Класс:9
Учебник:География:население и хозяйство России.
Автор учебника: А.И.Алексеев,В.В.Николина
Тема:Обобщение по теме «Транспорт России»
Цели: обобщить знания , полученные при изучении темы
«Транспорт»,проверить усвоенность знаний по теме,
привить навыки самостоятельной работы,работы с
с дополнительными материалами,развить умение
пользоваться терминологией,формировать познавательный интерес уч-ся,воспитывать чувство гордости и патриотизма (по материалам,посвященным отечественному транспорту)
Оборудование: физическая карта России, атласы, таблицы,
раздаточный материал.
Ход урока.
1.
Вводная часть:познакомить учащихся с темой и целями урока.
Настроить на активную и плодотворную работу.
Ребята, давайте вспомним,какую тему мы рассмотрели на предыдущих уроках?
(Транспорт России).
-А каково место этого комплекса в народном хозяйстве страны?
_(транспорт-это кровеносная система хозяйства России).
Правильно,ребята,транспорт играет огромную роль в экономике любого государства.Он обеспечивает доставку и перевозку грузов как внутри страны, так и за ее пределы,тем самым позволяя нормально функционировать народному хозяйству страны и
осуществлять внешнеэкономические связи.
2.Основная часть урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране на разных видах транспорта. А для этого нам нужно купить билеты.Своеобразными билетами будут те понятия и термины ,которые связаны с темой «Транспорт».Повторить их,было вашим домашним заданием.
А)Отвечаем устно на вопросы:
-что является продукцией транспорта?( перевозки грузов и пассажиров)
-Что такое грузооборот и пассажирооборот?(произведение массы груза или числа пассажиров на расстояние)
-В каких единицах они измеряются?(тонна-километр и пассажиро-километр)..
Что такое транспортный узел?(это пункты, где сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними).
-Какие бывают транспортные узлы?(однородные –в которых сходятся не менее трех линий одного вида транспорта – и комплексные-стыки линий разных видов транспорта с пересадкой пассажиров и перевалкой грузов.)
-Молодцы ребята,все вспомнили.А еще желающие могли написать реферат по этой теме.Хорошо, я их проверю и на следующем уроке объявлю оценки.Вот и купили мы билеты и сейчас
отправимся в путь.
Я составила своеобразный маршрут нашего пут-ия.,которая поможет нам вспомнить ,какие виды транспорта включает транспортная система России.
Это логико-смысловая модель.
Откройте,пожалуйста тетради,запишите число,тему.И внимательно,не торопясь вместе с нашими экскурсоводами заполняйте эту схему.
Итак,транспортный комплекс России включает какие виды транспорта(сухопутный,водный,воздушный,трубопроводный,электронный транспорт).
-Сейчас мы вспомним каждый из этих видов транспорта.
Б)Пожалуйста,экскурсоводы, к доске.Слушаем вас.
-О сухопутном транспорте нам расскажут Вадим и Ренат.
-о водном транспорте расскажут нам Рузат и Алсу.
-о воздушном транспорте выступит Айнур
И о трубопроводном транспорте расскажет Айгуль..
Учитель: транспорт за последние 150 лет развивается необычайно быстрыми темпами и стал составной частью нашей жизни,В настоящее время в условиях рыночной экономики усиливается ориентация на потребителя.Так каково же значение транспортного комплекса для хозяйства нашей Родины и для каждого из нас?
Хорошо ,ребята,молодцы.Спасибо всем за выступление.
Давайте сделаем выводы:оценивая автомобильный транспорт,отметим также ,что он отличается динамизмом развития,позволяет осуществлять перевозки «от двери до двери».
-Преимущество авиационного транспорта- в его скорости.Он перевозит срочные грузы на большие расстояния за короткие сроки..
-При выделении особенностей трубопроводного транспорта следует отметить, что развитие его связано с ростом добычи нефти и природного газа в стране.
-речной транспорт обеспечивает внутренние перевозки, а морской-
внешние перевозки.
-Ребята все записи сделали.Молодцы.
А кто мне скажет,в нашей республике какие виды транпорта развиты)
-Назовите хотя бы один комплексный транспортный узел РБ(Уфа).
Почему Уфа яаляется комплексным транспортным узлом? (здесь сходятся стыки разных видов транспорта.)
Правильно.
В)Учитель: вторым этапом нашего путешествия будет выполнение самостоятельной работы. На ваших партах лежат карточки.выполнить нужно задание 2.Выявить роль отдельных видов транспорта в грузообороте нашей страны в сравнении с США и Японией.
Ребята,транспорт считают мощшейшим фактором воздействия на окружающую среду.В задании №3нужно определить как разные виды транспорта влияют на экологию.
(проверка работ).
Молодцы.
Г) Завершающая часть:
-Учитель:Вот мы подъехали на последнюю станцию сегодняшнего путешествия.Эта станция называется «Тестирование».
Вам нужно еще раз вспомнить все, о чем мы говорили сегодня и ответить на вопросы теста.
Затем проводится взаимопроверка.
Работа в парах. Ответы на доске записаны. За 10-11 правильных ответов ставим «5»,за 8-9 правильных ответов-«4»,
6-7 правильных ответов-«3».
3..Подведение итогов урока.Выставление оценок.
4.Домашнее задание.К следующему уроку ,ребята,надо будет написать отзыв о нашем путешествии .План написания отзыва лежит у каждого из вас на парте.Внимательно прочитайте
каждый пункт и выполните задание.