В настоящее время все ТВ приемники строятся по супергетеродинной схеме с однократным преобразованием несущей изображения и двукратным преобразованием несущей звука. Схемы черно-белого и цветного приемников отличаются блоками формирования сигналов цветности, устройств сведения лучей и более жесткими требованиями к радиотракту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Изучить принцип работы телевизора по структурной схеме
2.2. Оқу сабақтары барысында білім алушылар игеретін кәсіби біліктердің тізбесі/ Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия (бағалау критерийлері /критерии оценивания):
2.3 Құндылықтарды дамыту/Воспитание ценностей: личностное развитие обучающихся на уровне основного образования, развитие познавательного интереса к профессий; готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценности самостоятельности и инициативы; сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.4 Пән аралық байланыс/Межпредметная связь: радиоприемные устройства, радиотехнические цепи и сигналы, импульсная техника
3. Сабақты жабдықтау/Оснащения урока:
3.1 Оқу-әдістемелік құрал-жабдықтар, анықтамалық әдебиеттер: Быков Р. Е.. Теоретические основы телевидения. Издательство «Лань».Москва 1998г
3.2 Техникалық жабдықтар, материалдар: компьютер, телевизор,интерактивная доска,проектор,дидар, тақта, бор,сабақта қолданылатын көрсетілімдер/презентация к уроку, стенды
приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку (посещаемость принадлежность), постановка цели урока.
2. Ынталандыру және жаңа тақырыпты хабарлау/ Мотивация и объявление новой темы ( 00 минут):
Общий обзор новой темы и цель урока; в новой теме мы рассматриваем полную структурную схему телевизора т.е. будем изучать принцип работы каждого каскада. Как преобразовывается принятый антненной ПТВС по каскадно и как получаем конечный результат т. е отоброжение инфоормаций.
Слайд-1
3.Білім алушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру/ Проверка знаний и умений обучающихся ( 00 минут):
1. Что такое развертка (развертка это последовательная и поочередная передача элементов изображения) ?
2. Какие развертки имеются в системе ТВ и непосредственно в ТВ (В системе телевидения имеются черезстрочная и прогрессивная (построчная) развертка, а непосредственно в телевизоре имеются строчная и кадровая развертка) ?
3. Что такое ПТВС (полный телевизионный сигнал)сколько их и как они называются?
4. Какое самое большое напряжение в ТВ (В черно-белом телевизоре 18000 вольт а в цветном телевизоре 25000 вольт подается на второй анод кинескопа)
5. С какого каскада отделяется ПТВС (полный телевизионный сигнал отделяется с каскада видеодетектор)
6. С какого каскада отделяется промежуточная частота, сколько их
и какие их частоты (промежуточная частота отделяется с каскада преобразователя, имеются 2 промежуточные частоты: ПЧ изображения 38 МГц и ПЧ звука 31,5 МГц)
7. С какого каскада отделяется промежуточные частоты (промежуточные частоты отделяются с каскада преобразоателя)
II.
Сабақтың ортасы/Середина урока
48 минут
Жаңа тақырыпты түсіндіру/ Изучение нового материала.(00 минут)
В настоящее время все ТВ приемники строятся по супергетеродинной схеме с однократным преобразованием несущей изображения и двукратным преобразованием несущей звука. Схемы черно-белого и цветного приемников отличаются блоками формирования сигналов цветности, устройств сведения лучей и более жесткими требованиями к радиотракту. Рассмотрим структурную схему черно-белого приемника. Радиосигнал, принятый антенной, поступает на селектор (переключатель) каналов СК (ПТК), в состав которого входят УВЧ, смеситель и гетеродин. Для приема радиосигналов различных каналов колебательные контура этого узла в диапазонах перестраиваются с помощью варикапов, которые позволяют осуществлять выбор программ и автоматическую подстройку частоты гетеродина. В УВЧ происходит предварительное усиление. Его шумовые параметры во многом определяют чувствительность приемника, поэтому к нему предъявляются жесткие требования. Смеситель и гетердин служат для преобразования несущих изображения и звука в соответствующие промежуточные частоты fПЧИ=fГ-fНИ=38мгЦ, fПЧЗв=fГ-fНЗв=31,5МГц. Преобразованные сигналы поступают на общий УПЧИ, где происходит основное усиление сигнала изображения и формируется ЧХ приемника, чем обеспечивается избирательность по соседнему каналу. УВЧ и УПЧИ охвачены системой АРУ, как правило ключевой, в которой анализ сигнала после детектора производится только во время обратного хода строчной развертки по фиксированным уровням видеосигнала. Чтобы уменьшить помехи от несущей звука используется специальный режекторный фильтр перед видеодетектором (ВД), а сигнал в канал звукового сопровождения снимается с него и поступает на УПЧЗ . Продетектированный ВД сигнал усиливается ВУ до уровня 90-200В и подается на модуляиор кинескопа.
Канал синхронизации содержит амплитудный АС и временной ВС селекторы. АС выделяет из ПТВС сигнал синхронизации разверток, а ВС – дифференцирующая и интегрирующие цепочки – разделяют строчные и кадровые синхронизирующие импульсы. Отклоняющие токи для кинескопа формируются в блоке разверток соответственно в генераторах строчной и кадровой разверток
Канал звукового сопровождения начинается с АД, где происходит второе преобразование промежуточной частоты звука. Можно было бы обойтись и однократным преобразованием частоты, но при этом необходимо очень точное сопряжение настроек и обеспечение стабильности параметров УПЧИ и УПЧЗ. Чтобы избежать взаимозависимости настроек и обеспечить при одном гетеродине прием двух сигналов, используются биения между промежуточными частотами звука и изображения, которые возникают на нелинейном элементе АД. Здесь вместо частоты второго гетеродина используется достаточно большой сигнал промежуточной изображения: fПЧЗв2=fПЧИ –fПЧЗв1=38-31,5=6,5МГц. Для того, чтобы не пропал сигнал звука, необходимо постоянное присутствие несущей изображения, для чего и оставляется в ч-б 15 %, а в цветном 7 %. Чтобы устранить паразитную АМ сигнал звукового сопровождения на 2-ой промежуточной подвергается ограничению в АО, затем детектируется в ЧД и через УЗЧ поступает на громкоговорители.
Көрсетілім
Power Point
Слайды
1-
2. Жаңа білім мен дағдыларды бекіту/Закрепление новых знаний и умений.
1-тапсырма/задание. Краткое обобщение пинципа работы ТВ по полной стуктурной схеме
2-тапсырма/задание. Отдельно рассмотреть блок радиоканала
IІІ-
Сабақтың соңы/Конец урока
(дебрифинг)
минут
1.Рефлексия ( 3 мин)
Понравился ли вам сегодняшний урок? Что усвоили о работе телевизионного приемника? Как и где отделяется ПТВС? Что нового узнали?
2.Бағалау/Оценивание ( 2 мин)
Оценить отличившихся учеников на уроке и огласить оценки
Бально-рейтинговая оценка
3.Үй тапсырма/Домашнее задание. ( 3 мин)
1. Выучить пинцип работы ТВ по полной стуктурной схеме
2. Рассмотреть отдельно работу блока радиоканала
3. Рассмотреть отдельно работу блока разверток
4.Покаскадно начертить наизусть каскады входящие в радиоканал