Цель:На этом уроке научимся объяснять экономику Африки.
Краткий тезисный конспект
Африканским странам пока не удалось изменить колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики, хотя темпы экономического роста несколько ускорились. Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства отличается преобладанием малотоварного, потребительского сельского хозяйства, слабым развитием обрабатывающей промышленности, отставанием развития транспорта. Наибольших успехов достигли страны Африки в горнодобывающей промышленности. По добыче многих полезных ископаемых Африке принадлежит лидирующее, а иногда монопольное место в мире (по добыче золота 1 место ЮАР, по производству урана – 1 место Нигерия, Ботствана и Конго- алмазы, Гвинея по извлечению бокситов – 2 место в мире, Замбия экспортер меди). Обрабатывающая промышленность представлена лёгкой и пищевой, другие отрасли отсутствуют, за исключением ряда районов вблизи наличия сырья и на побережье (Египет, Алжир, Марокко, Нигерия, Замбия, ДРК).
Вторая отрасль экономики, определяющая место Африки в мировом хозяйстве, — тропическое и субтропическое земледелие. Продукция земледелия составляет 60—80 % ВВП. Основными товарными культурами являются кофе, какао-бобы, арахис, финики, чай, натуральный каучук, сорго, пряности (Египет, Судан – хлопчатник: Сенегал – арахис: Нигерия и ДР Конго – масличная пальма: Алжир, Ливия, Египет - финики. В последнее время стали выращивать зерновые культуры: кукурузу, рис, пшеницу.
Животноводство играет подчинённую роль, за исключением стран с засушливым климатом. Преобладает экстенсивное скотоводство, характеризующееся огромным поголовьем скота, но малой продуктивностью и низкой товарностью (Марокко, Алжир, Судан преобладает овцеводство).
Континент не обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией. Транспорт также сохраняет колониальный тип: железные дороги идут от районов добычи сырья к порту, при этом регионы одного государства практически не связаны.
Относительно развиты железнодорожный и морской виды транспорта. К крупнейшим портам по грузообороту относятся Александрия, Алжир, Касабланка, Дакар, Момбаса, Дар-эс-Салам.
В последние годы получили развитие и другие виды транспорта — автомобильный (проложена дорога через Сахару), воздушный, трубопроводный (хорошо развит Алжир, Ливия).
Все страны, за исключением ЮАР, развивающиеся, большинство из них беднейшие в мире (70 % населения живёт за чертой бедности).
Задания для учащихся:
Задание 1. Мозговая атака. Вопросы и задания.
1. С какими странами тесно связаны внешнеэкономические балансы африканских стран?
2. Какое сырье экспортируется африканскими странами? 3. Какую сельскохозяйственную продукцию африканские страны экспортируют на международный рынок? 4.На какие регионы делятся африканские страны по внутренним различиям? 5. Какие организации являются членами африканских стран?
Задание 2.
Нанесите на контурные карты экономика Африки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель:На этом уроке научимся объяснять экономику Африки.
Краткий тезисный конспект
Африканским странам пока не удалось изменить колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики, хотя темпы экономического роста несколько ускорились. Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства отличается преобладанием малотоварного, потребительского сельского хозяйства, слабым развитием обрабатывающей промышленности, отставанием развития транспорта. Наибольших успехов достигли страны Африки в горнодобывающей промышленности. По добыче многих полезных ископаемых Африке принадлежит лидирующее, а иногда монопольное место в мире (по добыче золота 1 место ЮАР, по производству урана – 1 место Нигерия, Ботствана и Конго- алмазы, Гвинея по извлечению бокситов – 2 место в мире, Замбия экспортер меди). Обрабатывающая промышленность представлена лёгкой и пищевой, другие отрасли отсутствуют, за исключением ряда районов вблизи наличия сырья и на побережье (Египет, Алжир, Марокко, Нигерия, Замбия, ДРК).
Вторая отрасль экономики, определяющая место Африки в мировом хозяйстве, — тропическое и субтропическое земледелие. Продукция земледелия составляет 60—80 % ВВП. Основными товарными культурами являются кофе, какао-бобы, арахис, финики, чай, натуральный каучук, сорго, пряности (Египет, Судан – хлопчатник: Сенегал – арахис: Нигерия и ДР Конго – масличная пальма: Алжир, Ливия, Египет - финики. В последнее время стали выращивать зерновые культуры: кукурузу, рис, пшеницу.
Животноводство играет подчинённую роль, за исключением стран с засушливым климатом. Преобладает экстенсивное скотоводство, характеризующееся огромным поголовьем скота, но малой продуктивностью и низкой товарностью (Марокко, Алжир, Судан преобладает овцеводство).
Континент не обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией. Транспорт также сохраняет колониальный тип: железные дороги идут от районов добычи сырья к порту, при этом регионы одного государства практически не связаны.
Относительно развиты железнодорожный и морской виды транспорта. К крупнейшим портам по грузообороту относятся Александрия, Алжир, Касабланка, Дакар, Момбаса, Дар-эс-Салам.
В последние годы получили развитие и другие виды транспорта — автомобильный (проложена дорога через Сахару), воздушный, трубопроводный (хорошо развит Алжир, Ливия).
Все страны, за исключением ЮАР, развивающиеся, большинство из них беднейшие в мире (70 % населения живёт за чертой бедности).
Задания для учащихся:
Задание 1. Мозговая атака. Вопросы и задания.
1. С какими странами тесно связаны внешнеэкономические балансы африканских стран? 2. Какое сырье экспортируется африканскими странами? 3. Какую сельскохозяйственную продукцию африканские страны экспортируют на международный рынок? 4.На какие регионы делятся африканские страны по внутренним различиям? 5. Какие организации являются членами африканских стран?