Презентация соответствует программе обучения студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей. МДК 02.01. Управление коллективом исполнителей. Раздел "Производственная деятельность автотранспортного предприятия".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономика транспорта»
Тема 1 ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА
1.Особенности экономики транспорта
2.Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта
3.Структура автотранспортной отрасли
q6s21v0m0
-21
1. Особенности экономики транспорта
Основная задача экономики – реализация производственного процесса .
Основная задача транспорта - перемещение грузов из сферы производства в сферу потребления .
В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесса.
Продукция транспорта – перемещение людей и натурально-вещественных продуктов во времени и пространстве без изменения физических и химических свойств продуктов .
-21
Особенности транспортной продукции:
- создание запасов транспортной продукции невозможно ;
- издержки на производство готового продукта не содержат элемента «сырье» ;
- три этапа процесса перемещения грузов или пассажиров :
- по грузовым перевозкам - объем перевозок (Q) в тоннах и грузооборот (Р) в тонно-километрах;
- по пассажирским перевозкам - количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот.
-21
2. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта
Экономическая целесообразность применения конкретного вида транспорта определяется народнохозяйственными и специфическими транспортными факторами .
Основные народнохозяйственные факторы, определяющие экономическую целесообразность применения конкретного вида транспорта
- размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков ;
- номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного со става, ритмичность работы ;
- состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее требования к транспорту по срочности доставки грузов
-21
Основные специфические транспортные факторы, определяющие экономическую целесообразность применения конкретного вида транспорта. ** 1.2_2-6
- размещение сети путей сообщения ;
- условия эксплуатационной работы, в том числе :
- - сезонность и ритмичность работы ;
- - наличие пропускной и провозной способности ;
- - техническая вооруженность ;
- - система организации перевозочного процесса .
Для выбора оптимальных решений требуется проведение технико-экономических расчетов .
-21
Основные сравнительные показатели экономической эффективности перевозок различными видами транспорта . *** 1.2_3-6 ЭКЗ
1. уровень эксплуатационных расходов (себестоимости перевозок) ;
2. инвестиции ;
3. скорости движения и сроки доставки грузов ;
4. наличие провозной и пропускной способности ;
5. маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях ;
6. надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в массовые размерах ;
7. гарантия сохранности перевозимых грузов ;
8. условия для высокоэффективного использования подвижного состава и технических средств, возможности применения новых средств для перевозок (поддоны, контейнеры и т.д.), механизация погрузочно-разгрузочных работ .
Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна и во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, материально-технической базы, вида транспорта и других факторов .
-21
2.1. Железнодорожный транспорт
Основные технико-экономические особенности :
1 . Неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.п.;
2 . Возможность сооружения железных дорог на любой сухопутной территории страны (+ паромы), обеспечение устойчивых связей между районами;
3 . Высокая провозная и пропускная способность железных дорог;
4 . Возможность не дорогих массовых перевозок грузов;
5 . «Всепогодность»;
6 . Высокая скорость движения (доставки грузов);
7 . Короткий путь следования грузов;
8 . Высокие экономические показатели и совершенная технология перевозок.
Преимущества :
- большая провозная способность,
- низкая себестоимость перевозок,
- высокий уровень производительности труда.
Недостаток :
строительство железных дорог требует больших инвестиций, особенно в трудных топографических условиях районов Крайнего Севера, Востока страны, в болотистых, горных и пустынных районах.
-21
2.2. Автомобильный транспорт
Основные технико-экономические особенности :
1 . Большая маневренность и подвижность (перевозка грузов из пункта (места) производства (погрузки) до склада потребителя (получателя) без перегрузочных работ, т.е. «от двери до двери»).;
2 . Высокая скорость движения (доставки грузов);
3 . Короткий путь следования грузов;
Недостатки :
- высокая себестоимость перевозок (выше, чем на водном и железнодорожном транспорте). Резервы снижения себестоимости перевозок: сокращение порожнего пробега автомобилей и повышение коммерческих скоростей;
- большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей (гаражи, станции технического обслуживания);
- недостаток автодорог с твердым покрытием.
-21
Задачи повышения эффективности работы автомобильного транспорта. ** 1.2_4-6 ЭКЗ
- совершенствование структуры автомобильного парка (приведение в соответствие структуре грузооборота) ;
- увеличение времени в наряде ;
- совершенствование организации ТОиР ПС ;
- совершенствование механизации погрузочно-разгрузочных работ ;
- широкое внедрение автоматизированных систем управления .
-21
2.3. Морской транспорт
Основные технико-экономические особенности :
1 . Возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;
2 . Сравнительно небольшие капиталовложения (морские пути не требуют затрат по их сооружению или поддержанию в эксплуатационном состоянии, кроме каналов);
3 . Неограниченная пропускная способность;
4 . Небольшой расход топлива и затраты энергии , (нет рельефа местности);
5 . На больших расстояниях себестоимость перевозок ниже, чем у другого транспорта.
Недостатки :
- зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха) ;
- необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ;
- ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях.
-21
2.4. Речной транспорт
Основные технико-экономические особенности :
1 . Большая провозная способность на глубоководных реках;
2 . Низкая себестоимость перевозок (средняя себестоимость грузовых перевозок близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 1,5 - 2 раза);
3 . Меньшие капиталовложения ( затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т. в год в несколько раз меньше , чем на сооружение железной дороги широкой колеи (с подвижным составом) , в 3 – 4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием) .
Недостатки :
- извилистость пути, неравномерность глубин на всем его протяжении;
- сезонные ограничения (лед) ;
- удлинение маршрутов следования грузов ;
- небольшая скорость перевозки .
-21
2.5. Воздушный транспорт
Основные преимущества в пассажирских перевозках :
1. Высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда ;
2. Маневренность в организации пассажирских перевозок ;
3. Большая беспосадочная дальность полета ;
4. Кратчайшие расстояния воздушных маршрутов ;
5. Экономия времени пассажиров ;
6. Высокая культура обслуживания пассажиров ;
7. Небольшая потребность в капитальных вложениях на строительство комплексов технических сооружений в аэропортах .
В расчете на 1 км воздушной линии, обслуживаемой реактивными самолетами, капитальные вложения примерно в 35 – 45 раз меньше, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте.
Недостаток : - высокая стоимость перевозок .
-21
2.6. Трубопроводный транспорт
- комплекс сооружений для транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на другие виды транспорта .
Виды трубопроводов – магистральные, промысловые, подводящие .
Магистральные предназначены для транспортировки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие предприятия, перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции на территории добывающего нефтяного промысла .
Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек .
Подводящие нефтепроводы предназначены для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы
-21
Преимущества трубопроводного транспорта
- возможность повсеместной прокладки труб и перекачки нефтегрузов в массовых размерах ;
- большое расстояние перекачки нефтегрузов ;
- низкая себестоимость транспортирования (в 2 раза меньше, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем по железным дорогам);
- сохранность нефтепродуктов ( полная герметизация процесса транспортировки );
- полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов ;
- капиталовложения и расход металла меньше, чем на других видах транспорта ;
- непрерывность процесса перекачки ;
- малая зависимость от климатических условий ;
- малочисленность обслуживающего персонала ;
- отсутствие, при соответствующей изоляции, отрицательного воздействия на окружающую среду .
Недостатки :
- узкая специализация ;
- для рационального использования требуется устойчивый поток нефти .
-21
2.7. Транспортные издержки
Транспортные издержки народного хозяйства в целом - все расходы, связанные с транспортировкой сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции от предприятий-поставщиков до потребителей, а также расходы на перевозки грузов снабженческо-сбытовых и торговых организаций .
Комплексное развитие всех видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними позволяют значительно повысить эффективность инвестиций в транспорт и снизить народнохозяйственные издержки на перевозки грузов .
Наибольший удельный вес транспортных расходов приходится на автомобильный транспорт . Причины:
- большое количество мелких отправок грузов ,
- сравнительно малая грузоподъемность автомобилей ,
- некруглосуточная работа ,
- короткие расстояния перевозок ,
- затраты на погрузочно-разгрузочные работы и т.д .
Экономия транспортных расходов - важный фактор повышения эффективности общественного производства .
-21
Основные факторы снижения транспортных расходов. * 1.2_5-6
- повышение производительности труда ;
- снижение себестоимости перевозок ;
- повышение фондоотдачи .
Сокращение транспортных расходов на 1% может дать экономию в народном хозяйстве 650-700 млн. руб., на которые можно построить 2000 км железных дорог, или 2600 магистральных электровозов, или более 200 тыс. автомашин .
-21
3. Структура автотранспортной отрасли
Отраслевая структура автомобильного транспорта характеризует вид производств и их количественное соотношение по объему продукции .
Факторы, от которых зависит развитие отраслевой структуры автомобильного транспорта. ** 1.3_6-6
- формы собственности и характер производственных отношений ,
- технические прогрессивные темпы развития других отраслей ,
- темпы и масштабы механизации ручных и трудоемких работ и процессов ,
- уровень специализации ,
- уровень развития производственных сил ,
- место страны в системе международного разделения труда
-21
Государственные отрасли хозяйственного руководства и управления отраслью построены по производственно-отраслевому принципу с учетом территориальных и местных интересов:
1 . Правительство (Председатель)
2 . Министерство транспорта Российской Федерации
3 . Департаменты
4 . Службы и агентства
5 . Отдельные учреждения (подразделения), не входящие в состав МинТранса
6 . Региональные органы управления
7 . Автотранспортные предприятия
-21
Государственные отрасли хозяйственного руководства и управления отраслью построены по производственно-отраслевому принципу с учетом территориальных и местных интересов:
1 . Правительство (Председатель)
2 . Министерство транспорта РФ
Основные задачи :
- Формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, направленной на удовлетворение государственных нужд, потребностей населения и экономики в перевозках и других видах транспортных услуг;
- разработка совместно с Министерством путей сообщения РФ и Министерством экономики РФ стратегии развития транспорта в РФ в целом и ее реализация на основе обще транспортных и отраслевых федеральных целевых программ;
- общее руководство и координация деятельности федеральных служб, входящих в систему экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической и социальной политики .
3 . Департаменты :
- департаменты по видам транспорта, в т.ч. Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта ;
-21
4 . Службы и агентства :
- Федеральные агентства по видам транспорта, в т.ч. Федеральное дорожное агентство и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта :
Основные задачи :
- осуществлять на территории РФ государственный контроль за соблюдением концернами, союзами, ассоциациями, объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и предпринимателями законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно-дорожного комплекса РФ;
- обеспечивать при выдаче лицензий создание условий для нормального функционирования рынка транспортных и других услуг, связанных с работой транспорта, а также защиту интересов потребителей, пользующихся транспортом и путями сообщения .
5 . Отдельные учреждения (подразделения), не входящие в состав МинТранса, в т.ч. НИИАТ - ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта».
6 . Региональные органы управления, в т.ч.:Департамент транспорта и дорожного хозяйства Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области.