Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также примерной программы учебной дисциплины «Сервисная детельность», предназначенной для изучения сервисной деятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сервисная деятельность программа»
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также примерной программы учебной дисциплины «Сервисная детельность», предназначенной для изучения сервисной деятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»
Рекомендована предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин протокол _____________ от ________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Сервисная деятельность
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПОсоциально-экономического профиля 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
дисциплина входит в профессиональный цикл
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
иметь представление:
о месте сервиса в жизнедеятельности человека;
о принципах удовлетворения потребностей человека;
о способах и формах оказания услуг;
уметь:
- соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания
клиентов;
- определять критерии качества оказываемых услуг;
- использовать различные средства делового общения;
- анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в них
индивидов;
-управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной
деятельности;
- выполнять требования этики в профессиональной деятельности;
применять требования нормативных документов к основным видам
продукции (услуг) и процессов;
знать:
- социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности;
- потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса;
- сущность услуги как специфического продукта; понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности;
- правила обслуживания населения;
- организацию обслуживания потребителей услуг;
- способы и формы оказания услуг;
-нормы и правила профессионального поведения и этикета;
-этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;
-критерии и составляющие качества услуг;
- психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания
-правила обслуживания населения;
нормативно-законодательную базу, регламентирующую сервисную деятельность
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
В том числе:
Практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
Итоговая аттестация в форме
Дифференцированного зачета
Тематический план
Наименование разделов и тем
Максимальная учебная нагрузка на студента
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоятельная работа
всего
практические работы
Введение
1
1
Раздел1
Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
2
2
Тема1.1
.Возникновение сервисной деятельности. Развитие сервиса в дореволюционной России
3
1
2
Тема 1.2.
Основные этапы развития сервисной деятельности в России в XX веке
2
1
1
Раздел 2 Организация сервисной деятельности
15
Тема 2.1 Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса
5
3
2
Тема 2.2. Формирование рынка услуг и его особенности
3
2
1
Тема 2.3. Предприятия, оказывающие услуги населению
3
2
2
1
Тема 2.4. Организация обслуживания
потребителей услуг
5
4
1
Тема 2.5 Понятие контактной зоны сервисных предприятий. Психологическая, этическая и эстетическая культура сервиса
3
2
1
Тема 2.6.
Нормативные документы по обслуживанию населения и регулирование отношений в сервисной деятельности
3
2
2
1
Раздел 3
Услуга как специфический продукт
6
Тема 3.1.
Изучение потребностей человека как основа формирования сервисной деятельности
4
3
1
Тема 3.2.
Комплекс маркетинга в сфере сервиса и особенности его реализации
4
3
1
Раздел 4 Качество услуг
4
Тема 4.1.
Показатели качества услуг и уровня обслуживания населения
3
2
1
Тема 4.2.
Пути повышения качества услуг и обслуживания населения
3
2
2
1
Раздел 5. Понятие сервисных технологий
4
Тема 5.1.
Новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания населения
3
2
2
1
Тема 5.2 Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания
3
2
2
1
Всего 48
32
10
16
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины сервисная деятельность
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа студента
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Содержание. Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими учебными дисциплинами. Основные понятия и определения: услуга, сервис. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. Услуги материальные и нематериальные (производительные и непроизводительные). Роль сервиса в экономической системе России.
1
2
Самостоятельная работа: написать рефераты по темам: «Место сервиса в жизнедеятельности человека.
1
2
Раздел 1
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4
Тема 1.1 Возникновение сервисной деятельности. Развитие сервиса в России
Содержание. Возникновение потребностей в услугах на протяжении истории развития человечества. Потребности человека, возможности и принципы их удовлетворения. Социальные предпосылки возникновения сервисной деятельности и развития сферы услуг. Понятие о способах и формах оказания услуг. Возникновение и развитие сервиса в России. Развитие промышленного производства как условие развития сферы услуг. Состояние сферы услуг в дореволюционной России.
1
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Возникновение и развитие сервиса в России», «Сфера услуг в дореволюционной России».
1
2
Тема 1.2 Основные этапы развития сервисной деятельности в России в XX веке
Содержание. Структура и развитие услуг в СССР в 1918 – 1940 гг. Бытовое обслуживание населения в период Великой Отечественной войны. Состояние бытового обслуживания в России в послевоенных условиях социализма. Период перестройки и его влияние на сферу сервиса. Возникновение рынка услуг. Современное состояние и тенденции развития сервисной деятельности.
1
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Структура и развитие услуг в СССР в 1918 – 1940 гг.», «Современное состояние и тенденции развития сервисной деятельности.
1
2
Раздел 2
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
20
Тема 2.1 Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса
Содержание. Современное понятие сферы сервиса. Виды сервиса. Виды услуг (личные, духовные, индивидуальные, социальные и др.) и их характеристика.
Основные подходы к осуществлению сервиса (негативный; исследовательский; сервис - обязанность производителя; сервис - обязанность поставщика;сервис как хозяйственная деятельность и др.). Отраслевая структура сферы сервиса. Рынок услуг.
1
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Виды сервиса». «Виды услуг».
1
2
Тема 2.2 Формирование рынка услуг и его особенности
Содержание. Формирование и структура рынка услуг, его особенности. Факторы, влияющие на формирование услуги. Иерархия потребностей и услуг. Конкуренция на рынке услуг и её роль.
2
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Структура рынка услуг, его особенности», «Конкуренция на рынке услуг и её роль».
1
2
Тема 2.3 Предприятия, оказывающие услуги населению
Содержание. Предприятия, осуществляющие сервисную деятельность, их классификация и характерные особенности. Структура предприятий сервиса и направления ее совершенствования.
1
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Структура предприятий сервиса».
1
2
Тема 2.4 Организация обслуживания потребителей услуг
Содержание. Формы организации обслуживания населения. Значение и способы оптимизации размещения и размеров сервисного предприятия. Сферы реализации сервисной деятельности.
2
2
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение «Формы организации обслуживания населения».
1
2
Тема 2.5 Понятие «контактной зоны» сервисных предприятий. Психологическая, этическая и эстетическая культура сервиса
Содержание. Понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности; особенности организации контактной зоны на сервисных предприятиях. Сервис как форма взаимодействия между субъектами. Культура сервиса и ее составляющие. Психологическая культура сервиса: психология службы сервиса, психология процесса обслуживания при оформлении и выдаче заказа. Понятие об этической культуре сервиса: профессиональная этика в профессиональной деятельности, профессиональное поведение, культура общения работника предприятия сервиса с потребителями услуг, этика взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями. Нормы и правила профессионального поведения и этикета. Психологические особенности делового общения и его специфика в сфере обслуживания. Различные средства делового общения. Эстетическая культура сервиса: техническая эстетика и дизайн, роль дизайна зданий и помещений (экстерьер и интерьер), оформления услуги (упаковки). Роль, виды и особенности рекламы в сервисе; психологический, этический и эстетический аспекты рекламы.
2
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Психологическая культура сервиса», «Профессиональная этика», «Профессиональное поведение», «Культура общения работника предприятия сервиса с потребителями услуг», «Этика взаимоотношений в трудовом коллективе
1
2
Тема 2.6 Нормативные документы по обслуживанию населения и регулирование отношений в сервисной деятельности
Содержание. Нормативные документы по обслуживанию населения. Закон РФ «О защите прав потребителей». Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. Правила оформления, приема и выдачи заказа. Правовое регулирование отношений в сервисной деятельности. Права и обязанности участников сервисной деятельности. Стрессы в процессе профессиональной деятельности, конфликтные ситуации между исполнителями и потребителями услуг и их урегулирование.
2
2
Практическая работа: Изучить документы: «Закон РФ «О защите прав потребителей». «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации». «Права и обязанности участников сервисной деятельности».
4
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Закон РФ «О защите прав потребителей». «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации». «Права и обязанности участников сервисной деятельности».
1
2
Раздел3
УСЛУГА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
5
Тема 3.1 Изучение потребностей человека как основа формирования сервисной деятельности
Содержание. Услуга как специфический продукт рынка. Основные различия товара и услуги. Основы маркетинговой деятельности в сервисе. Спрос на услуги и типология маркетинга.
2
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Основы маркетинговой деятельности в сервисе».
1
2
Тема 3.2 Комплекс маркетинга в сфере сервиса и особенности его
реализации
Содержание Основные принципы планирования маркетинга в сфере услуг (комплексность плана маркетинга, непрерывность процесса планирования, гибкость и адаптивность плана маркетинга, ясность целевых установок, оптимизация плана маркетинга и др.). Особенности реализации комплекса маркетинга в сфере сервиса. Особенности услуг в концепции маркетинга. Жизненный цикл услуги и его основные этапы (этап быстрого роста, переходный период, этап зрелости, этап упадка). Формирование цены на услугу: принципы ценообразования и факторы, влияющие на ценообразование.
1
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Основные принципы планирования маркетинга в сфере услуг».
1
2
Раздел 4
КАЧЕСТВО УСЛУГ
6
Тема 4.1 Показатели качества услуг и уровня обслуживания населения
Содержание. Критерии качества услуг и уровень сервиса: понятия качества и уровня обслуживания и качества услуги. Ожидания потребителей от оказания услуг и их удовлетворение. Составляющие качества услуг и обслуживания. Показатели качества услуг, уровня обслуживания населения. Способы и формы оказания услуг. Потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организации сервиса.
1
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Качество и уровень сервиса», «Составляющие качества услуг и обслуживания».
1
2
Тема 4.2 Пути повышения качества услуг и обслуживания населения
Содержание Понятие, значение и способы контроля качества услуг и обслуживания. Пути повышения качества услуг и обслуживания. Стандарты обслуживания как внутренняя форма контроля качества услуг и обслуживания на предприятиях сервиса. Критерии качества работы и способы мотивации работников сервисных предприятий. Контроль удовлетворенности потребителей услуг.
Самостоятельная работа: подготовить сообщения: «Обслуживание на предприятиях сервиса».
1
2
Раздел 5
ПОНЯТИЕ СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
9
Тема 5.1 Новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания населения
Содержание. Понятие и содержание сервисных технологий. Понятие новых видов услуг для рынка и для данного региона; необходимость продвижения на рынок новых видов услуг. Понятие формы обслуживания; прогрессивные формы обслуживания (абонементное обслуживание, бесконтактное обслуживание по месту жительства, прием заказов по месту работы и т.д.).
1
2
Практическая работа: «Формирование навыков обслуживания: Ролевая игра: абонементное обслуживание, бесконтактное обслуживание по месту жительства, прием заказов по месту работы».
2
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием Интернета: «Понятие и содержание сервисных технологий
1
2
Тема 5.2 Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания
Содержание. Влияние разработки и продвижения на рынок новых видов услуг и форм обслуживания на себестоимость и цену услуги, удовлетворенность потребителей ассортиментом и качеством услуг, уровнем и качеством обслуживания. Оценка эффективности внедрения новых видов услуг и форм обслуживания.
Самостоятельная работа: подготовить сообщения с использованием
Интернета: «Новые виды услуг и формы обслуживания».
2
2
Дифференцированный зачет
2
2
итого
48 час
3. условия реализации программы дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
магнитная доска.
Технические средства обучения:
Компьютер
Сканер
Принтер А 4
Картридж к принтеру
Мультимедиа – проектор
Слайд – проектор
Столик для проектора
Экран (на штативе)
Инструменты и пособия
Лазерная указка;
Комплект инструментов для работы у доски;
Таблицы, плакаты.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные
Федеральные законы
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями).
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. /Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 № 1025. (с изменениями и дополнениями).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоен умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов
принятие отчетов практической работы «Изучение действующих нормативных документов в области
сервисной деятельности. «Закон РФ «О защите прав потребителей». «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации».
- соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов;
текущий контроль в форме:
экспертной оценки выполнения задания самостоятельной работы по теме «Поиск в сети Интернет и других источниках информации «Правила бытового обслуживания».
- выполнять требования этики в профессиональной деятельности
текущий контроль по теме в форме индивидуального устного опроса «Права и обязанности участников сервисной деятельности».
знания
основных понятий сервисной деятельности
текущий контроль по теме в форме индивидуального устного опроса
- правила обслуживания населения;
текущий контроль по теме в форме индивидуального устного опроса
- организацию обслуживания потребителей услуг;
текущий контроль по теме в форме индивидуального устного опроса
- способы и формы оказания услуг;
текущий контроль по теме в форме индивидуального устного опроса
-нормы и правила профессионального поведения и этикета;
текущий контроль по теме в форме индивидуального устного опроса
-этику взаимоотношений в трудовом коллективе.
текущий контроль по теме в форме индивидуального устного опроса