Цели и задачи урока:
Цель преподавания: создание условий для выявления учащимися экономико-географических
особенностей Германии и составления экономико-географической
характеристики страны
Задачи: 1. Сформировать целостное представление учащихся об экономико-географических
особенностях страны.
2. Развивать умения использовать субъектный опыт, работать с информацией,
способствовать активизации познавательного интереса, развитию логического
мышления и творческого воображения учащихся через подходы диалогового
обучения, приемы и методы критического мышления.
3. Воспитывать коллективизм, формировать навыки объективной самооценки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Доброе начало. Метод «Дерево пожеланий» [1].
Учащиеся получают стикеры в форме яблока, на которых записывают свои ожидания от урока и размещают их на условном «дереве». В конце урока «созреет урожай» и можно будет «сорвать» те «яблоки», на которых записано оправданное ожидание от урока.
2. Мотивация. Целеполагание.
1) Учащимся предлагается разгадать кроссворд из трех слов по теме «Зарубежная Европа»:
1. Главное полезное ископаемое шельфа Северного моря (нефть).
2. Единая валюта стран ЕС с 1 января 1999 года (евро).
3. Пролив, отделяющий Европу от Африки (Гибралтар).
Правильность ответов можно проверить путем сравнения с заполненным кроссвордом на слайде 1.
Затем по аббривиатуре определяется название страны, о которой пойдет речь на уроке.
Учащиеся записывают в тетради тему урока «Федеративная Республика Германия».
2) Учащимся предлагается определить критерии успешности урока. Для этого они устно отвечают на вопросы «Что нам необходимо знать об этой стране? Чему должны научиться?». Затем учитель демонстрирует слайд 2, на котором представлены составленные им критерии успешности в соответствии с планом экономико-географической характеристики. Учитель подводит учащихся к цели урока - выявлению экономико-географических особенностей Германии и составлению экономико-географической характеристики страны.
3. Изучение новой темы.
1) Формирование пяти рабочих мини-групп по 3 участника. Для этого каждому ученику выдается карточка, на которой записана определенная фраза. Учащиеся, чьи записи на карточках соответствуют друг другу по содержанию, объединяются в группы.
Группа 1:
1. Экономико-географическое положение
2. Состав территории
3. Природные условия и природные ресурсы.
Группа 2:
1. Численность населения и естественный прирост
2. Национальный состав
3. Урбанизация
Группа 3:
1. Металлургия
2. Машиностроение
3. Химическая промышленность
Группа 4:
1. Агропромышленный комплекс
2. Животноводство
3. Растениеводство
Группа 5:
1. Транспорт
2. Внешняя торговля
3. Туризм
Учитель уточняет, что каждой группе предстоит выполнить задания в соответствии с содержанием фраз.
2) Выдача листов самооценивания с дискрипторами. С их помощью учащиеся могут более объективно оценить свою работу [4].
Критерии самооценивания:
+ + + «высокий уровень» + + «хороший уровень» + «средний уровень»
Дискрипторы
+ + +
+ +
+
Могу доказать выгодность ЭГП Германии
Знаю численность населения, национальный состав, плотность населения, уровень урбанизации
Могу назвать и показать по карте крупные промышленные центры
Могу охарактеризовать структуру сельского хозяйства страны
Знаю виды транспорта, преобладающие в Германии
Знаю структуру экспорта и импорта страны, особенности взаимоотношений Германии с Казахстаном
3) Выполнение заданий в группе:
Задание 1. Заполните таблицу, представленную на слайде 3, с помощью текста учебника § 4-5 и карт атласа (для каждой группы выдается шаблон таблицы) [1].
Группа № _______
Тема исследования: ____________________________
Преимущества
Недостатки
Аспект, заслуживающий внимания
Задание 2. Стратегия «Карусель» [1]. Учащиеся по часовой стрелке обмениваются заполненными таблицами остальных групп, изучают их содержание, совместно обсуждают.
По завершению «цикла» учитель демонстрирует слайды 4-8 с одним из возможных вариантов заполнения таблиц.
4. Промежуточная рефлексия. Метод незаконченного предложения [1].
Учитель произносит начало предложения для каждой группы, а учащиеся должны его продолжить.
Группа 1: По площади территории среди стран Западной Европы Германия занимает …
(5 место)
Группа 2: Уровень урбанизации Германии составляет… (86%)
Группа 3: Отраслью международной специализации Германии является … (машиностроение).
Группа 4: В структуре сельского хозяйства ведущая роль принадлежит … (животноводству).
Группа 5: Внешнеэкономические показатели страны имеют положительное сальдо, т.е… (экспорт превышает импорт) [2].
5. Закрепление
Участники каждой группы получают определенное задание, выполняют его. Правильность выполнения проверяется путем сравнения с выполненными заданиями на слайдах.
- Карточка-задание для 1 группы: Нахождение пропущенных слов в тексте:
Федеративная Республика Германия граничит с… странами. В составе Рейнско-Рурской агломерации насчитывается более… городов, численность населения которых достигла … миллионов человек. Город… называют «автомобильной столицей» ФРГ. Ведущая роль в структуре сельского хозяйства принадлежит …. Развиты такие отрасли, как…. Главная сельскохозяйственная культура - … Основное транспортное средство жителей Германии - … [2]. Слайд 9
- Задание для 2 группы: Составление фотогалереи «Визитная карточка Германии». Учащиеся получают фотографии с изображением атрибутики Германии, ее достопримечательностей, выдающихся личностей, видов производимой продукции [5]. Эти фотографии требуется разместить в определенной последовательности (на основе единого мнения группы) так, чтобы по ним можно было составить связный рассказ по предложенной теме. Некоторые фотографии можно исключить [1]. Слайд 10
- Задание для 3 группы: «Иерархия бриллиантов» [1].Задание предполагает составление бриллианта из шести частей (1- название; 2 и 3 - два предложения, отражающие основную мысль темы; 4 и 5 - два предложения, дополняющие главную мысль, раскрывающие ее; 6 - предложение-вывод) ( на слайдах 11-12 предложены варианты составленных «бриллиантов» по темам «Машиностроение» и «Внешнеэкономические связи»).
- Задание для 4 группы: «Табу» [1]. Задание предполагает поиск ответов на вопрос по трем подсказкам. Первая из них дает общее представление об объекте, вторая указывает на один признак, третья - на два признака:
1) Относится к минеральным ресурсам.
В Германии добываются два вида этого полезного ископаемого.
Основные месторождения - Рурский, Саарский и Ахенский.
Правильный ответ: каменный уголь.
2) Является традиционной отраслью промышленности Германии.
По производству продукции входит в первую пятерку стран мира.
Предприятия сконцентрированы во внутренних районах Германии - Руре и Сааре.
Правильный ответ: черная металлургия.
3) Вид транспорта, распространенного в Германии.
Ежегодно перевозит около 100 млн. пассажиров, 2,5 млн.т. грузов.
Главная компания - «Люфтганза», кроме нее в стране работают и малые компании: «Кондор», «Аэроплойд».
Правильный ответ: авиатранспорт [2].
Слайд 13
- Задание для 5 группы: Работа с вопросами разного порядка [3].
1) Сравните Запад и Восток Германии по организации животноводства.
2) Проранжируйте виды транспорта Германии по степени их использования жителями страны от большего к меньшему.
3) Приведите не менее трех доказательств того, что в Германии наиболее развитой отраслью промышленности является машиностроение.
4) Как вы считаете, для каких экономических районов Казахстана и для каких отраслей хозяйства взаимоотношения Германии и Казахстана наиболее перспективны?
Слайд 14
6. Промежуточная рефлексия.
Стратегия «Воздушный шар» [1]. Учитель предлагает учащимся творческое задание: «Представьте себе, что нам предстоит совершить полет на воздушном шаре под названием «Германия». Участникам каждой группы выдается рисунок с изображением воздушного шара, который следует наполнить содержанием, используя экономико- географические особенности страны. Для работы в помощь учащимся даются вопросы, ответы на которые фиксируются в разных частях воздушного шара.
1) Что способствует успешному «полету», что помогает ему двигаться с большой скоростью?
2) Что замедляет его? Что может сбить его с курса?
Слайд 15
7. Итоговая рефлексия.
1) заполнение листов самооценивания. Суммативное самооценивание по наибольшему числу ответов определенного уровня. [4].
2) работа с «Деревом пожеланий». Какие из ваших ожиданий на уроке были оправданы, а какие - нет?
8. Домашнее задание. По § 4-5 выполнить одно из заданий:
- составление визитной карточки Германии с презентацией
- подготовка видеофрагмента о стране
- составление тестового задания
Используемая литература:
1. Активные методы преподавания и обучения. www.cpm.kz
2. Бейсенова А, Каймулдинова К, Абилмажинова С. Достай Ж. География: Региональный обзор мира. Учеб. для 11кл. естеств.- мат.напр. общеобразоват. шк. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. (с.18-26).
3. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. www.cpm.kz (с.187-189, 211, 219, 222, 251, 252-253, 267-268).
4. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. Бишкек, 2012. (с.46).
5. www.uchportal.ru
Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»
Пояснительная записка к уроку географии в 11 классе по теме «Экономико-географическая характеристика Германии»
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма организации познавательной деятельности, групповая, индивидуальная
Целью урока является создание условий для выявления учащимися экономико-географических особенностей Германии и составления экономико-географической характеристики страны. На достижение цели направлено коллоборативное обучение, использование активных форм обучения, осуществление диалогового подхода, методов и приемов критического мышления.
Урок включает в себя следующие этапы.
1. Организационный момент. Доброе начало. Цель данного этапа - создание благоприятного психологического настроя учащихся. На доске изображается или прикрепляется готовое изображение «Дерева пожеланий», на котором учащиеся размещают стикеры-яблочки с записями своих ожиданий от урока.
2. Мотивация. Целеполагание. Для самостоятельного определения учащимися названия страны, о которой пойдет речь на уроке, им предлагается сначала прослушать «Лунную сонату» И.С. Баха. Если учащиеся отгадают мелодию, автора и страну – Родину автора, то самостоятельно смогут определить тему урока. При затруднениях учитель дополнительно предлагает отгадать кроссворд из трех известных слов. Ключевые буквы ориентируют учащихся на формулирование названия страны. Затем учащиеся устно называют критерии успешности урока. Сравнивают их с критериями, составленными учителем, самостоятельно формулируют цель урока.
3. Изучение новой темы.
Первый дидактический момент - это деление учащихся на группы.
Каждый ученик получает карточку с записью одной из фраз по теме, затем ищет двух учащихся, имеющих карточки с подходящими по смыслу фразами. Так формируются 5 групп по 3 человека. Каждая группа определяет тему своего исследования по фразам (это один из пунктов экономико-географической характеристики страны).
Следующий момент - это знакомство с листами самооценивания. Основа оценивания - дискрипторы, по ним в конце урока учащиеся оценят себя в соответствии с уровнями.
Затем следует выполнение заданий в группе. Первое задание выполняется с помощью текста учебника и карт атласа. Учащиеся заполняют таблицу, выявляют положительные и отрицательные моменты, главный аспект по теме исследования. После этого применяется стратегия «Карусель»: учащиеся по часовой стрелке передают заполненные таблицы, знакомятся с результатами работы других групп. Для улучшения восприятия учитель предлагает познакомиться с таблицами, заполненными им, и демонстрирует эту информацию на слайдах.
4. Промежуточная рефлексия. Для выявления наиболее существенных моментов темы учителем используется метод незаконченного предложения.
5. Закрепление. Этот этап урока предполагает коллоборативное обучение. Участникам каждой группе предлагается выполнить свое задание: найти пропущенные слова в тексте, составить фотогалерею, «бриллиант», определить объект по признакам, ответить на вопросы разного порядка. Задания представлены в нестандартной форме, поэтому способствуют активизации познавательного интереса учащихся, затрагивают более высокие уровни мышления. Для сравнения учителем демонстрируются слайды с выполненными им заданиями, что позволяет выявить сильные и слабые стороны работы группы.
6. Промежуточная рефлексия. Для обобщения изученного используется прием «Воздушный шар». Его изображение получает каждая группа. Записывают, что помогает успешному развитию Германии и что сдерживает его.
7. Итоговая рефлексия. На этом уроке учащиеся приступают к самооцениванию. Работают с дискрипторами, выявляют свой уровень усвоения учебного материала: высокий, хороший или средний. Выставляют оценку, по желанию ее озвучивают и комментируют.
Для формативного оценивания учащиеся подходят к «Дереву ожиданий» и «собирают урожай». По желанию высказываются, насколько их ожидания от урока оказались оправданными.
8. Домашнее задание. Предлагается по выбору, в устной или письменной форме. Возможно, учащиеся сами предложат способ выполнения домашнего задания.
Просмотр содержимого документа
«приложения к уроку»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Дерево пожеланий»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Формирование групп по фразам, подходящим друг к другу по смыслу:
Экономико-географическое положение |
Состав территории |
Природные условия и природные ресурсы. |
Численность населения и естественный прирост |
Национальный состав |
Урбанизация |
Металлургия |
Машиностроение |
Химическая промышленность |
Агропромышленный комплекс |
Животноводство |
Растениеводство |
Транспорт |
Внешняя торговля |
Туризм |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Лист самооценивания
Критерии самооценивания:
+ + + «высокий уровень» + + «хороший уровень» + «средний уровень»
Дискрипторы | + + + | + + | + |
Могу доказать выгодность ЭГП Германии | | | |
Знаю численность населения, национальный состав, плотность населения, уровень урбанизации | | | |
Могу назвать и показать по карте крупные промышленные центры | | | |
Могу охарактеризовать структуру сельского хозяйства страны | | | |
Знаю виды транспорта, преобладающие в Германии | | | |
Знаю структуру экспорта и импорта страны, особенности взаимоотношений Германии с Казахстаном | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Таблица для выполнения задания в группе по изучению нового материала
Группа № _______ | Тема исследования: ____________________________ |
Преимущества | |
Недостатки | |
Аспект, заслуживающий внимания | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Задания для групповой работы на закрепление
Карточка-задание для 1 группы:
Найдите пропущенные слова в тексте:
Федеративная Республика Германия граничит с… странами. В составе Рейнско-Рурской агломерации насчитывается более… городов, численность населения которых достигла … миллионов человек. Город………………….называют «автомобильной столицей» ФРГ. Ведущая роль в структуре сельского хозяйства принадлежит ……………………………. Развиты такие отрасли, как…... ………………………………………………………...
Главная сельскохозяйственная культура - …………………. Основное транспортное средство жителей Германии - ………………………….
Карточка-задание для 2 группы:
Составьте фотогалерею «Визитная карточка Германии». Для этого фотографии разместите в определенной последовательности (на основе единого мнения группы) так, чтобы по ним можно было составить связный рассказ по предложенной теме. Некоторые фотографии можно исключить.
Рудные горы Германия является Рейхстаг
членом НАТО с 6 мая
1955 года
Герб и флаг Германии Самое большое в мире
круизное судно "Disney Dream"
Автомобилестроение Иоганн Себастьян Бах Высокоскоростной
Германии электрический транспорт
Тюрингский лес Сельское хозяйство Германии
Черная металлургия Германии.
Дуйсбург Рур
Карточка-задание для 3 группы:
Составьте «бриллиант» по одной из тем:
Образец:
Карточка - задание для 4 группы:
Отгадайте, о чем идет речь с помощью трех подсказок:
1) Относится к минеральным ресурсам.
2) В Германии добываются два вида этого полезного ископаемого.
3) Основные месторождения - Рурский, Саарский и Ахенский.
Ответ: __________________________
1) Является традиционной отраслью промышленности Германии.
2) По производству продукции входит в первую пятерку стран мира.
3) Предприятия сконцентрированы во внутренних районах Германии - Руре и Сааре.
Ответ: _____________________________
1) Вид транспорта, распространенного в Германии.
2) Ежегодно перевозит около 100 млн. пассажиров, 2,5 млн.т. грузов.
3) Главная компания - «Люфтганза», кроме нее в стране работают и малые компании: «Кондор», «Аэроплойд».
Ответ: _________________________
Карточка - задание для 5 группы:
1) Сравните Запад и Восток Германии по организации животноводства.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2) Проранжируйте виды транспорта Германии по степени их использования жителями страны от большего к меньшему.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3) Приведите не менее трех доказательств того, что в Германии наиболее развитой отраслью промышленности является машиностроение.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4) Как вы считаете, для каких экономических районов Казахстана и для каких отраслей хозяйства взаимоотношения Германии и Казахстана наиболее перспективны?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Работа с вопросами разного порядка
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Промежуточная рефлексия. Стратегия «Воздушный шар»
Просмотр содержимого документа
«урок Германия 11 кл»
Зарубина Елена Витальевна
КГУ «Комплекс Предгорненская средняя школа - детский сад»
Учитель географии
Экономическая география
Высшая
Экономико-географическая характеристика Германии
11 класс
Групповая работа
2015-16 уч.г.
Цели и задачи урока:
Цель преподавания: создание условий для выявления учащимися экономико-географических
особенностей Германии и составления экономико-географической
характеристики страны
Задачи: 1. Сформировать целостное представление учащихся об экономико-географических
особенностях страны.
2. Развивать умения использовать субъектный опыт, работать с информацией,
способствовать активизации познавательного интереса, развитию логического
мышления и творческого воображения учащихся через подходы диалогового
обучения, приемы и методы критического мышления.
3. Воспитывать коллективизм, формировать навыки объективной самооценки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Доброе начало. Метод «Дерево пожеланий» [1].
Учащиеся получают стикеры в форме яблока, на которых записывают свои ожидания от урока и размещают их на условном «дереве». В конце урока «созреет урожай» и можно будет «сорвать» те «яблоки», на которых записано оправданное ожидание от урока.
2. Мотивация. Целеполагание.
1) Учащимся предлагается разгадать кроссворд из трех слов по теме «Зарубежная Европа»:
1. Главное полезное ископаемое шельфа Северного моря (нефть).
2. Единая валюта стран ЕС с 1 января 1999 года (евро).
3. Пролив, отделяющий Европу от Африки (Гибралтар).
Правильность ответов можно проверить путем сравнения с заполненным кроссвордом на слайде 1.
Затем по аббривиатуре определяется название страны, о которой пойдет речь на уроке.
Учащиеся записывают в тетради тему урока «Федеративная Республика Германия».
2) Учащимся предлагается определить критерии успешности урока. Для этого они устно отвечают на вопросы «Что нам необходимо знать об этой стране? Чему должны научиться?». Затем учитель демонстрирует слайд 2, на котором представлены составленные им критерии успешности в соответствии с планом экономико-географической характеристики. Учитель подводит учащихся к цели урока - выявлению экономико-географических особенностей Германии и составлению экономико-географической характеристики страны.
3. Изучение новой темы.
1) Формирование пяти рабочих мини-групп по 3 участника. Для этого каждому ученику выдается карточка, на которой записана определенная фраза. Учащиеся, чьи записи на карточках соответствуют друг другу по содержанию, объединяются в группы.
Группа 1:
1. Экономико-географическое положение
2. Состав территории
3. Природные условия и природные ресурсы.
Группа 2:
1. Численность населения и естественный прирост
2. Национальный состав
3. Урбанизация
Группа 3:
1. Металлургия
2. Машиностроение
3. Химическая промышленность
Группа 4:
1. Агропромышленный комплекс
2. Животноводство
3. Растениеводство
Группа 5:
1. Транспорт
2. Внешняя торговля
3. Туризм
Учитель уточняет, что каждой группе предстоит выполнить задания в соответствии с содержанием фраз.
2) Выдача листов самооценивания с дискрипторами. С их помощью учащиеся могут более объективно оценить свою работу [4].
Критерии самооценивания:
+ + + «высокий уровень» + + «хороший уровень» + «средний уровень»
Дискрипторы | + + + | + + | + |
Могу доказать выгодность ЭГП Германии | | | |
Знаю численность населения, национальный состав, плотность населения, уровень урбанизации | | | |
Могу назвать и показать по карте крупные промышленные центры | | | |
Могу охарактеризовать структуру сельского хозяйства страны | | | |
Знаю виды транспорта, преобладающие в Германии | | | |
Знаю структуру экспорта и импорта страны, особенности взаимоотношений Германии с Казахстаном | | | |
3) Выполнение заданий в группе:
Задание 1. Заполните таблицу, представленную на слайде 3, с помощью текста учебника § 4-5 и карт атласа (для каждой группы выдается шаблон таблицы) [1].
Группа № _______ | Тема исследования: ____________________________ |
Преимущества | |
Недостатки | |
Аспект, заслуживающий внимания | |
Задание 2. Стратегия «Карусель» [1]. Учащиеся по часовой стрелке обмениваются заполненными таблицами остальных групп, изучают их содержание, совместно обсуждают.
По завершению «цикла» учитель демонстрирует слайды 4-8 с одним из возможных вариантов заполнения таблиц.
4. Промежуточная рефлексия. Метод незаконченного предложения [1].
Учитель произносит начало предложения для каждой группы, а учащиеся должны его продолжить.
Группа 1: По площади территории среди стран Западной Европы Германия занимает …
(5 место)
Группа 2: Уровень урбанизации Германии составляет… (86%)
Группа 3: Отраслью международной специализации Германии является … (машиностроение).
Группа 4: В структуре сельского хозяйства ведущая роль принадлежит … (животноводству).
Группа 5: Внешнеэкономические показатели страны имеют положительное сальдо, т.е… (экспорт превышает импорт) [2].
5. Закрепление
Участники каждой группы получают определенное задание, выполняют его. Правильность выполнения проверяется путем сравнения с выполненными заданиями на слайдах.
- Карточка-задание для 1 группы: Нахождение пропущенных слов в тексте:
Федеративная Республика Германия граничит с… странами. В составе Рейнско-Рурской агломерации насчитывается более… городов, численность населения которых достигла … миллионов человек. Город… называют «автомобильной столицей» ФРГ. Ведущая роль в структуре сельского хозяйства принадлежит …. Развиты такие отрасли, как…... Главная сельскохозяйственная культура - … Основное транспортное средство жителей Германии - … [2]. Слайд 9
- Задание для 2 группы: Составление фотогалереи «Визитная карточка Германии». Учащиеся получают фотографии с изображением атрибутики Германии, ее достопримечательностей, выдающихся личностей, видов производимой продукции [5]. Эти фотографии требуется разместить в определенной последовательности (на основе единого мнения группы) так, чтобы по ним можно было составить связный рассказ по предложенной теме. Некоторые фотографии можно исключить [1]. Слайд 10
- Задание для 3 группы: «Иерархия бриллиантов» [1].Задание предполагает составление бриллианта из шести частей (1- название; 2 и 3 - два предложения, отражающие основную мысль темы; 4 и 5 - два предложения, дополняющие главную мысль, раскрывающие ее; 6 - предложение-вывод) ( на слайдах 11-12 предложены варианты составленных «бриллиантов» по темам «Машиностроение» и «Внешнеэкономические связи»).
- Задание для 4 группы: «Табу» [1]. Задание предполагает поиск ответов на вопрос по трем подсказкам. Первая из них дает общее представление об объекте, вторая указывает на один признак, третья - на два признака:
1) Относится к минеральным ресурсам.
В Германии добываются два вида этого полезного ископаемого.
Основные месторождения - Рурский, Саарский и Ахенский.
Правильный ответ: каменный уголь.
2) Является традиционной отраслью промышленности Германии.
По производству продукции входит в первую пятерку стран мира.
Предприятия сконцентрированы во внутренних районах Германии - Руре и Сааре.
Правильный ответ: черная металлургия.
3) Вид транспорта, распространенного в Германии.
Ежегодно перевозит около 100 млн. пассажиров, 2,5 млн.т. грузов.
Главная компания - «Люфтганза», кроме нее в стране работают и малые компании: «Кондор», «Аэроплойд».
Правильный ответ: авиатранспорт [2].
Слайд 13
- Задание для 5 группы: Работа с вопросами разного порядка [3].
1) Сравните Запад и Восток Германии по организации животноводства.
2) Проранжируйте виды транспорта Германии по степени их использования жителями страны от большего к меньшему.
3) Приведите не менее трех доказательств того, что в Германии наиболее развитой отраслью промышленности является машиностроение.
4) Как вы считаете, для каких экономических районов Казахстана и для каких отраслей хозяйства взаимоотношения Германии и Казахстана наиболее перспективны?
Слайд 14
6. Промежуточная рефлексия.
Стратегия «Воздушный шар» [1]. Учитель предлагает учащимся творческое задание: «Представьте себе, что нам предстоит совершить полет на воздушном шаре под названием «Германия». Участникам каждой группы выдается рисунок с изображением воздушного шара, который следует наполнить содержанием, используя экономико- географические особенности страны. Для работы в помощь учащимся даются вопросы, ответы на которые фиксируются в разных частях воздушного шара.
1) Что способствует успешному «полету», что помогает ему двигаться с большой скоростью?
2) Что замедляет его? Что может сбить его с курса?
Слайд 15
7. Итоговая рефлексия.
1) заполнение листов самооценивания. Суммативное самооценивание по наибольшему числу ответов определенного уровня. [4].
2) работа с «Деревом пожеланий». Какие из ваших ожиданий на уроке были оправданы, а какие - нет?
8. Домашнее задание. По § 4-5 выполнить одно из заданий:
- составление визитной карточки Германии с презентацией
- подготовка видеофрагмента о стране
- составление тестового задания
Используемая литература:
1. Активные методы преподавания и обучения. www.cpm.kz
2. Бейсенова А, Каймулдинова К, Абилмажинова С. Достай Ж. География: Региональный обзор мира. Учеб. для 11кл. естеств.- мат.напр. общеобразоват. шк. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. (с.18-26).
3. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. www.cpm.kz (с.187-189, 211, 219, 222, 251, 252-253, 267-268).
4. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. Бишкек, 2012. (с.46).
5. www.uchportal.ru
7
Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Германия»
Кроссворд по теме «Зарубежная Европа»
1. Главное полезное ископаемое шельфа Северного моря
2. Единая валюта стран ЕС с 1 января 1999 года
3. Пролив, отделяющий Европу от Африки
1 Н
Е
Ф
Т
Ь
2 Е
В
Р
О
3 Г
И
Б
Р
А
Л
Т
А
Р
Критерии успешности:
ЗНАТЬ:
- Экономико-географическое положение Германии
- Состав территории
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Отрасли специализации промышленности, промышленные центры
- Структуру сельского хозяйства
- Виды транспорта, наиболее развитые в стране
- ВЭС
УМЕТЬ:
- Показывать по карте Германию и граничащие с ней государства, крупные города страны, промышленные центры.
Задание 1 для групповой работы: заполнить таблицу по теме
Преимущества
Недостатки
Аспект, заслуживающий внимания
Группа 1 «Экономико-географическое положение, территория, природные богатства»
Преимущества
1. Расположена в центре Европы между развитыми странами Запада и государствами Восточной Европы с богатыми природными ресурсами и большим потенциалом развития.
2. Занимает 5 место в Западной Европе по площади территории.
3. Выделяется запасами каменного угля.
Недостатки
1. В последние годы часто бывают наводнения, связанные с частыми ливнями.
2. Запасы железных руд значительны, но качество их низкое.
3. Месторождения свинца, цинка и серебра почти исчерпаны.
Аспект, заслуживающий внимания
Страна состоит из 16 земель, каждая из которых имеет свою столицу, конституцию, парламент и правительство.
Группа 2 «Население Германии»
Преимущества
1. Высокий уровень урбанизации (около 90% населения живет в городах).
2. Средняя продолжительность жизни мужчин – 75 лет, женщин – 81 год.
Недостатки
1. Низкий естественный прирост.
2. Старение нации.
3. Неравномерное размещение население по территории страны.
4. Внешние миграции (2015 г.)
Аспект, заслуживающий внимания
Германия занимает первое место в Западной Европе по численности населения.
Группа 3 «Промышленность Германии»
Преимущества
1.Машиностроение – отрасль международной специализации Германии.
2. Активное внедрение достижений науки и техники в производство.
3. Благодаря высокому уровню развития химической промышленности Германию называют «химической державой».
Недостатки
Экологические проблемы, связанные с интенсивной техногенной нагрузкой на природные ландшафты (истощение земных недр, загрязнение р.Рейн)
Аспект, заслуживающий внимания
По объему промышленного производства Германия занимает третье место в мире после США и Японии.
Группа 4 «Сельское хозяйство»
Преимущества
1. Около половины территории страны (36 млн.га) занимают сельскохозяйственные земли.
2. Обеспеченность населения страны высококачественными продуктами питания на 93% за счет собственного производства.
3. Германия имеет право принимать решение о финансировании фермерских хозяйств в районах с неблагоприятными природными условиями и по вопросам структуры сельского хозяйства.
Недостатки
1. На севере страны бедные подзолистые почвы, требующие внесения удобрений для использования в сельском хозяйстве.
2. 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве.
Аспект, заслуживающий внимания
В структуре сельского хозяйства животноводству принадлежит ведущая роль: оно производит 4/5 всей продукции отрасли.
Группа 5 « Транспорт. Внешнеэкономические связи»
Преимущества
1. Развиты все виды транспорта.
2. В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (скоростные поезда собственного производства (Inter City Express).
3. Торговый флот страны составляет около 800 судов.
4. Внешнеэкономические показатели страны имеют положительное сальдо (экспорт превышает импорт).
5. Привлекательна для посещения туристами – природные ландшафты, историко-культурные памятники, более 80 туристических маршрутов
Недостатки
1. Большая техногенная нагрузка на ландшафт: на каждый квадратный километр приходится 100 автомобилей.
2. Массовая туристическая деятельность привела к изменению природной среды.
Аспект, заслуживающий внимания
Автомобиль – основное транспортное средство жителей страны. Внешняя торговля – основной вид внешнеэкономических связей Германии.
Задание 3 для группы 1 «Найдите пропущенное слово»
- Федеративная Республика Германия граничит с 9 странами. В составе Рейнско-Рурской агломерации насчитывается более 100 городов, численность населения которых достигла 11 миллионов человек. Город Вольфсбург называют «автомобильной столицей» ФРГ. Ведущая роль в структуре сельского хозяйства принадлежит животноводству. Развиты такие отрасли, как свиноводство, скотоводство, птицеводство. Главная сельскохозяйственная культура – пшеница . Основное транспортное средство жителей Германии – автомобиль .
Задание 3 для группы 2 «Фотогалерея: Визитная карточка Германии»
Задание 3 для группы 3 «Иерархия бриллиантов»
Машиностроение Германии
Главные отрасли – автомобилестроение, судостроение, выпуск аэрокосмической техники
Крупные машиностроительные концерны – «Даймлер-Крайслер», «Фольксваген», «БМВ», «Сименс», «Бош», «Дойче Телеком»
По производству автомобилей Германия занимает третье место в мире
Вольфсбург – автомобильная столица Германии
Машиностроение – отрасль международной специализации Германии
Задание 3 для группы 3 «Иерархия бриллиантов»
Внешнеэкономические связи Германии
Политика правительства направлена на международное экономическое сотрудничество и углубление МГРТ
Особая роль в системе внешнеэкономических связей отводится внешней торговле
Главные торговые партнеры Германии – Франция и Япония, Италия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и США
На Германию приходится 10% мирового экспорта и 8% импорта, т.е. сальдо внешней торговли положительное
Германия, активно используя достижения науки и техники, производит разнообразные виды продукции, востребованной на мировом рынке и конкурентноспособной.
Задание 3 для 4 группы «Табу»
- Является традиционной отраслью промышленности Германии.
- По производству продукции входит в первую пятерку стран мира.
- Предприятия сконцентрированы во внутренних районах Германии - Руре и Сааре.
(черная металлургия)
- Относится к минеральным ресурсам.
- В Германии добываются два вида этого полезного ископаемого.
- Основные месторождения - Рурский, Саарский и Ахенский.
(каменный уголь)
- Вид транспорта, распространенного в Германии.
- Ежегодно перевозит около 100 млн. пассажиров, 2,5 млн.т. грузов.
- Главная компания - «Люфтганза», кроме нее в стране работают и малые компании: «Кондор», «Аэроплойд».
(авиатранспорт)
Задание 3 для 5 группы: «Ответить на вопросы высокого порядка»
- 1) Сравните Запад и Восток Германии по организации животноводства.
( Запад: хозяйства с небольшим поголовьем скота, Восток: средние и крупные хозяйства)
- 2) Проранжируйте виды транспорта Германии по степени их использования жителями страны от большего к меньшему.
(автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный)
- 3) Приведите не менее трех доказательств того, что в Германии наиболее развитой отраслью промышленности является машиностроение.
(в нее активно внедряются достижения науки и техники, расходуется 2,5% ВВП, продукция имеет спрос)
- 4) Как вы считаете, для каких экономических районов Казахстана и для каких отраслей хозяйства взаимоотношения Германии и Казахстана наиболее перспективны?
(Для Северного, Восточного и Центрального районов, в
области цветной металлургии и химической
промышленности )
Промежуточная рефлексия: «Воздушный шар»
- Что способствует успешному «полету», что помогает ему двигаться с большой скоростью?
- Что замедляет его? Что может сбить его с курса?