kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по удмуртской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предусмотрена для удмуртских национальных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по удмуртской литературе»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы общеобразовательных учреждений «Удмуртский язык и литература для 5-9 классов» под редакцией Г.Н Никольская Ижевск, «Удмуртия», 2002г. и на основе примерной программы основного общего образования по литературе под редакцией Л.П.Фёдоровой, издательство «Удмуртия»,2009г.

Примерная программа по удмуртской литературе для уровня основного общего образования разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности учащихся, представленных в программах для начального общего образования. Содержание программы для 5 – 9 классов имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы основного общего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями учащихся.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество читателя. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на учащегося и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы и эстетический вкус.

Предмет «Удмуртская литература» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представления о родной литературе как составной части многонациональной культуры России, способствует формированию гармоничной личности школьника, обладающей этническим и общероссийским гражданским сознанием; способствует воспитанию культуры межнациональных отношений.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках удмуртской литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (в том числе русскими и финно-угорскими). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту удмуртского народа, нашедшему отражение в фольклоре и литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства своего народа расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Основными целями изучения предмета «Удмуртская литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), культурам других народов;

  • вхождение в мир многонациональной российской культуры и интеграция на этой основе в единый многонациональный российский социум;

  • освоение знаний о родной (удмуртской) литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях удмуртских писателей, их жизни и творчестве, вершинных произведениях мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов удмуртской литературы, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной литературы; умений сопоставлять их с художественными произведениями родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы двух национальных литератур;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и т.д.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



Формы организации деятельности обучающихся: урок изучение новой темы , урок – закрепление, урок – мастерская.

Формы контроля: опрос обучающихся, тестирование, ментальная карта.

Внесены изменения в раздел «Драма». Включено произведение Аркадия Клабукова «Кылмекей».

  1. Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Удмуртская литература» тесно связан с предметами «Русская литература» и «Удмуртский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся-удмуртов, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение русской и родной литератур на широком общекультурном фоне многонациональной России формирует у учащихся историзм мышления и способствует практической реализации принципа диалога культур. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции родного слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Этим определяется особая важность установления теснейших связей в преподавании удмуртской и русской литератур и удмуртского языка на уровне основного общего образования.

Специфика учебного предмета определяется также тем, что в нем пересекаются словесное искусство и основы литературоведения, науки, которая изучает это искусство.

Курсы удмуртской литературы в 5 – 8 классах строятся на основе сочетания концентрического, жанрово-родового и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-хронологической основе.

Содержание каждого курса (класса) включает отдельные произведения литератур народов России и зарубежной литературы. Для каждого класса также представлены: перечень произведений с краткими аннотациями, краткие обзоры жизни и творчества писателей.

Материалы по теории и истории удмуртской литературы также представлены в каждом классе.

  1. Место предмета «Удмуртская литература» в учебном плане

В основной общеобразовательной школе предметы «Удмуртская (родная) литература» и «Удмуртский (родной) язык» изучаются с 5 по 9 класс как части единой образовательной области «Филология». Число часов, отводимых на изучение предметов в 5 классе – 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения программы


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Удмуртская литература», являются:

осознание себя и этническими представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к родной литературе (культуре), а также литературе (культурам) других народов России; умение адаптироваться в современном поликультурном мире; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, особенно с представителями иной этнической принадлежности;

развитие личной ответственности за свои поступки на основе этикета удмуртского народа, уважительное отношение к иным, отличным от своих, нормам этикета и традициям других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Удмуртская литература» проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях на удмуртском языке, формулировать выводы и обобщения;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами выпускников при изучении предмета «Удмуртская литература» являются:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений удмуртского фольклора и фольклора других народов России, произведений удмуртских писателей и произведений литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений родной (удмуртской) и русской литературы;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям удмуртской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями литератур и культур других народов России;

  • формулирование собственного отношения к произведениям удмуртской

литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров на удмуртском языке, их осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические и драматургические произведения или их отрывки с использованием образных средств удмуртского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать на родном (удмуртском) языке устные монологические речевые высказывания разного типа; вести диалог на родном (удмуртском) языке, соблюдая нормы удмуртского речевого этикета;

  • написание изложений и сочинений (в отдельных случаях – эссе) на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы удмуртской литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов на удмуртском языке;

  • понимание удмуртского языка (слова) в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

  • умение при сопоставлении произведений родной (удмуртской) и русской литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем родной и русской литературы, структурными особенностями родного (удмуртского) и русского языков.

5. Содержание учебного предмета «Удмуртская литература»

традиций изучения в школьной практике конкретных произведений, входящих с точки зрения художественно-эстетической значимости в национальный литературный канон, а также сложившейся традиции обучения родной литературе путем изучения творчества наиболее авторитетных писательских имен разных периодов развития удмуртской словесной культуры;

соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

традиций литературоведческого анализа и требований современного культурноисторического контекста к изучению произведений писателей-классиков; объективного функционирования литературы в разных гранях с точки зрения: рода, жанра, тематики, эпохи.





Раздел 1. Истоки удмуртской литературы

(конец XVIII в. – 1917 г.)

Фольклор и литература. Фольклорная образность в литературных произведениях. Возникновение и развитие литературных форм.

Григорий Верещагин. Жизнь и творчество. Сказка «Зарни чорыг» («Золотая рыбка»). Авторская сказка на основе заимствованного сюжета. Национальная специфика образов.

Стихотворения «Чагыр, чагыр дыдыке...» («Сизый, сизый голубочек…»),

Михаил Можгин. Жизнь и творчество.

Баллада «Беглой» («Беглый»). Соотношение фольклорного и литературного в произведении. Жанровые особенности баллады. Признаки романтизма и реализма. Образ беглеца с разных точек зрения.

Кедра Митрей (Дмитрий Корепанов). Жизнь и творчество.

Трагедия «Эш-Тэрек». Особенности первой удмуртской трагедии. Бунтарский характер Эш-Тэрека. Функции и художественные особенности фольклорного материала, включенного в текст.


Раздел 3. Удмуртская литература

В 1919–1938-е годы.

Кедра Митрей (Дмитрий Корепанов).

Рассказы «Пиме сӧризы» («Сына испортили»), «Вожмин» («Наперекор»). Особенности в изображении дореволюционной жизни и быта удмуртского народа, образ главного героя. Сказовый характер повествования.


Кузебай Герд (Кузьма Чайников). Жизнь и творчество.

Стихотворения «Вордӥськем музъеммы» («Родная земля»), «Чугун сюрес» («Железная дорога»), «Бусы» («Поле»), «Чагыр кышет» («Голубой платок»), «Гужем ӝыт» («Летний вечер). Поэзия Герда в контексте переломной эпохи. Разнообразие тем и мотивов. Поэтика романтизма и жанровые особенности лирики поэта. Понятие о сонете.

Поэма «Завод» («Завод»). Образ романтического героя. Роль метафоры и звукописи в создании образа завода. Своеобразие композиции.

Ашальчи Оки (Лина Векшина). Жизнь и творчество.

Стихотворения «Тон юад мынэсьтым…» («Ты спросил у меня…»), «Лулы мынам…» («Душа моя…»), «Кык гожтэт» («Два письма»), «Та бадӟым кузьымме…» («Этот мой большой подарок…»). Первая удмуртская поэтесса в литературе. Отражение в лирике душевного состояния удмуртской женщины. Образ лирической героини. Музыкальность стихотворений.

Михаил Коновалов. Жизнь и творчество.

Роман «Гаян». Историческая основа романа. Воплощение сюжета волшебной сказки. Черты романтизма и реализма в произведении. Образы Гаяна, Пугачева и Луизы.

Удмуртская литература в 1938-1956-е годы.

Игнатий Гаврилов. Жизнь и творчество.

Трагедия «Камит Усманов». Разножанровое творчество драматурга. Близость пьесы к волшебной сказке. Поляризация героев-тружеников и героев-лодырей. Образ свирели. Комическое и трагическое в драме. Проблематика конфликта. Приемы изображения героев-бедняков и героев-богачей. Понятие о ремарке. Фольклорная и историческая основа трагедии. Жанровые признаки трагедии. Почитание в народе героя-борца.

Михаил Петров. Жизнь и творчество.

Роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан»). Историко-документальная основа произведения. Обрисовка характеров. Образы Короленко и Раевского. Герои и их прототипы. Приемы изображения героев второго плана (Буграш, Даша Гришина). Композиция романа.

Удмуртская литература в 1956-1988-е годы.


Геннадий Красильников. Жизнь и творчество.

Рассказы «Оксана», «Пыртос» («Примак»), «Чупыргы Вася вӧта» («Сон Чупыргы Василия»). Жанровые особенности, психологизм и нравственная проблематика рассказов. Проблема выбора. Подтекст («Примак»). Понятие художественной детали.

Флор Васильев. Жизнь и творчество.

Стихотворения «Мон — язычник» («Я - язычник»), «Куазьлэсь уд луы зӧк», — шуиз муми…» («Не будешь сильнее природы,- сказала мама…»), «Уг яратскы ӵышкем писпуосты» («Я не люблю подстриженных деревьев»), «Сюан дӥськут» («Свадебный наряд»). Воспевание природы родного края, малой родины. Слияние в душе лирического героя любви к малой и большой родине. Пейзаж в лирике поэта, размышления о тайнах мироздания, тема могущества и бессилия человека перед природой. Фольклоризм Ф. Васильева, семантика сквозных образов. Размер и рифма. Метафора в лирике поэта.

Роман Валишин. Жизнь и творчество. Роман «Тол гурезь». Психология героя.

Женская лирика 1970-1980-е годы.

Алла Кузнецова. Жизнь и творчество.

Стихотворения «Сяськаяське улмопу…» («Яблоня цветет…»), «Мон сюрс пол кулылӥ…» («Я умирала тысячу раз…»). Нравственно-философский контекст любовной лирики.

Людмила Кутянова. Жизнь и творчество.

Стихотворения «Озьы потэ улэм» («Так хочется жить»), «Зундэс лэсьтӥ» («Кольцо выковала»), «Зорые» («Моя дождинка»). Семантическая многоплановость гражданской лирики. Драматическая тональность любовной лирики. Искусство детали. Фольклорность образов.

Галина Романова. Жизнь и творчество.

Стихотворения «Вал ворттэ!» («Лошадь скачет!»), «Куинь пиосмуртъёс понна…» («Для трех мужчин…»), «Пересь турна» («Старик косит»). Лирико-эпический характер поэзии. Поэтизация жизненных ситуаций. Обогащение любовной лирики народно-философской семантикой.

Татьяна Чернова. Жизнь и творчество.

Стихотворения «Выжыкыл дуннее» («Мой сказочный мир»), «Гондыркуш – кокые…» («Гондыркуш – моя колыбель…»), «Шаере мынам, Вало палъёс!..» («Моя родина, окрестности Валы!»), «Уйин бордӥсько…» («Ночью плачу…»). Романтическая тональность поэзии. Изображение вымышленного мира грез. Выражение чувства любви к малой родине, ощущение простора, полета. Драматизм любовной лирики.

. Удмуртская литература конца ХХ – начала ХХI веков.

Михаил Федотов. Жизнь и творчество.

Стихотворения «Шедьтӥ, лэся, аслым берпум сэрег…» («Я, кажется, нашел последний уголок…»), «Веме» («Помощь»). Философия жизни лирического героя. Мотив возвращения к истокам. Изображение жизни и быта бесермян.

Вячеслав Ар-Серги (Вячеслав Сергеев). Жизнь и творчество.

Рассказы «Душеспи» («Ястребенок»), «Кристя», «Палэзьпу – оскон» («Рябина – надежда»). Проблематика рассказа. Приемы выразительного изображения главного героя и ястребенка. Авторская позиция («Ястребенок»). Нравственно-психологическая проблематика в решении темы «человек и природа». Мотивы сострадания, бескорыстия, доброты. Авторские приемы психологизма.

Лидия Нянькина. Жизнь и творчество.

Рассказы «Имитация», «Ваёбыж кар» («Ласточкино гнездо»). Маленькая деревня в большом современном мире. Смешные и грустные истории и ситуации. Юмор в рассказах. Мужественность современной женщины.

Эрик Батуев (Валерий Батуев). Жизнь и творчество.

Стихотворения «Арлыдтэм вужер» («Безвозрастная тень»), «Дор» («Малая родина»). Трагическая участь поэта. Сочетание элегической тональности и жизнеутверждающего пафоса стихотворений. Авторское решение темы малой родины.




Требования к освоению программы


Программа по литературе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
• выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение и сопоставление;
• умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезиса, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
• обогащение словарного запаса;
• владение монологической и диалогической речью.

Учащиеся должны знать:

*авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

*основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жан­ры фольклора; сказка, виды сказок; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литерату­ры (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (началь­ные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произве­дения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиогра­фичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:
*воспроизводить сюжет изученного произве­дения и объяснять внутренние связи его эле­ментов;

*отличать стихотворение от прозы, исполь­зуя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

*видеть связь между различными видами ис­кусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);

*выявлять основную нравственную проблема­тику произведения;

*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;

*прослеживать изменение настроения (инто­нации) в стихотворении;

*воспринимать многозначность слов в ху­дожественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рас­сказ);

*пользоваться алфавитным каталогом школь­ной библиотеки;

*ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, пре­дисловие, послесловие и др.);

*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

*готовить (устно и письменно) краткий, сжа­тый, выборочный и подробный пересказы;*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить пря­мые авторские оценки;

*видеть общность и различия писателей в пре­делах тематически близких произведений;

*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

*сочинять небольшие произведения фольклор­ного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

*создавать сочинения-миниатюры по карти­не или небольшому музыкальному произве­дению.



Учебно-тематический план по удмуртской литературе 9 класс.


Тема раздела

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Сочинение.

1

Введение.

1



2

Удмуртская литература в 1889-1919-ые годы.

5

1


3

Удмуртская литература в 1919-1938-ые годы.

14

1

1

4

Удмуртская литература в 1938-1956-ые годы

6


1

5

Удмуртская литература в 1956-1988-ые годы.

11

2

1

6

Женская лирика в 1970-1980-ые годы.

5



7

Литература к. ХХ — н. ХХI века.

9




Итого:

51

4

3




Календарно- тематическое планирование по удмуртской литературе 9 класс.


Тема урока

Кол-во час

Содержание

Дата

Теория

Практика

Введение (1ч.)

1

Г. Верещагин «Чагыр, чагыр дыдыке».

1

Колыбельная песня.

Знать истоки создания удмуртской литературы. Уметь определять фольклорную основу произведений.


Удмуртская литература в 1889-1919 г.г. (5ч.)

2

История удмуртской литературы и её этапы развития.

1

История удмуртской литературы и её этапы развития.

Знать историю развития удмуртской литературы. Литература и эпоха, литература и история, их взаимосвязь. Развитие жанров.


3

Г.Верещагин "Зарни чорыг".

1

Авторская сказка на основе заимствованного сюжета. Национальная специфика образов.

Знать о национальной специфике образов. Уметь сравнивать сказку Пушкина и Верещагина.


4

Вн.чт. Г.Верещагин .

1

Биография Г. Верещагина.

Знать труды Г. Верещагина «Вотяки Сосновского края», «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии». Знать о просветительской работе Г. Верещагина.


5

М.Можгин "Беглой".

1

Баллада.

Знать соотношение фольклорного и литературного в произведении. Жанровые особенности баллады. Признаки романтизма и реализма. Уметь характеризовать образ беглеца с разных точек зрения.


6

К.Митрей "Эштэрек" трагедия.

1

Трагедия.

Знать особенности первой удмуртской трагедии. Бунтарский характер Эш-Тэрека. Функции и художественные особенности фольклорного материала, включенного в текст. Уметь анализировать литературное произведение с учетом идейно-эстетических особенностей романтизма, реализма.

Определять функции мифологических образов в литературе.


Удмуртская литература в 1919 - 1938 г.г. (14ч.)

7

К.Митрей "Пиме соризы".

1

Сказовый характер повествования. Конфликт отцов и детей, старого и нового.

Знать о сказовом характере повествования. Уметь разобраться в конфликтах отцов и детей.


8

К.Митрей "Вожмин".

1

Характер и конфликт.

Уметь разбираться в характерах и конфликтах в рассказе «Вожмин» («Наперекор»). Знать о противоречивые реалии времени в рассказах Кедра Митрея.


9

Стихи К. Герда.

1

Романтика. Сонет.

Знать о поэзии Герда в контексте переломной эпохи. Разнообразие тем и мотивов. Поэтика романтизма и жанровые особенности лирики поэта. Понятие о сонете. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение.


10

К. Герд "Завод" поэма.

1

Аллитерация, ассонанс, олицетворение.

Образ романтического героя. Роль метафоры и звукописи в создании образа завода. Своеобразие композиции.


11

Урок р/р. Сочинение "К. Герд толон но туннэ" .

1


Уметь грамотно излагать свои мысли, составить план и написать сочинение.


12

Биография Ашальчи Оки.

1

Биография Ашальчи Оки

Первая удмуртская поэтесса в литературе. Отражение в лирике душевного состояния удмуртской женщины. Образ лирической героини. Музыкальность стихотворений. Связь стихотворений с удмуртской песней.


13

А. Оки и удмуртская песня.

1

Стихи и песня.


14

Вн.чт. Трофим Борисов - политический деятель и ученый.

1

Биография Т. Борисова.

Знать биографию Трофима Борисова, его труды.


15

М.Коновалов. Роман "Гаян".

1

Биография М. Коновалова. Роман. Повествователь.

Знать биографию писателя.

Историю удмуртов 18 века. Образ гусляра. Знать о романе. Уметь высказывать своё мнение.


16

Образ Пугачёва в романе "Гаян".

1

Образ Пугачёва.

Знать о «пугачёвском восстании», о роли Пугачёва в истории удмуртов.


17

Черты романтизма и реализма в произведении.

1

Воплощение сюжета волшебной сказки. Черты романтизма и реализма в произведении.

Знать черты романтизма и реализма в произведении. Уметь высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.


18

Образ Гаяна.

1

Образы Гаяна.

Уметь давать характеристику Гаяну. Его отношение к друзьям, к Луизе, к Пугачёву, к жене.


19

"Гаян" - исторический роман.

1

Историческая основа романа

Знать исторические события, связанные с «пугачёвщиной».

Уметь сравнивать роман М. Коновалова «Гаян» с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


20

Обобщающий урок по роману "Гаян".

1


Уметь сравнивать роман Коновалова «Гаян» с повестью Пушкина «Капитанская дочка».


Удмуртская литература в 1938 -1956 г.г. (6ч.)

21

М.Петров. Роман «Вуж Мултан».

1

Развитие сюжета и композиция романа. Обрисовка характеров.

Знать историко-документальную основу произведения. Уметь дать характеристику героям.


22

Обвинители удмуртов.

1

Образ Раевского.

Знать обвинителей удмуртов. Уметь показать отношение чиновников к удмуртам


23

Защитники удмуртов. Образ Короленко.

1

Образы Короленко Герои и их прототипы.

Знать биографию Короленко, его отношение к удмуртам. Уметь показать приемы изображения героев второго плана (Буграш, Даша Гришина)


24

Урок р/р. Сочинение по роману «Вуж Мултан».

1


Уметь составлять план. По плану написать сочинение.


25

Игнатий Гаврилов и удмуртский театр.

1

Биография И. Гаврилова. Удмуртский театр.

Знать фольклорную и историческую основу трагедии, жанровые признаки трагедии. Сущность изображённых конфликтов. Уметь показать драматическую судьбу главного героя-борца. Уметь показать взаимосвязь писателя с театром.


26

Игнатий Гаврилов «Камит Усманов».

1

Образ главного героя, его драматическая судьба. . Жанровые признаки трагедии.


Удмуртская литература в 1956-1988 г.г. (11ч.)

27

Г. Красильников «Пыртос».

1

Конфликт.

Знать проблемы, которые ставит автор перед читателем. Уметь давать характеристику герою.


28

Г. Красильников «Чупыргы Вася вота».

1

Психологизм и нравственная проблематика рассказа.

Знать жанровые особенности, психологизм и нравственную проблематику рассказа, способы создания комического в рассказе. Уметь давать характеристику герою.


29

Вн.чт. Рассказы Г. Красильникова.

1


Знать рассказы Геннадия Красильникова. Уметь их анализировать.


30

Творчество Флора Васильева.

1

Биография Ф. Васильева.

Знать бтографию поэта. Пейзаж в

лирике поэта, размышления о тайнах мироздания, тема могущества и бессилия человека перед природой.


31

Флор Васильев «Сюан диськут».

1

Фольклоризм Ф. Васильева, семантика сквозных образов. Размер и рифма. Метафора в лирике поэта.

Воспевание природы родного края, малой родины. Слияние в душе лирического героя любви к малой и большой родине. Знать национальные традиции удмуртов.

Уметь делать анализ стихотворения.


32

Роман Валишин «Тол гурезь.

1

Биография Романа Валишина.

Философско-нравственная проблематика произведений. Значение художественной детали в создании характеров. Особенности композиции и сюжета.


33

Образ Оникея.

1

Трагизм судьбы.

Уметь показать психологически достоверные образы героев.


34

Образ-символ.

1

Символы.

Знать, что такое символ. Уметь привести примеры образов-символов. Дать характеристику этим образам.


35

Психологическая повесть.

1

Психологическая повесть..

Знать о психологической повести. Уметь привести примеры из текста.


36

Вн.чт. «Тол гурезь» 2-я часть.

1


Знать содержание 2-ой книги. Уметь отвечать на вопросы


37

Урок р/р. Сочинение но повести «Тол гурезь».

1


Уметь грамотно излагать мысли и написать сочинение.


Женская лирика в 1970-1980 г.г. (5ч.)

38

Женская лирика в удмуртской литературе.

1

Женская лирика.

Знать о творчестве удмуртских поэтэсс. Уметь анализировать стихи.


39

Людмила Кутянова. Стихотворения.

1

Биграфия Л. Кутяновой.

Знать о семантической многоплановости гражданской лирики.


40

Татьяна Чернова. Стихотворения.

1

Биография Т. Черновой.

Комическое в стихотворении Т. Черновой


41

Алла Кузнецова. Стихотворения.

1

Биография А. Кузнецовой.

Нравственно-философский контекст любовной лирики.


42

Галина Романова. Стихотворения.

1

Биография Г. Романовой.

Поэтизация жизненных ситуаций. Обогащение любовной лирики народно-философской семантикой. Нравственно-философский контекст любовной лирики.


Литература к. ХХ н. ХХI в. (9ч.)

43

М. Федотов. Стихотворения.

1

Биграфия Михаила Федотова.

Философия жизни лирического героя. Мотив возвращения к истокам. Изображение жизни и быта бесермян.


44

Вячеслав Ар-Серги Палэзьпу-оскон».

1

Биография В. Ар-Серги.

Нравственно-психологическая проблематика в решении темы «человек и природа». Мотивы сострадания, бескорыстия, доброты. Авторские приемы психологизма.


45

Олег Четкарёв «Кычес».

1

Повесть (кузьверос).

Знать композицию построения повести.


46

Особенности жанра.

1


Знать особенности жанра. Уметь выявить проблемы героя.


47

Лидия Нянькина «Имитация».

1

Жизнь деревни.

Маленькая деревня в большом современном мире. Смешные и грустные истории и ситуации. Юмор в рассказах. Мужественность современной женщины.


48

Лидия Нянькина "Ваёбыж кар".

1

Юмор в рассказах.


49

Творчество Эрика Батуева.

1

Творческий путь Эрика Батуева.

Трагическая участь поэта. Сочетание элегической тональности и жизнеутверждающего пафоса стихотворений. Авторское решение темы малой родины. Уметь анализировать стихи поэта.


50

Трагическая участь поэта.

1

Тема малой Родины.


51

Итоговое тестирование

1


Проверка знаний учащихся за год.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по удмуртской литературе

Автор: Федорова Ольга Викторовна

Дата: 25.09.2017

Номер свидетельства: 429648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Удмуртская литература"
    ["seo_title"] => string(23) "udmurtskaia_litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "429650"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506338448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства