Просмотр содержимого документа
«Удмуртская литература»
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы общеобразовательных учреждений «Удмуртский язык и литература для 5-9 классов» под редакцией Г.Н Никольская Ижевск, «Удмуртия», 2002г. и на основе примерной программы основного общего образования по литературе под редакцией Л.П.Фёдоровой, издательство «Удмуртия»,2009г.
Примерная программа по удмуртской литературе для уровня основного общего образования разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности учащихся, представленных в программах для начального общего образования. Содержание программы для 5 – 9 классов имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы основного общего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями учащихся.
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество читателя. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на учащегося и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы и эстетический вкус.
Предмет «Удмуртская литература» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представления о родной литературе как составной части многонациональной культуры России, способствует формированию гармоничной личности школьника, обладающей этническим и общероссийским гражданским сознанием; способствует воспитанию культуры межнациональных отношений.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках удмуртской литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (в том числе русскими и финно-угорскими). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту удмуртского народа, нашедшему отражение в фольклоре и литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства своего народа расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Основными целями изучения предмета «Удмуртская литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), культурам других народов;
вхождение в мир многонациональной российской культуры и интеграция на этой основе в единый многонациональный российский социум;
освоение знаний о родной (удмуртской) литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях удмуртских писателей, их жизни и творчестве, вершинных произведениях мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов удмуртской литературы, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной литературы; умений сопоставлять их с художественными произведениями родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы двух национальных литератур;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и т.д.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Формы организации деятельности обучающихся: урок изучение новой темы , урок – закрепление, урок – мастерская.
Формы контроля: опрос обучающихся, тестирование, ментальная карта.
Внесены изменения в раздел «Драма». Включено произведение Аркадия Клабукова «Кылмекей».
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Удмуртская литература» тесно связан с предметами «Русская литература» и «Удмуртский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся-удмуртов, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение русской и родной литератур на широком общекультурном фоне многонациональной России формирует у учащихся историзм мышления и способствует практической реализации принципа диалога культур. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции родного слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Этим определяется особая важность установления теснейших связей в преподавании удмуртской и русской литератур и удмуртского языка на уровне основного общего образования.
Специфика учебного предмета определяется также тем, что в нем пересекаются словесное искусство и основы литературоведения, науки, которая изучает это искусство.
Курсы удмуртской литературы в 5 – 8 классах строятся на основе сочетания концентрического, жанрово-родового и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-хронологической основе.
Содержание каждого курса (класса) включает отдельные произведения литератур народов России и зарубежной литературы. Для каждого класса также представлены: перечень произведений с краткими аннотациями, краткие обзоры жизни и творчества писателей.
Материалы по теории и истории удмуртской литературы также представлены в каждом классе.
Место предмета «Удмуртская литература» в учебном плане
В основной общеобразовательной школе предметы «Удмуртская (родная) литература» и «Удмуртский (родной) язык» изучаются с 5 по 9 класс как части единой образовательной области «Филология». Число часов, отводимых на изучение предметов в 5 классе – 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Удмуртская литература», являются:
осознание себя и этническими представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к родной литературе (культуре), а также литературе (культурам) других народов России; умение адаптироваться в современном поликультурном мире; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, особенно с представителями иной этнической принадлежности;
развитие личной ответственности за свои поступки на основе этикета удмуртского народа, уважительное отношение к иным, отличным от своих, нормам этикета и традициям других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Удмуртская литература» проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях на удмуртском языке, формулировать выводы и обобщения;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Предметными результатами выпускников при изучении предмета «Удмуртская литература» являются:
понимание ключевых проблем изученных произведений удмуртского фольклора и фольклора других народов России, произведений удмуртских писателей и произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений родной (удмуртской) и русской литературы;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям удмуртской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями литератур и культур других народов России;
формулирование собственного отношения к произведениям удмуртской
литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров на удмуртском языке, их осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические и драматургические произведения или их отрывки с использованием образных средств удмуртского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать на родном (удмуртском) языке устные монологические речевые высказывания разного типа; вести диалог на родном (удмуртском) языке, соблюдая нормы удмуртского речевого этикета;
написание изложений и сочинений (в отдельных случаях – эссе) на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы удмуртской литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов на удмуртском языке;
понимание удмуртского языка (слова) в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
умение при сопоставлении произведений родной (удмуртской) и русской литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем родной и русской литературы, структурными особенностями родного (удмуртского) и русского языков.
5. Содержание учебного предмета «Удмуртская литература»
традиций изучения в школьной практике конкретных произведений, входящих с точки зрения художественно-эстетической значимости в национальный литературный канон, а также сложившейся традиции обучения родной литературе путем изучения творчества наиболее авторитетных писательских имен разных периодов развития удмуртской словесной культуры;
соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
традиций литературоведческого анализа и требований современного культурноисторического контекста к изучению произведений писателей-классиков; объективного функционирования литературы в разных гранях с точки зрения: рода, жанра, тематики, эпохи.
Раздел 1. Истоки удмуртской литературы (конец 18века – 1917 год)
Фольклор и литература. Фольклорная образность в литературных произведениях. Возникновение и развитие литературных форм.
Мифы: «Дуннелэн кылдэмез» («Сотворение мира»), «Толэзьысь виштыос» («Пятна на луне»), «Кылдысинлэн пӧртмаськемез сярысь мадь» («Сказание о чудесах Кылдысина»)
Понятие о мифе.
Мифы о сотворении Мира, Космоса, Земли, Человека. Особенности образов. Человек и природа. Одушевленная (одухотворенная?) природа. Праматери природы (Шунды-мумы, Музъем-мумы, Инву-мумы).
Сказки.
Миф и сказка: отличительные черты. «Чудесное» в сказке, высмеивание отрицательных сторон жизни и человеческих пороков. Сказочные герои, приемы их обрисовки.
Загадки.
Понятие о загадке.
Сила народной мудрости. Почитание смекалки. Время (пора?) загадок. Тематика удмуртских загадок: человек – хозяйство (утварь/инвентарь) – природа. Образность загадок.
Раздел 2. Литература
Кузебай Герд (Кузьма Чайников). Жизнь и творчество.
Кедра Митрей (Дмитрий Корепанов). Жизнь и творчество. Рассказы «Сурсву» («Березовый сок»). Особенности в изображении дореволюционной жизни и быта удмуртского народа, образ главного героя. Сказовый характер повествования. Специфика построения речи автора, рассказчика и повествователя («Березовый сок»). Изображение характеров и природа конфликта в рассказах. Понятие о рассказе.
Вячеслав Ар-Серги (Вячеслав Сергеев). Жизнь и творчество.
Рассказы «Душеспи» («Ястребенок»), Проблематика рассказа. Приемы выразительного изображения главного героя и ястребенка. Авторская позиция («Ястребенок»). Нравственно-психологическая проблематика в решении темы «человек и природа». Мотивы сострадания, бескорыстия, доброты. Авторские приемы психологизма. Пётр Чернов. Жизнь и творчество.
Рассказ «Тӧдьы Пыдвыл» («Белая Лапка»). Взаимоотношения человека и животных.
Достоверность в обрисовке характера и повадок кошки. Особенности повествования и сюжета.
Николай Васильев. Жизнь и творчество.
Рассказ «Куазь жобан дыръя» («В непогоду»). Идея сострадания и помощи человеку, попавшему в беду. Поступки героя, раскрытие его черт характера. Особенности сюжета.
Григорий Данилов Жизнь и творчество.
Рассказ «Эктытӥсь кутъёс» («Лапти, вынуждающие плясать»). Трудовое детство подростков военной поры, нравственные ценности. Мастерство писателя в изображении внутреннего мира и чувств героев.
Афанасий Лужанин. Жизнь и творчество.
Басни «Сюмъё но Падыш», «Кечтака но Бакча утись» («Козел и Пугало»). Обличение через образы домашних животных человеческих пороков. Дидактический характер басен. Понятие о басне.
Василий Широбоков. Жизнь и творчество.
Рассказ«Шундыпиос» («Солнечные детки»). Изображение жизни и внутреннего мира подростков. Поэтика и стилистика произведения. Одушевление природы. Понятие об олицетворении.
Егор Загребин. Жизнь и творчество. Рассказ «Зарни сӥзьыл» («Золотая осень»). Изобразительно-выразительные средства языка в создании живописной картины осени. Особенности повествования. Лирические черты.
Ашальчи Оки (Лина Векшина). Жизнь и творчество.
Стихотворения «Бублиос» («Бабочки»), «Вордӥськем музъеме» («Родная земля»). Мастерство поэта в передаче внутреннего мира человека через образы бабочек. Тончайшие душевные переживания лирической героини. Звукопись. Тема любви к родному краю в творчестве автора. Образный строй стихотворений.
Кузебай Герд (Кузьма Чайников). Жизнь и творчество.
Стихотворения «Кызьпуос» («Березы»), «Сӥзьыл» («Осень»), «Тулыс» («Весна»). Цветовая символика в изображении времен года. Олицетворение и его роль в стихотворениях.
Флор Васильев. Жизнь и творчество.
Стихотворение «Кезьыт ин. Кезьыт куазь. Кезьыт тол…» («Суровое небо. Суровая погода. Суровая зима…»). Воспевание природы родного края, малой родины. Слияние в душе лирического героя любви к малой и большой родине. Пейзаж в лирике поэта, размышления о тайнах мироздания, тема могущества и бессилия человека перед природой.
Михаил Ильин. Жизнь и творчество.
Стихотворение «Мон удмурт пи луисько» («Я удмуртский парень»). Тематика стихотворения. Взгляды героя на сельский труд. Времена года. Образы птиц.
Михаил Петров. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Вандэмо», «Тон лобӟы, мынам кырӟанэ» («Ты лети, моя песня»). Гражданская лирика в творчестве поэта. Образы лирического героя – сирота, солдат, гражданин – и его обостренное чувство родины, благодарности родной деревне, удмуртскому краю и его народу. Образ песни и его роль в обрисовке темы войны.
Николай Байтеряков. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Маин дуно» («Чем дорог»). Основополагающее значение темы родины и войны в творчестве поэта. Прославление родного языка. Роль изобразительно-выразительных средств в создании живописных картин родной природы, воспевание человека-труженика.
Игнатий Гаврилов. Жизнь и творчество. Пьеса «Эктытӥсь пастух» («Пастух, заставляющий плясать»). Разножанровое творчество драматурга. Близость пьесы к волшебной сказке. Поляризация героевтружеников и героев-лодырей. Образ свирели.
Требования к освоению программы
Программа по литературе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: • выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение и сопоставление; • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезиса, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; • обогащение словарного запаса; • владение монологической и диалогической речью.
Учащиеся научатся:
*определять авторов и содержание изученных художественных произведений;
*определять основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся получат возможность научится: *воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
*отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
*видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
*выявлять основную нравственную проблематику произведения;
*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
*прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
*воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
*готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
*видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
*создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебно — тематический план по удмуртской литературе 5 класс.
№
Тема раздела.
Кол-во часов.
Внеклассное чтение
Сочинения
Контрольные работы
1
Истоки удмуртской литературы (конец 18 века – 1917 год).
4
1
2
Литература.
30
1
2
1
Итого:
34
1
2
Календарно — тематическое планирование по удмуртской литературе.
№
Тема урока.
Кол -во
часов.
Дата.
Истоки удмуртской литературы (конец 18века – 1917год). (4ч.)
1
Мифы. Мифы о сотворении Мира, Космоса, Земли, Человека.
1
2
Сказки. Миф и сказка. Человек и природа.
1
3
Загадки.
1
4
Контрольная работа за курс 4 класса.
1
Литература.(30 часов)
5
Кузебай Герд. Авторская сказка-поэма «Гондыръёс».
1
6
Обличение лентяев и любителей наживы в сказке А.С.Пушкина и Кузебая Герда.
1
7
Жизнь и творчество Кедра Митрея. Рассказ «Сурсву».
1
8
Сказовый характер повествования рассказа «Сурсву».
1
9
Вячеслав Сергеев (Ар-Серги) «Душеспи».
1
10
Пётр Чернов «Тодьы пыдвыл».
1
11
Р.р. Сочинение «Яратоно кочыше»
1
12
Жизнь и творчество Николая Васильева. Рассказ «Куазь жобан дыръя»
1
13
Поступки главного героя его черты характера.
1
14
Григорий Данилов «Эктытись кутъёс»
1
15
Афанасий Лужанин «Сюмьё но Падыш», «Кечтака но бакча утись».
1
16
Самостоятельная работа по сочинению басни.
1
17
Василий Широбоков «Шундыпиос».
1
18
Егор Загребин «Зарни сизьыл».
1
19
Р.р. Сочинения «Кызьпу куарлэн вакчи улонэз»
1
20
Проверочная работа по роду литературы «Эпос».
1
21
Понятие о лирике. Стихотворение. Ритм и рифма.
1
22
Ашальчи Оки «Вордиськем музъеме», «Бублиос».
1
23
Кузебай Герд «Кызьпуос».
1
24
Кузебай Герд «Сизьыл», «Тулыс».
1
25
Флор Васильев «Кезьыт ин, кезьыт куазь, кезьыт тол».
1
26
Михаил Ильин «Мон удмурт пи луисько».
1
27
Михаил Петров «Вандэмо», «Тон лобзы мынам кырзанэ».
1. Учебно-методический журнал «Вордскем кыл», под редакцией министерства образования и науки Республики Удмуртия
www.vordskemkyl.ru
zechbur.com
www.kiziliidz.ru
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимо.