kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному краеведению для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л.Ф.Фёдоровой "Литературное краеведение" (г.Салехард) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному краеведению для 4 класса »

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л.В. Фёдоровой «Литературное краеведение» (Салехард, 2004) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), фактически 34 часа.

Общая характеристика учебного предмета

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

- формирование у младших школьников целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа;

- становление гражданской позиции на основе воспитания нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к краю, в котором мы живём, и осознание ценности собственной жизни и здоровья, края за счет становления ключевых компетенций (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, социальной).

Курс литературного краеведения в особой мере влияет на решение следующих задач:

- в области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности учащихся;

- формирование жизненной самостоятельности;

- гуманное отношение к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю;

- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Материал в программе расположен в соответствии с требованиями современной дидактики: умственные действия учащихся формируются поэтапно: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая навыками самостоятельного анализа.

Программа третьего класса начинается с первоосновы литературы – фольклора: сказок, легенд, были. При изучении сказок происходит знакомство с народом, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. Фольклорный раздел расширяет и углубляет знания об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времён до сегодняшнего дня.

Особое место отводится исследовательской деятельности: рассмотрению природных богатств края, климатических условий, расположение Ямало-Ненецкого автономного округа на карте и его географических особенностей относительно России.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин, иллюстраций и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, составлении вопросов к тексту, составлении устных рассказов на заданную тематику. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения (обучающие): колыбельных песен, загадок (по аналогии), стихотворных текстов. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников.

Программой предусмотрен доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

В учебном предмете особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью предмета «Литературное краеведение» является использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о родном крае.

Программа предусматривает посещение тематических выставок в школьном музее, проведение экскурсий.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение литературного краеведения во втором классе отводится 1 час в неделю. Выполнение программы ориентировано на организацию учеб­ного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Чтобы добиться наилучшего эффекта, используются нестандартные формы работы: экскурсии в музей, на природу, проводятся уроки-встречи с жителями микрорайона, ведётся активный поиск по следам давно минувших событий. Все это в сочетании со словом писателя, с книгой делает предмет живым, интересным увлекательным.

Программой предусмотрено проведение тематических тестовых проверочных работ и итоговых контрольных работ.

Предпочтение отдаётся текущему контролю в форме устного опроса (УО), тестов (Т), самостоятельных работ (СР), проверочных работ (ПР).

В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков:

- осознанно читать текст;

- определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении;

- строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

-описывать и сопоставлять различные объекты;

-самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочной литературе;

- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

- участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);

- владеть навыками учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;

овладения ключевыми компетенциями:

познавательной компетенцией: знать названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с важнейшими историческими событиями страны и края; знать символику государственной власти края, города; показывать на карте края географические объекты; знать название народностей (2-3), населяющих край; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу ЯНАО (2-3); знать особенности северного фольклора; уметь сравнивать, сопоставлять особенности русского и северного фольклора; знать авторов изучаемых произведений; уметь давать характеристику поступкам героев;

информационно-коммуникативной компетенцией: уметь представить себя в разных социальных ролях; уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информации; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного края и профессиями, распространенными на этой территории;

общекультуной компетенцией: уметь определять роль традиций и религии в жизни коренных народов севера;

рефлексивной компетенцией: уметь давать оценку воздействия человека на природу края; осознавать место своей малой родины в крае, России.


Содержание курса «литературное краеведение».

( 34 часа)


Сказки и эпические сказания северного края, связь северного фольклора с народным творчеством других народов – 12ч.

«Два Вэхэляка» (ненецкая сказка). «Хитрый Ембо» (ненецкая сказка). «Старик Выя» (ненецкая сказка).

«Педор Кирон защищает Русскую землю» - комиэпическое сказание.

«О Вавле» - коми поэма о герое ненецкого народа Ваули Пиеттомине.

Л. Лапцуй «Вавлевские камни»

М. Анисимкова «Ваули» (чтение отрывков по выбору учителя)

Твои люди, север! – 10ч.

Рассказы о Герое Советского Союза А.М.Звереве и ямальцах-фронтовиках.

Л.Лапцуй «Пастух», «Человеку поклон», «Лов на Оби», «Врач», «Победившие смерть» и др.

Р. Ругин «Путина», «Обские рыбаки», «Хозяин тайги», «Есть обычай добрый у народа…», «Пастух», «Оленьи гонки», «Праздник оленевода».

Храните землю со всем на нейживущим! – 8 ч.

Л.Лапцуй «Сова», «Крик гагары», «Смерть совы»

Р.Ругин «Земля моя, ты чахнешь на глазах…», «Баллада об орле», «Мольба природы», «Материнская любовь»

А.Тарханов «Дума у спиленного дерева».

Э Вэлла «Боль вторая», П.Явтысый «Песец».

Ю.Афанасьев «В морозный день» (чтение отрывков повести по выбору учителя).

Ю.Шесталов «Сначала была сказка», «Когда качало меня солнце» (чтение по выбору учителя)

Экскурсии на предприятия, встречи с интересными людьми разных эпох и талантов – 4 часа.


В результате освоения предметного содержания курса литературного краеведения у учащихся формируются общие учебные умения и способы деятельности. Школьники учатся:

  • осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.


Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвёртого класса:

иметь представление:

- об истории православия на Ямале;

- об этнологической теме в литературе;

знать:

- особые виды северного фольклора;

- имена ямальских поэтов и писателей (2-3);

уметь:

- различать малые жанры фольклора;

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- уметь сравнивать, сопоставлять, оценивать.

- выделять главные события произведения и их последовательность;

Перечень литературы и средств обучения


  1. Федорова Л.В. Программа учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение». Издание 2-е, Салехард, 2004.

  2. Ямальский калейдоскоп/ Учебное пособие по литературному краеведению.3 класс / Автор-составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.

  3. Из сердца в сердце. Литературно-краеведческий альманах. Составители: М. Б. Швец, Г. И. Леднева, С. Ю. Моргатая . Библиотека. Информационно-библиографический отдел. г. Ноябрьск, 1998.

  4. Л.В. Фёдорова. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюмень: Издательство Института проблем Севера СО РАН, 2001г.

  5. Е.Сусой. Из глубины веков. – Тюмень, 1994.

  6. Вэлла Ю. Вести из стойбища.- Свердловск, 1991

  7. Северные родники. – Сыктывкар, 1995

  8. Шесталов Ю. Тайна Сорни-На – М, 1987. Космос Севера. – Тюмень, 1996



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по литературному краеведению для 4 класса

Автор: Михайлова Альбина Ильинична

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423928081"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа "Литературное краеведение""
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia_proghramma_litieraturnoie_kraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "365228"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480749148"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область)  6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafichieskomu-kraieviedieniiu-saratovskaia-oblast-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "133723"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416572232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства