
  • ЭТЛ обусловлена 3 факторами:
  • а ) эластиновыми и коллагеновыми волокнами альвеол;
  • б ) тонусом гладких мышц сосудов и бронхиол;
  • в ) сурфактантом - внутренней выстилкой альвеол, которая снижает поверхностное натяжение жидкости в альвеолах примерно в 10 раз. Тем самым сурфактант препятствует спадению мелких альвеол и облегчает вдох.
Роль сурфактанта

Роль сурфактанта

  • 1. Уменьшает поверхностное натяжение жидкости , покрывающей альвеолы. Тем самым предотвращает слипание альвеол легкого во время выдоха.
  • 2. Выполняет защитную функцию: защищает стенки альвеол от повреждающих действий окислителей и перекисей; оказывает бактериостатическое действие и т.д.
  • 3. Облегчает диффузию кислорода из альвеол в кровь.
Механизм вдоха

Механизм вдоха

  • Вдох (инспирация) – это активный процесс, происходящий при сокращении инспираторных мышц.
  • Главная мышца вдохадиафрагмальная , расширяет грудную клетку в вертикальном направлении.
  • Наружные косые межреберные и межхрящевые мышцы способствуют расширению грудной клетки во фронтальном и сагиттальном направлениях. При глубоком вдохе дополнительно подключаются грудные мышцы, мышцы плечевого пояса.
Механизм выдоха

Механизм выдоха

  • Выдох (экспирация) совершается пассивно при расслаблении инспираторных мышц.
  • Глубокий выдох обеспечивают мышцы передней брюшной стенки и внутренние косые межреберные мышцы.
Механизм вдоха и выдоха

Механизм вдоха и выдоха

  • При вдохе происходят три процесса: 1 – расширение грудной клетки; 2 – расширение легких; 3 – поступление воздуха в альвеолы. Вместе с расширением грудной клетки расширяются и легкие.
  • Главная причина расширения легких при вдохе – атмосферное давление, действующее на легкое только с одной стороны – через воздухоносные пути .
Выдох также совершается в результате трех процессов:  1 –сужение грудной клетки; 2 – сужение легких; 3 – изгнание воздуха из легких в атмосферу. Спокойный выдох осуществляется пассивно – без затраты энергии. Глубокий
  • Выдох также совершается в результате трех процессов:
  • 1 –сужение грудной клетки; 2 – сужение легких; 3 – изгнание воздуха из легких в атмосферу.
  • Спокойный выдох осуществляется пассивно – без затраты энергии. Глубокий выдох - активно за счет сокращения внутренних межреберных мышц и мышц передней брюшной стенки.
Изменения грудной клетки при вдохе и выдохе ВДОХ ВЫДОХ  Диафрагма

Изменения грудной клетки при вдохе и выдохе

ВДОХ

ВЫДОХ

Диафрагма

Вентиляция легких

Вентиляция легких

  • Вентиляция легких - это газообмен между атмосферным воздухом и легкими. Происходит за счет вдоха и выдоха.
  • Гипервентиляция – это произвольное усиление дыхания, не связанное с потребностями организма в кислороде.
  • Гиперпное – это непроизвольное усиление дыхания в связи с реальными метаболическими потребностями организма.
  • Типы дыхания:
  • 1. У мужчин – брюшной тип дыхания. В результате мощного сокращения диафрагмы, органы брюшной полости смещаются вниз, при этом живот «выпячивается».
  • 2. У женщин – в основном грудной тип дыхания. Он обеспечивается, главным образом, за счет сокращения межреберных мышц.
Легочные объемы и емкости

Легочные объемы и емкости

  • Легочные объемы:
  • 1. Дыхательный объем (ДО) = 500 мл
  • 2. Резервный объем вдоха (РО вдоха ) = 1500-2500 мл
  • 3. Резервный объем выдоха (РО выдоха ) =1000 мл
  • 4. Остаточный объем (ОО) = 1000 -1500 мл
  • Легочные емкости:
  • 1. Общая емкость легких (ОЕЛ)= (1+2+3+4) = 4-6 литров
  • 2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) = (1+2+3) =3,5-5 литров
  • 3. Функциональная остаточная емкость легких (ФОЕ) = (3+4 ) = 2-3 литра
  • 4. Емкость вдоха (ЕВ) = (1+2) = 2-3 литра
Легочные объемы

Легочные объемы

  • Легочные объемы:
  • 1 . Дыхательный объем – это объем воздуха, который входит и выходит из легких при спокойном дыхании (500 мл)
  • 2 . Резервный объем вдоха - это объем воздуха, который можно вдохнуть дополнительно после спокойно вдоха, сделав максимально глубокий вдох (2500 мл).
  • 3. Резервный объем выдоха – это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких после спокойного выдоха, сделав максимальный выдох (1300 мл).
  • 4. Остаточный объем – это объем воздуха, который остается в легких после максимального выдоха (1000 мл)
Легочные емкости

Легочные емкости

  • Легочные емкости:
  • 1. Общая емкость легких – это ЖЕЛ + ОО (4-6 литров).
  • 2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) = ДО+РОвд.+РОвыд. (3,5-5 литров).
  • 3. Функциональная остаточная емкость легких (ФОЕ) = ОО+РОвыд. (2-3 литра).
  • 4. Емкость вдоха (ЕВ) = ДО+РОвд. (2-3 литра).
Определение легочных объемов на спирограмме Резервный объем вдоха (РО вд )  Максимальный вдох ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ ЖЕЛ=ДО+РО ВД +РО ВЫД Дыхательный объем Спокойное дыхание  Максимальный выдох  Резервный объем выдоха (РО выд )

Определение легочных объемов на спирограмме

Резервный объем вдоха (РО вд )

Максимальный вдох

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ

ЛЕГКИХ

ЖЕЛ=ДО+РО ВД +РО ВЫД

Дыхательный

объем

Спокойное дыхание

Максимальный выдох

Резервный объем выдоха (РО выд )

Основные показатели вентиляции

Основные показатели вентиляции

  • 1. Частота дыхания (ЧД) = 12-16 / мин;
  • 2 . Минутный объем дыхания (МОД)=ДОхЧД= 5 - 9 л;
  • 3 . Объем анатомического мертвого пространства (МП) =140 мл;
  • 4. Дыхательный альвеолярный объем (ДАО) = ДО-МП= (500-140 = 360 мл);
  • 5. Коэффициент вентиляции альвеол (КВА) = ДАО / ФОЕ= (ДО-МП) / ОО+РО выдоха = 360 / 2500 = 1 / 7;
  • 6. Минутная вентиляция легких (МВЛ) = (ДО-МП) х ЧД = 3,5-4,5 л.
Ветвления и зоны  трахеобронхиального дерева Поколения дыхательных путей Кондуктивная зона 1-16 поколения  Конвективный обмен газов Переходная зона 17-21 поколения - конвект. обмен Дыхательная зона 22-23 поколения  Диффузионный обмен газов

Ветвления и зоны трахеобронхиального дерева

Поколения дыхательных путей

Кондуктивная зона

1-16 поколения

Конвективный обмен газов

Переходная зона 17-21 поколения - конвект. обмен

Дыхательная зона 22-23 поколения

Диффузионный обмен газов

Респираторная зона

Респираторная зона

ДИФФУЗИЯ ГАЗОВ В ЛЕГКИХ

ДИФФУЗИЯ ГАЗОВ В ЛЕГКИХ

  • Диффузией газа в легких называют перенос его молекул через легочную мембрану - под влиянием разности парциального давления газов ( О 2и СО2 ) в альвеолярном воздухе и напряжения этих газов в крови легочных капилляров.
Парциальное давление Парциальное давление – это часть общего давления смеси газов, приходящаяся на отдельный газ (если бы он занимал весь объем смеси). Определяется по формуле: Р СМЕСИ х С (%)  Р ГАЗА = ------------------------------------ 100%

Парциальное давление

  • Парциальное давление – это часть общего давления смеси газов, приходящаяся на отдельный газ (если бы он занимал весь объем смеси). Определяется по формуле:

Р СМЕСИ х С (%) Р ГАЗА = ------------------------------------ 100%

Содержание газов в альвеолярном воздухе и крови легочных капилляров

Содержание газов в альвеолярном воздухе и крови легочных капилляров

  • Для кислорода:
  • Р альв.возд = 100 мм рт.ст.
  • P вен.крови = 40 мм рт.ст.
  • Р 1 2 =60 мм рт.ст.
  • Для СО 2 :
  • Р вен.крови = 46 мм рт.ст.
  • Р альв.возд. = 40 мм рт.ст.
  • Р 1 2 = 6 мм рт.ст.
  • Проницаемость легочной мембраны для CO 2 в 25 раз выше, чем для O 2 .
Диффузия кислорода

Диффузия кислорода

  • В альвеолярном воздухе (14% кислорода) - парциальное давление кислорода составляет 100 мм рт.ст .
  • В крови легочных капилляров напряжение кислорода - 40 мм рт.ст.
  • Градиент (т.е. разность) давлений, обеспечивающий диффузию кислорода равен 100-40=60 мм рт.ст.
Диффузия углекислого газа

Диффузия углекислого газа

  • В альвеолярном воздухе парциальное давление СО 2 составляет 40 мм рт.ст.
  • В крови легочных капилляров напряжение СО 2 - 46 мм рт.ст.
  • Градиент давлений, обеспечивающий диффузию СО 2 - 46-40=6 мм рт.ст.
АЭРОГЕМАТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

АЭРОГЕМАТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

ВЕНТИЛЯЦИОННО-ПЕРФУЗИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗНЫХ ЗОНАХ ЛЕГКИХ Р О 2 (мм Hg )

ВЕНТИЛЯЦИОННО-ПЕРФУЗИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗНЫХ ЗОНАХ ЛЕГКИХ

Р О 2

(мм Hg )

Соотношение вентиляции и перфузии в разных отделах легких. Распределение вентиляционно-перфузионного коэффициента (ВПК)

Соотношение вентиляции и перфузии в разных отделах легких. Распределение вентиляционно-перфузионного коэффициента (ВПК)

Транспорт O 2 кровью

Транспорт O 2 кровью

  • В основном транспорт кислорода осуществляется в виде оксигемоглобина. Лишь незначительная часть О2 физически растворяется в плазме крови.
  • Кислородная ёмкость крови – максимальное количество кислорода, которое может связать единица объема крови (1 л крови связывает 180-200 мл кислорода).
Транспорт СО 2  кровью

Транспорт СО 2 кровью

  • Углекислый газ транспортируется кровью:
  • в основном в виде солей угольной кислоты – бикарбонатов натрия и калия (60%).
  • В виде угольной кислоты (2%).
  • В эритроцитах – связывается с гемоглобином – карбгемоглобин (5%).
  • В физически растворенном в плазме состоянии (4,5%).
Диффузия O 2 в тканях

Диффузия O 2 в тканях

  • В тканях происходит диссоциация оксигемоглобина. Этому способствует разность напряжения кислорода в крови и тканях.
  • Гемоглобин отдает кислород тканям и присоединяет образовавшийся в тканях углекислый газ.
  • Способствует диссоциации оксигемоглобина: накопление СО 2 в тканях; закисление среды; повышение температуры; АТФ; 2,3-дифосфоглицерат.
Диффузия С O 2 в тканях

Диффузия С O 2 в тканях

  • Напряжение СО 2 в тканях составляет 60-80 мм рт.ст., а в артериальной крови – 40 мм рт.ст. Поэтому по градиенту напряжения СО 2 переходит из тканей в кровь.
  • Небольшая его часть остается в плазме в физически растворенном виде.
  • Большая часть СО2 в эритроцитах соединяется с водой, образуя угольную кислоту.
  • Угольная кислота диссоциирует на Н+ и НСО3-, который затем связывает К+ и N а+, образуя соли (бикарбонаты К и N а).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Физиология дыхания

Автор: Кобилова Дилноз Сафоевна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Физиология дыхания"
    ["seo_title"] => string(23) "fiziologiia_dykhaniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "599286"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1643643190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Физиология питания. "
    ["seo_title"] => string(23) "fiziologhiia-pitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "192649"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427481500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Элементы проблемного обучения в преподавании биологии "
    ["seo_title"] => string(62) "eliemienty-probliemnogho-obuchieniia-v-priepodavanii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "109952"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405309080"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) ""Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания детей старшего дошкольного возраста через непосредственно-образовательную деятельность" "
    ["seo_title"] => string(161) "ozdorovitiel-naia-rabota-v-ritmie-optimal-nogho-dykhaniia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-nieposriedstvienno-obrazovatiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "122018"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414138793"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Дыхание.Значение дыхательной системы."
    ["seo_title"] => string(44) "dykhaniie_znachieniie_dykhatiel_noi_sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "394521"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487730658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства