kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элементы проблемного обучения в преподавании биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Элементы проблемного обучения в преподавании биологии

Е.Ю. Петрова, учитель биологии МБОУ г. Астрахани «СОШ № 36»

                         Биология -  ключевой предмет настоящего времени. Прошли те времена, когда бытовали представления о биологии как науке только о растениях, животных, далёких экспедициях. В настоящее время биология – это наука о проблеме экологического кризиса, роста генетического «груза» человека, да и всех живых организмов, загрязнение морей, рек, Мирового океана, исчезновения степей и лесов с их обитателями. Важность биологического образования диктует новые подходы к нему. Проблемное обучение – один из рациональных и эффективных путей повышения познавательной активности учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей. Проблемное изложение нового материала в начале урока предполагает постановку вопроса – проблемы перед учащимися (целевая установка). Вопрос – проблема может включать в себя элементы противоречия и для ответа не хватает знаний учащихся.

               Термин «проблема» употребляется в учебном процессе по отношению к такой истине, которая уже познана наукой, но является новой, неизвестной учащимся. В процессе решения учебной проблемы они приобретают субъективно новые знания. Элементы противоречия побуждают учащихся высказывать свои суждения, предположения.  Например, при изучении темы «Пластические и энергетические обмены» задаем учащимся вопрос:  «Растения дышат днем и ночью кислородом, но как же воздух обогащается им?» или при изучении темы дыхания растений в 6 классе «Почему в комнате для сна не рекомендуется содержать большое количество цветов?».  В эти вопросы включен элемент противоречий, что помогает уяснить важный биологический процесс дыхания и фотосинтеза. При изложении материала по теме: «Физиология дыхания», вопрос следующего содержания:  «Когда говорят о чем – то жизненно важном, прибегают к сравнению: «нужен, как воздух». Почему? Далее в процессе беседы выясняется роль кислорода как составной части воздуха и роль дыхательной системы в обеспечении органов и тканей кислородом. Объяснение темы: «Физиология почки» можно начать с постановки занимательного вопроса по книге К.И. Чуковского «От 2 до 5»: « Вот чудо: я пью и кофе, и воду  и чай, и какао, а из меня выходит только чай. Почему?». Оказывается, что на этот вопрос ответить не просто. Начинается беседа о деятельности почек и продуктах  этой деятельности. Работая над проблемой, вскрываем противоречия, которые могут возникать при её решении. Логика ведения урока демонстрирует перед учащимися путь научного мышления, делает их соучастниками научного поиска. На протяжении ряда лет накапливается картотека проблемных вопросов.

                                  Умения и навыки, которые приобретают учащиеся при их решении, дают возможность творчески использовать полученные знания. Учащиеся постепенно начинают видеть смысл в изучении биологии, понимать значимость предмета. Увлеченные ученики начинают сами придумывать проблемные вопросы и ситуации. А это возможно  лишь в том случае, если они овладели не только учебным материалом, но и проработали дополнительную литературу. Элементы проблемного обучения позволяют решать важные воспитательные задачи: поощрение вопросов учащихся, поиск оригинального решения, предоставление возможности свободной дискуссии, реализация потребности учащихся в самоутверждении, общении. Опыт показывает, что без обратной связи «ученик - учитель» познавательная активность учащихся резко падает. Для поддержки обратной связи используем биологические задачи, кроссворды, терминологические диктанты, уплотненные и программированные опросы.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элементы проблемного обучения в преподавании биологии »

Элементы проблемного обучения в преподавании биологии Е.Ю. Петрова

МБОУ г. Астрахань «СОШ № 36»

Биология - ключевой предмет настоящего времени. Прошли те времена, когда бытовали представления о биологии как науке только о растениях, животных, далёких экспедициях. В настоящее время биология – это наука о проблеме экологического кризиса, роста генетического «груза» человека, да и всех живых организмов, загрязнение морей, рек, Мирового океана, исчезновения степей и лесов с их обитателями. Важность биологического образования диктует новые подходы к нему. Проблемное обучение – один из рациональных и эффективных путей повышения познавательной активности учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей. Проблемное изложение нового материала в начале урока предполагает постановку вопроса – проблемы перед учащимися (целевая установка). Вопрос – проблема может включать в себя элементы противоречия и для ответа не хватает знаний учащихся.

Термин «проблема» употребляется в учебном процессе по отношению к такой истине, которая уже познана наукой, но является новой, неизвестной учащимся. В процессе решения учебной проблемы они приобретают субъективно новые знания. Элементы противоречия побуждают учащихся высказывать свои суждения, предположения. Например, при изучении темы «Пластические и энергетические обмены» задаем учащимся вопрос: «Растения дышат днем и ночью кислородом, но как же воздух обогащается им?» или при изучении темы дыхания растений в 6 классе «Почему в комнате для сна не рекомендуется содержать большое количество цветов?». В эти вопросы включен элемент противоречий, что помогает уяснить важный биологический процесс дыхания и фотосинтеза. При изложении материала по теме: «Физиология дыхания», вопрос следующего содержания: «Когда говорят о чем – то жизненно важном, прибегают к сравнению: «нужен, как воздух». Почему? Далее в процессе беседы выясняется роль кислорода как составной части воздуха и роль дыхательной системы в обеспечении органов и тканей кислородом. Объяснение темы: «Физиология почки» можно начать с постановки занимательного вопроса по книге К.И. Чуковского «От 2 до 5»: « Вот чудо: я пью и кофе, и воду и чай, и какао, а из меня выходит только чай. Почему?». Оказывается, что на этот вопрос ответить не просто. Начинается беседа о деятельности почек и продуктах этой деятельности. Работая над проблемой, вскрываем противоречия, которые могут возникать при её решении. Логика ведения урока демонстрирует перед учащимися путь научного мышления, делает их соучастниками научного поиска. На протяжении ряда лет накапливается картотека проблемных вопросов. Умения и навыки, которые приобретают учащиеся при их решении, дают возможность творчески использовать полученные знания. Учащиеся постепенно начинают видеть смысл в изучении биологии, понимать значимость предмета. Увлеченные ученики начинают сами придумывать проблемные вопросы и ситуации. А это возможно лишь в том случае, если они овладели не только учебным материалом, но и проработали дополнительную литературу. Элементы проблемного обучения позволяют решать важные воспитательные задачи: поощрение вопросов учащихся, поиск оригинального решения, предоставление возможности свободной дискуссии, реализация потребности учащихся в самоутверждении, общении. Опыт показывает, что без обратной связи «ученик - учитель» познавательная активность учащихся резко падает. Для поддержки обратной связи используем биологические задачи, кроссворды, терминологические диктанты, уплотненные и программированные опросы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Элементы проблемного обучения в преподавании биологии

Автор: Петрова Екатерина Юрьевна

Дата: 14.07.2014

Номер свидетельства: 109952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии». "
    ["seo_title"] => string(97) "urovnievaia-diffierientsiatsiia-na-osnovie-obiazatiel-nykh-riezul-tatov-v-priepodavanii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "161567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422252331"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока биологии  по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193158"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427586274"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация для урока биологии по теме "Воздушное питание растений – фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193159"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427587890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства