Автор программы: Петросян Жанна Гамлетовна педагог-психолог первой категории МКОУ «Строевская СОШ»
Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «Строевская СОШ» __________________
зам. директора по УВР __________________ (Комогорова Г.Р.)
Утверждено
директор школы ______________ (Миневич О.В.)
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание важности развития своих познавательных способностей.
У выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с окружающими людьми;
- осознание личной ответственности за развитие своих познавательных способностей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы;
- уважать позицию партнера, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- обобщать и ограничивать понятия;
- классифицировать и сравнивать понятия;
- выделять существенные признаки понятий;
- выявлять сходства и различия между понятиями;
- различать и использовать методы решения творческих задач; решать творческие задачи, используя различные методы;
- различать и использовать методы разрешения проблемных ситуаций;
- различать и использовать методы решения творческих и изобретательских задач; решать творческие и изобретательские задачи;
- различать и использовать способы обработки полученной информации;
- различать и использовать методы и приемы работы с текстом; работать с текстом;
- использовать правила формулирования целей, задач и гипотезы исследования;
- различать функциональные отношения между понятиями;
- различать виды памяти и внимания;
- находить закономерности;
- решать логические задачи;
- устанавливать отношение противоположности;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- объяснять значения слов в зависимости от контекста;
- оценивать явления с разных точек зрения;
- анализировать события;
- анализировать проблемные ситуации;
- вести библиографический поиск;
- писать и оформлять сообщения, рефераты;
- выполнять преобразования с текстом;
- представлять информацию с помощью диаграммы, таблицы;
- производить операции с файлами;
- выбирать тему исследования;
- ставить цели, задачи исследования;
- формулировать гипотезу исследования;
- защищать проект.
Выпускник получит возможность научиться:
- обобщать и систематизировать полученные знания;
- ставить познавательную задачу перед выполнением заданий;
- готовить сообщения;
- составлять различные виды конспектов, тезисы, план;
- участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы;
Содержание учебного курса.
V класс
Человек и его интеллект (2ч.)
Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Практическая работа: «Диагностика интеллектуального развития».
Понятие. Обобщение и ограничение понятий (4ч.)
Обобщение понятий. Общее и частное понятие. Сравнение логической цепочки: общее – менее общее – частное. Обобщение и ограничение понятий. Практическая работа: «Развивающие игры: «Логические цепочки», «Домино».
Выделение существенных признаков понятий (3ч.)
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений. Практическая работа: «Конструирование определений понятий».
Функциональные отношения между понятиями (3ч.)
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практическая работа: «Выявление причины и следствия явлений», «Установление отношений между понятиями»
Сравнение понятий (6ч.)
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка и противоположные по смыслу. Антонимы, синонимы, омонимы. Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Практическая работа: «Развивающие игры: «Черный ящик», «Исключи лишнее», «Поиск похожего»
Классификация понятий (3ч.)
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Практическая работа: «Развивающие игры: «Логические цепочки», «Исключи лишнее», «Домино»
Закономерность (5ч.)
Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Нахождение закономерностей. Завершение схем. Практическая работа: «Развивающие игры: «Рассыпанное предложение», «Заверши схему», «Восстанови последовательность».
Объяснение значений слов (3ч.)
Подбор и объяснение слов зависимости от контекста. Подбор понятий близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных слов. Уяснение смысла предложений. Практическая работа: «Работа с текстом»; развивающие игры: «Рассыпанное предложение», «Дополни предложение»
Решение логических задач (4ч.)
Закрепление полученных знаний; развитие логического мышления.
Итоговое занятие (1ч.)
Диагностическое тестирование.
VI класс
Человек и его интеллект (1ч.)
Понятие интеллекта. Значение развития интеллекта. Практическая работа: «Диагностика интеллектуального развития»
Понятие. Обобщение и ограничение понятий (3ч.)
Общее и частное понятие. Обобщение и ограничение понятий. Правила составления определений, формулирование определений. Практическая работа: «Конструирование определений понятий»; развивающие игры: «Логические цепочки», «Домино»
Сравнение понятий (4ч.)
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка и противоположные по смыслу. Синонимы, антонимы, омонимы. Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Практическая работа: «Развивающие игры: «Черный ящик», «Исключи лишнее», «Поиск похожего».
Объяснение значений слов (2ч.)
Подбор и объяснение слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практическая работа: «Работа с текстом»; развивающие игры: «Рассыпанное предложение», «Дополни предложение»
Устойчивые словосочетания (2ч.)
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста и словосочетаний по смыслу. Практическая работа: «Развивающие игры: «Аналогии и намеки», «Рассыпанное предложение», «Дополни предложение»
Что такое творчество? Из жизни великих людей. Мозговой штурм: история возникновения, основные этапы, правила работы. Метод контрольных вопросов. Практическая работа: «Разрешение проблемных ситуаций методом мозгового штурма, контрольных вопросов»
Оценка явления, события с разных точек зрения (2ч.)
Формирование умений задавать вопросы, анализировать события. Умение видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практическая работа: «Развивающие игры: «Черное и белое», «Взгляд со стороны», «Хорошо – плохо»
Воображение (2ч.)
Что такое воображение. Способы развития воображения. Практическая работа: «Развивающие игры: «Дополни рисунок», «Незаконченный рассказ», «Игры со спичками».
Конструирование на плоскости и в пространстве (4ч.)
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание фигур. Танграмм. Головоломки на плоскости. Практическая работа: «Танграмм», «Сосчитай кубики», «Архитектор»
Постановка и разрешение проблем (4ч.)
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практическая работа: «Развивающие игры: «Причина и следствие», «Сюжетный рассказ».
Решение логических задач (3ч.)
Закрепление полученных знаний; развитие логического мышления
Итоговое занятие (1ч.)
Диагностическое тестирование.
VII класс
Творчество. Секреты и методы творчества (2ч.)
Что такое творчество? Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Изобретательское творчество. Практическая работа: «Интеллектуальная разминка», «Задачи на сообразительность»
Закономерность (4ч.)
Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практическая работа: «Установите закономерность», «Отгадай слово», «Логические цепочки», «Аналогия»
Функциональные отношения между понятиями (3ч.)
Последовательность. Причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практическая работа: «Выявление причины и следствия», «Установление отношений противоположности, рядоположности»
Постановка и разрешение проблем (3ч.)
Анализ проблемной ситуации. Методы решения проблемных ситуаций. Практическая работа: «Мозговая атака», «Усовершенствуй предмет»
Наблюдение. Развитие наблюдательности (2ч.)
Роль наблюдения. Условия проведения наблюдений. Развитие наблюдательности. Практическая работа: «В чем ошибки», «Детективные истории»
Воображение. Развитие воображения (2ч.)
Виды воображения. Способы развития воображения. Ассоциации. Практическая работа: «Дополни рисунки», «Описание картины», «Воссоздание образа».
Изобретательское творчество (2ч.)
Изобретательство. Из жизни великих людей. Творчество и фантастика. Практическая работа: «Задачи на сообразительность»
Методы решения творческих задач (15ч.)
Метод проб и ошибок, сущность, принципы решения. Метод контрольных вопросов, сущность, принципы решения. Метод разрешения противоречий, сущность, принципы решения. Метод преобразования свойств, сущность, принципы решения. Метод фокальных объектов, сущность, принципы решения. Идеальный конечный результат, сущность, принципы решения. Искажение пропорций, сущность, принципы решения. Морфологический ящик, сущность, принципы решения. Практическая работа: «Решение противоречий с помощью методов решения творческих задач»; «Развивающие игры: «Задачи Шерлока Холмса», «Практикум изобретателя», «Творческий практикум»
Итоговое занятие (1ч.)
Диагностическое тестирование
VIII класс
Человек и его интеллект (1ч.)
Понятие интеллекта. Значение развития интеллекта. Практическая работа: «Диагностика интеллектуального развития»
Чтение как способ получения информации (14 ч.)
Что мы знаем о чтении? Цели и виды чтения. Выявление умений и навыков традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения. Изучающее чтение. Поисково-просмотровое чтение и его виды. Понимание смыслового содержания текста. Практическая работа: «Работа с разными видами текстов, чтение текста с использованием дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблицы, тест «Понятлив ли я?»
Приемы работы с текстом (7 ч.)
Методы и приёмы работы с текстом: «толстые и тонкие вопросы», «мудрые совы», «чтение с пометками». Умение задавать и отвечать на вопросы. Правила работы с учебной литературой. Библиографический поиск. Каталог. Правила работы с каталогом. Справочник. Работа со справочной литературой. Практическая работа: «Работа с текстами с использованием методов «чтение с пометками», «толстых и тонких вопросов», составить план поиска книги, заполнение каталожной карточки».
Способы обработки полученной информации (5 ч.)
Разновидности обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы, конспект. Их особенности. Учимся готовить сообщение. Учимся вести диалог. Практическая работа: «Составить план рассказа», «Подготовить конспект статьи», «Сделать выписки из текста», «Диалог с автором «идеального читателя».
Компьютерный практикум (5 ч.)
Практическая работа: «Создание документов с использованием мастеров и шаблонов». Практическая работа: «Создание нумерованного и маркированного списка». Практическая работа: «Представление информации с помощью диаграммы, таблицы». Практическая работа: «Представление таблицы в текст и текста в таблицу». Практическая работа: «Операции с файлами и каталогами».
Память и внимание. Виды. Их роль в обучении (2 ч.)
Память и внимание. Виды. Их роль в обучении. Способы развития. Практическая работа: «Диагностика памяти и внимания»