Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному краеведению (6 класс)»
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литературное краеведение», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литературное краеведение» в основной школе проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере:
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения предмета «Литературное краеведение» ученик
научится понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
сумеет :
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Ин
2. Основное содержание
Литературное наследие Пензенского края.
Легенды и предания народов Поволжья.
Почему Сура так называется. О реке Айва. Мокшанская княгиня Нарчатка. Большая сосна.
П. А. Вяземский и Пензенский край. Саловка. Зимние карикатуры. « Степь», « Первый снег». Вяземский и Пушкин.
О. М. Савин « Пишу тебе в Пензу…». Отрывки из книги. Гипотезы о возможности пребывания Пушкина в Пензе.
М.Ю. Лермонтов. Стихи о природе. Пензенская природа в лирике поэта. Поэма « Черкесы». Заочная экскурсия в Тарханы.
С. А. Андреев – Кривич. Главы из книги «Тарханская пора».
И.Л. Андроников. «Земляк Лермонтова» - рассказ из сборника рассказов « Рассказы литературоведа».
Н.С. Лесков. Н.С. Лесков и Пензенский край. Из « Мелочей архиерейской жизни».
Ф. В. Гладков. « Повесть о детстве. Прошлое Пензенского края в повести.
Стихи пензенских поэтов о родном крае. А. Сазонов, Д-Злобина, О. Савин, Ф. Ракушин, М. П. Смирнова, В. Застрожный. «Пройдись по Пензенскому краю», « Женские Слезы», « Я родилась не горожанкой», «Уза»
В. Канин. «На тропе Батыевой». Главы из исторической повести.
Внеклассное чтение. Стихи местных авторов о Нижнем Ломове в районной газете «Маяк», «Любимая газета».
Заключительный урок. « Наши поэты ». Итоговое повторение пройденного.
№ п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
1.
Литературное наследие Пензенского края.
1
2.
Мифы народов Поволжья.
« Почему Сура так называется», « О реке Айва»
1
3.
« Мокшанская княгиня Нарчатка», « Большая сосна»
1
4.
Р. Сочинение « Почему … так называется»
1
5.
П.А. Вяземский и Пензенский край. «Саловка»
1
6.
П.А. Вяземский « Зимние карикатуры»
1
7.
Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений П.А. Вяземского.
1
8.
О.М. Савин – выдающийся краевед, поэт, историк. Знакомство с творчеством.
1
9.
О.М. Савин « …Пишу тебе в Пензу»
1
10.
О.М. Савин «…Написал «Историю пугачевщины»…»
1
11.
М.Ю. Лермонтов и Тарханы.
1
12
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»
1
13.
М.Ю. Лермонтов «Прекрасны вы, поля земли родной», « Вечер после дождя».
1
14.
Поэма «Черкесы»
1
15.
Р.Поэма «Черкесы». Выразительное чтение наизусть.
1
16.
С.А. Андреев – Кривич. Отрывки из книги «Тарханская пора»
1
17.
С.А. Андреев – Кривич. Отрывки из книги «Тарханская пора»
1
18.
Р. Конкурс рассказов «Легенды о Лермонтове, живущие в Тарханах»
1
19.
И.Л. Андроников «Земляк Лермонтова»
1
20.
И.Л. Андроников «Земляк Лермонтова»
1
21.
Н.С. Лесков и Пензенский край. «Мелочи архиерейской жизни»
1
22.
Ф.В. Гладков «Повесть о детстве»
1
23.
Ф.В. Гладков «Повесть о детстве»
1
24.
Ф.В. Гладков «Повесть о детстве»
1
25.
Ф.В. Гладков «Повесть о детстве»
1
26.
Ф.В. Гладков «Повесть о детстве»
1
27.
Ф.В. Гладков «Повесть о детстве»
1
28.
Стихи Пензенских поэтов о природе родного края. Стихи М.Смирновой и Д.Злобиной
1
29.
Стихи Ф.Ракушина и О.Савина
1
30.
Стихи А.Сазонова и Н. Почивалина.
1
31.
Р. Мини- сочинение « С чего начинается родина?»
1
32.
Внеклассное чтение. Стихи местных авторов о Каменке в районной газете «Каменская ночь», «Любимая газета».